Согласно ежегодному отчету международной организации "Transрarency International", Азербайджан занимает 140 место (среди 146 стран) по уровню коррумпированности, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Этот показатель свидетельствует о том, что в стране не произошло принципиальных позитивных изменений в сфере борьбы с коррупцией, и страна вновь оказалась среди самых коррумпированных государств мира. В отчете отмечено, что в 2004 году парламент страны принял новый закон о борьбе с коррупцией, который определяет ответственность госчиновников за коррупцию и субъекты коррупции. Несмотря на поддержку общественностью этого закона, данный документ не гарантирует предоставление госчиновниками данных о собственности и доходах.

Многие эксперты расценивают поверхностное применение данного закона - как защиту для госчиновников, занимающихся коррупцией. В апреле 2004 года была учреждена Комиссия по борьбе с коррупцией, которую возглавил глава президентской администрации Рамиз Мехтиев.

Согласно отчету, в Азербайджане обвинения в коррупции использовались регионально-этническими группировками. Это особенно проявилось в период болезни главы государства Гейдара Алиева, а также до и после президентских выборов 2003 года. Кроме того, в адрес властей звучали многочисленные обвинения в монополизме, рэкете и контроле над государственным имуществом.

В этой связи широко использовался скандал вокруг чешского бизнесмена Виктора Кожены, который открыто признал, что дал взятку в 83 млн. долларов госчиновникам в Азербайджане, обещавшим приватизировать Государственную нефтекомпанию страны. Кроме того, глава государства сам признавал, что в стране сохраняется монополия госчиновников над торговлей такими важными продуктами питания, как мука и хлеб.

В отчете сказано также, что часто обвинения в коррупции политически мотивированы. Они организуются со стороны Рамиза Мехтиева с целью манипуляций и оказания давления на неугодных лиц.

В связи со вступлением в силу в январе 2005 года закона о борьбе с коррупцией многие наблюдатели в Азербайджане не выражают оптимизма по поводу стремления властей решать данную проблему. Сам факт того, что Комиссию по борьбе с коррупцией возглавляет глава президентской администрации, не убеждает в том, что эта структура будет честно выполнять свои функции. Hевключение в состав комиссии представителей СМИ и гражданского общества снижает доверие общества к этой структуре.

Власти страны не смогли решить проблему монополизма, несмотря на свои обещания. Откладывание применения закона о коррупции на период после парламентских выборов свидетельствует, что власти не торопятся применять данный закон и намерены использовать его во внутриполитической борьбе. Что касается Комиссии по борьбе с коррупцией при Генпрокуроре страны, то эта структура также зависит от исполнительной власти.