Депутат Законодательного Собрания Приморья Николай Марковцев 17 марта на заседании предложил внести на рассмотрение правительства проект к Федеральному Закону "О внесении изменений в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил сам депутат.

"Необходимость внесения изменений в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации № 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года вызвана тем, что в последнее время участились случаи тяжелых катастроф на море. Только в 2004 году на Дальнем Востоке потерпели катастрофу более 30 судов, - пояснил депутат на заседании. - Так 2 ноября в Японском море один за другим затонули сразу два транспортных судна: "Ароса" под флагом Камбоджи с грузом угля и "Вест" под флагом Монголии с грузом леса на борту. Все 42 моряка обоих судов под "удобными" флагами - граждане России, жители Владивостока и Находки. Спасти удалось только 9 из них. 33 человека погибли".

"Представители морских администраций портов, судоходных компаний, научных кругов Приморья пришли к выводу: едва ли не каждый выход в море наших судов может завершиться трагедией. Согласно статье 60 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" "судовладелец обязан страховать жизнь и здоровье экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей". Но в российских нормативных документах, в отличие от норм других развитых морских держав, не указаны минимальные ставки трудовых контрактов и страховых полисов. В результате государственные органы не могут их контролировать, моряки остаются социально незащищенной категорией граждан, а бюджет теряет налоги с их зарплаты. Известно, что некоторые так называемые "судовладельцы" в формализме доходят до того, что страхуют жизни членов экипажей в одну тысячу рублей. Необходимо повысить влияние государства на деятельность флота. При нынешней реорганизации Правительства РФ вопросы обеспечения безопасности мореплавания выпали из государственного поля зрения. Начать стоит с малого, с возрождения реально действующей службы безопасности мореплавания в Федеральном агентстве морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ. Размер страхования жизни моряка не может быть ниже минимума, установленного международными нормами, - 60 000 долларов США. При невыполнении этого требования выход в море судну должен быть запрещен.

Для судовладельцев расходы по страхованию весьма существенны, а для моряков очень важны для обеспечения социальной защищенности. Такое страхование не может считаться обязательным из-за отсутствия соответствующего Федерального Закона РФ.

Для повышения эффективности защитной функции трудового права, требуется введение системы страхования ответственности судовладельцев за невыплату заработной платы морякам, а также для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью моряков, и компенсации иных финансовых обязательств судовладельца перед моряком.

С целью обеспечения конституционных прав российских граждан Законодательное Собрание Приморского края считает необходимым внести в статью 60 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" следующие изменения: в пункте 2 после слов "обязан страховать" дополнить словами "в соответствии со сложившейся международной практикой"", - уточнил Николай Марковцев.