8 марта 2005 глава Миссии ООН в Косово С.Йессен-Петерсен вручил председателю правительства Косово Р.Харадинаю обвинение Международного трибунала по бывшей Югославии в совершении военных преступлений в конце 1990-х годов. В тот же день Р.Харадинай подал в отставку, сообщив, что завтра улетает в Гаагу, чтобы доказать свою невиновность и выразив уверенность, что быстро вернется. Призвав граждан края не допускать инцидентов, проявить выдержку и терпение в применении стандартов, установленных для Косово, он заявил, что "мы все должны быть готовы принести необходимые жертвы с тем, чтобы наша страна после вековых жертв и страданий нашего народа достигла независимости, которую заслужила". Албанское и международное руководство края также призвали народ сохранять спокойствие, пообещав, что работа по укреплению государственности Косово будет продолжена.

В связи с предъявлением Гаагским трибуналом обвинения Р.Харадинаю президент Сербии Б.Тадич, считая, что "эту ситуацию не следует использовать в сиюминутных политических целях", призвал к "собранности и выдержке, чтобы не поставить под угрозу стабильность и безопасность нашей страны и региона". "Самое важное, подчеркнул председатель правительства Сербии В.Коштуница, чтобы все действовали конструктивно и способствовали сохранению стабильности в крае", указав, что правительство неизменно выступает за мирное преодоление всех проблем в Косово. Министр иностранных дел содружества Сербии и Черногории В. Драшкович оценил отставку Р.Харадиная и его восприятие обвинения трибунала как ответственный поступок: сейчас необходимо, сказал он, чтобы "все граждане Косово и Метохии, прежде всего албанцы, спокойно приняли обвинение и подождали решение суда в Гааге". По мнению МИД России, первоочередными задачами временных органов самоуправления края, Миссии ООН и международных сил безопасности являются недопущение насилия, поддержание в крае стабильности и правопорядка, обеспечение безопасности и свобод неалбанского населения.

Решение Р.Харадиная добровольно явиться в Гаагский трибунал одобрили генеральный секретарь ООН К.Аннан, председатель ОБСЕ, генеральный секретарь НАТО, правительство Албании, руководители внешнеполитических ведомств ФРГ, Великобритании, госдепартамент США, МИД Италии... Высокий представитель ЕС Х.Солана, приветствуя такое решение Р.Харадиная, отметил, что "Косово вступает в решающий период, 2005 год - важный год и в этом контексте ожидаю, что реакция народа Косово будет ответственной". Многообещающе прозвучали заключительные слова Х.Соланы о том, что "Косово не может вернуться в то положение, которое было до 1999 года. Косово необходимо идти вперед, к Европейскому союзу". Глава Миссии ООН в Косово выразил сожаление по поводу того, что не будет больше работать "с близким партнером и другом", заявив вместе с тем о своей уверенности в том, что Р.Харадинай "сможет вновь послужить Косово, ради лучшего будущего которого он пожертвовал и для которого он сделал так много".

9 марта Р.Харадинай прибыл в Гаагу на самолете международных сил безопасности и был помещен в тюрьму. Ему как одному из руководителей так называемой "Освободительной армии Косово" (ОАК), а также двум его подчиненным предъявлены обвинения в совершении преступлений против человечности и нарушении законов и обычаев войны, в частности, участие в незаконных арестах, насильственной депортации, уничтожении имущества, издевательствах над заключенными, насилиях и убийствах. Эти преступления были совершены в 1998 году на территории Косово против гражданского населения - сербов, цыган и сотрудничавших с сербскими властями этнических албанцев. Согласно обвинению, Р.Харадинай планировал и проводил преступные операции, "лично приказывал, контролировал и сам участвовал в избиении заключенных и похищении людей, которых позже находили мертвыми", он ответственен за убийство 39 сербов, тела которых найдены в Радоничком озере. Значительная часть доказательств совершенных преступлений была представлена Сербией. Однако ни по одному предъявленному ему обвинению Р.Харадинай, которого защищает Р.Диксон из известной лондонской адвокатской конторы, не признал себя виновным.

Возникавшие опасения по поводу возможного осложнения обстановки в Косово были вполне естественны, поскольку именно это предвещали экстремистские круги в Косово еще в конце 2004 года, когда Р.Харадинай был приглашен на беседу следователями трибунала. В целях предотвращения возникновения каких-либо инцидентов, в Косово были приняты дополнительные меры безопасности. Международный армейский контингент, что весьма примечательно, стал усиливаться штабом НАТО заблаговременно: в начале марта в край прибыли 600 немецких спецназовцев и американское подразделение, обученное ведению уличных боев, на севере Косово была усилена французская бригада, а 8 марта прибыли еще 500 британских военнослужащих. Заметно активизировалась и Косовская полицейская служба.

Глава Миссии ООН призвал народ Косово реагировать на происходящие события "с таким же достоинством и зрелостью как и Харадинай", "насилие послужит только интересам тех, кто решительны в блокировании продвижения Косово вперед", а посольство США в Белграде предупредило, что "насилие будет иметь отрицательные последствия для будущего Косово". И поначалу недовольство решением трибуналом практически свелось к отставке одного краевого министра да небольшой демонстрации студентов, однако затем о своем существовании напомнили экстремисты, как бы предупредив о возможности негативного развития событий: раздались два взрыва в Приштине вблизи резиденции Миссии ООН и два провокационных взрыва албанских домов в г.Косовска Митровица. А 15 марта было совершено покушение на президента Косово И.Ругова, направлявшегося на встречу с Х.Солана, прилетевшим в Косово для того, чтобы продемонстрировать поддержку ЕС и ускорить формирование нового правительства края.

Предъявление Гаагским трибуналом обвинения Р.Харадинаю - это многоплановое событие, которое неслучайно привлекло внимание широких политических кругов в мире. Вместе с тем оно не явилось чем-то неожиданным, о преступлениях Р.Харадиная говорилось уже давно, об этом вновь напомнили и в декабре 2004 года, когда он был избран председателем правительства Косово. Правительство Сербии расценило акт его избрания как политическую провокацию. Возникает вопрос: кому и для чего тогда это было нужно, какова должна быть политическая ответственность тех, кто, зная о его прошлом, не счел возможным этому воспрепятствовать. Вряд ли речь может идти только о серьезных упущениях в деятельности миссии ООН в Косово или о существенных просчетах некоторых политических кругов Запада, полагавших, что избрание Р.Харадиная председателем правительства края явилось "результатом демократического процесса". По мнению видного деятеля сербских радикалов М.Мирчича, "обвинение и отъезд Р.Харадиная в Гаагу являются спланированным сценарием, за которым стоят американцы и который направлен на то, чтобы албанцы заполучили симпатии в мире". А быть может действительно все это является частью стратегического замысла по созданию необходимых предпосылок для решения вопроса об окончательном статусе Косово в плане предоставления ему независимости. Иначе что же имел в виду глава Миссии ООН в Косово, заявив, что решение Р.Харадиная явиться добровольно в Гаагский трибунал свидетельствует о "растущей политической зрелости Косово ----как ответственного члена мирового сообщества".

Не исключено, что это событие имеет и другую весьма важную политическую направленность: решение Р.Харадиная добровольно явиться в Гаагский трибунал должно, судя по всему, послужить уроком, наглядным примером для Сербии, Хорватии и Сербской республики в Боснии и Герцеговине, которые до сих пор не выполнили все требования Гаагского трибунала о выдаче обвиняемых им лиц. Что касается личной судьбы Р.Харадиная, то он, видимо, надеется на то, что ему будет разрешено пребывание на свободе до начала судебных слушаний (в Косово уже широко это требуют и миссия ООН готова по запросу трибунала дать соответствующие гарантии), а потом и вообще будет вынесен оправдательный приговор "за не доказанностью обвинений". В таком случае это означало бы оправдание и всей террористической деятельности ОВК.