Президент Чеченской Республики Алу Алханов дал пресс-конференцию для иностранных журналистов, прибывших в республику. Как сообщили "Грозный-информ" в пресс-службе президента Чеченской Республики, поприветствовав работников средств массовой информации из Германии, США, Великобритании, Нидерландов и Финляндии, Алу Алханов сказал:

Я надеюсь, что смогу ответить на все ваши вопросы. Всегда говорил и сейчас повторю, что в Чеченской Республике нет закрытых тем. Нет тех проблем, которые мы не были бы готовы обсудить с теми, кто действительно хочет мира и добра многонациональному народу нашей республики. Расцениваю нашу встречу как еще одну возможность поближе узнать друг друга, и каждый сделает что-то для достижения мира и стабильности в Чеченской Республике.

Что изменилось в связи с уничтожением Аслана Масхадова?

Я уже отвечал на этот вопрос. Тем не менее, повторюсь. Мое твердое мнение: есть Масхадов или его нет, тот путь, который наш народ определил для себя 23 марта 2003 года (в этот день состоялся референдум по конституции ЧР - прим. ИА REGNUM), остается неизменным. Политический курс, который был определен первым президентом Чеченской Республики Ахмадом-хаджи Кадыровым и который полностью поддерживается президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и руководством России, тоже остается неизменным. С этого пути мы не сходим и не сойдем. Потому что это единственно правильный курс. Другого пути, кроме пути мира, созидания и процветания у нашего народа нет.

Сложилось мнение, что Масхадов был единственным человеком, с которым можно было вести переговоры. Как Вы к этому относитесь?

Спросил бы у этих людей, а они вообще были знакомы с ситуацией в Чеченской Республике? Были ли у них беседы с простыми жителями республики? Знали об их настроениях и надеждах? Человек, который олицетворял собой лицо террора, из-за которого лилась кровь, страдал собственный народ. Этот человек предлагал мир. Кому? Я и тогда говорил ему: оставь народ в покое. Кроме Масхадова и Басаева чеченскому народу войну никто не объявлял.

Вам известно, что уже тогда, когда Масхадов выступал со своими заявлениями, было запланировано проведение круглого стола в Страсбурге. И в канун этого заседания ровно за месяц в республике должен был совершиться ряд крупных терактов. Благодаря решительным и профессиональным действиям федеральных и республиканских силовых ведомств эти теракты были предотвращены. План организации этих акций был сорван.

Не получилось. Народ хочет жить в мире. Нам террор не нужен.

Как Вы прокомментируете сообщения о том, что Масхадов был убит раньше и при других обстоятельствах?

Пища для разнотолков ищущему всегда найдется. Не понимаю, что здесь комментировать. По разным поводам разброс мнений происходит не только у нас, в Америке, Германии. Причем нередко возникают совершенно полярные мнения.

Проходят сообщения, что боевиков поддерживает большое количество граждан, что продолжаются похищения.

Никто не отрицает того, факта, что такой вид преступления в республике имеет место быть. Но посмотрите динамику совершения похищений и вы увидите, что эти факты сократились в республике в три-четыре раза. Но есть еще один момент. Когда началось массовое похищение людей? Оно началось во время правления Масхадова. Тогда шла узаконенная работорговля. Тогда же началось насаждение в республике ваххабизма.

Кто-то говорит о законности выборов Масхадова. Это в то время, когда республику покинули только чеченцев около 300 тысяч. Хотя я не отрицаю и того, что среди миллиона с лишним жителей найдутся и те, кто сочувствует Масхадову. Причины могут быть самые разные. Мало ли примеров, когда люди помогают откровенным преступникам. Но в обществе принято исходить из мнения большинства. А подавляющее большинство чеченского народа хочет мира.

Не так уж трудно разобраться в том, кто есть кто. Кто на самом деле не дает спокойно жить чеченскому народу? Кто виноват в том, что пострадали десятки тысяч ни в чем не повинных людей?

Что это за отряды, которые совершают похищения людей?

Ни о каких отрядах речи нет. Отрядов типа махновцев в Чеченской Республике нет. Есть незаконные вооруженные формирования, которые совершают самые гнусные преступления, пытаясь потом свалить вину и на федералов, и на местные правоохранительные органы. Не отрицаю, что есть факты похищения людей и теми и другими, но мы с этим боремся.

Но надо сказать и о том, что тысячи вчерашних участников незаконных вооруженных формирований, поверив гарантиям руководства республики и президента В. Путина, вернулись к мирной жизни. Многие из них были приняты в правоохранительные органы, и сегодня они с оружием в руках противостоят преступникам вместе с местными и федеральными сотрудниками силовых структур.

Скажите, как складывается Ваше сотрудничество с Рамзаном Кадыровым?

Понимаю ваш вопрос. В некоторых кругах его представляют этаким демоном во плоти. Если у меня возникает вопрос к первому заместителю председателя правительства, а Рамзан Ахматович занимает именно эту должность, я приглашаю его к себе и ставлю перед ним задачу. На нем лежит ответственность за работу республиканских правоохранительных структур. Кроме этого он же осуществляет общее взаимодействие силовых структур и координацию действий местных и федеральных силовых ведомств. Сегодня он непосредственно координирует работу спецподразделений при проведении операций по ликвидации бандформирований. Конечно, у него, как и у всякого человека и руководителя, есть свои достоинства, есть и недостатки. Но он старается делать работу качественно и как можно быстрее. Главное, что он продолжает дело, начатое его отцом.