Понятие "пытка" будет криминализовано как должностное преступление

Москва, 17 марта 2005, 16:33 — REGNUM  16 марта Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству совместно с общественным благотворительным Фондом "Социальное партнерство" провел круглый стол "Правовые механизмы противодействия пыткам, насилию и другим злоупотреблениям властью на досудебной стадии уголовного производства". Центральной темой круглого стола стал вопрос о криминализации пыток. Напомним, что еще в 2002 г. по результатам рассмотрения периодического доклада России Комитет ООН против пыток рекомендовал нашей стране "включить пытки и иное жестокое и унижающее достоинство обращение в национальное законодательство в качестве отдельного вида преступления с адекватным за него наказанием". Между тем, до сих пор в российском законодательстве отсутствует такой состав преступления как "пытка".

Открыл и вел заседание круглого стола заместитель председателя Комитета Петр Шелищ. Активное участие в обсуждении принял председатель правления Фонда "Социальное партнерство", глава Общественного совета при Министре юстиции РФ по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Валерий Борщев, а также представители Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Следственного комитета МВД, Минюста, Федеральной службы по контролю наркотиков и правозащитных организаций, в том числе Комитета "За гражданские права", Московской Хельсинскской группы, движения "За права человека" и др. Следует отметить высокий уровень взаимопонимания между участниками круглого стола и общность их понимания проблемы.

Выступающие указывали, что в новой редакции УК РФ было конкретизировано понятие пытки, а ответственность за принуждение к даче показаний распространена на следователей и дознавателей, с ведома или молчаливого согласия которых осуществляются преступные действия в отношении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Однако положение с соблюдением достоинства личности в отношении задержанных и заключенных остается неудовлетворительным. Пытки, насилие, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, иные формы принуждения к даче показаний, отсутствие доступа к необходимой врачебной помощи на досудебной стадии уголовного производства приобрели массовый и систематический характер. Между тем, согласно статистике, в 2004 г. по пункту "д" Ч. 2. Ст. 117 УК РФ (истязание с применением пытки) в отношении должностных лиц правоохранительных органов было возбуждено только одно уголовное дело, а по Ст. 302 УК РФ (принуждение к даче показаний) - три уголовных дела.

Злоупотребление властью со стороны сотрудников правоохранительных структур представляет серьезную угрозу законности, безопасности личности и общества, препятствует восстановлению доверия населения органам правопорядка. Как подчеркивалось в ходе круглого стола, значимость этой проблемы стала особенно очевидной после событий в Благовещенске (Башкирия) 10-14 декабря 2004 г.

Итогом круглого стола стало принятие рекомендаций, разработанных рабочей группой на основе предложений, полученных Фондом "Социальное партнерство" от целого ряда правозащитных организаций. Рекомендации влючают в себя, в первую очередь, собственно криминализацию пыток, т.е. внесение в Уголовный кодекс поправки, трактующей пытку как должностное преступление - "причинение должностным лицом либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицом физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях".

Кроме того, авторы рекомендаций касаются вопроса о предупреждении пыток и жестокого, унижающего обращения в отношении задержанных, подозреваемых и обвиняемых. В связи с этим, также в соответствии с рекомендациями экспертов ООН и Европейского комитета по предотвращению пыток, предлагается в первоочередном порядке доработать и принять закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", принятый в первом чтении 16 сентября 2003 года.

Рекомендуется также рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о судоустройстве и уголовном судопроизводстве дополнений, предусматривающих введение должности следственного судьи, и возложение на него судебного контроля за дознанием и предварительным следствием (в том числе в Вооруженных Силах) и соблюдением прав человека в местах содержания под стражей.

Ряд предложений касается повышение значимости защитника с целью более надежного обеспечения прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых и более эффективного оказания им юридической помощи, а также сокращения самого чилса случаев применения такой меры пресечения как заключение под стражу.

Кроме того, предложены меры по обеспечению эффективного расследования жалоб на применение пыток и жестокого, унижающего обращения, поступающих от задержанных, подозреваемых, обвиняемых, а также осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Особое внимание в рекомендациях уделено вопросу о необходимости исследования судом заявления подсудимых или свидетелей о применении к ним пыток и о возможном исключении доказательств, добытых таким путем.

В рекомендациях круглого стола также содержатся предложения по созданию системы медицинского освидетельствования, независимой от МВД и Федеральной службы исполнения наказаний.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.