Предлагаем вашему вниманию статью Ильи Комлева опубликованную в канадской газете "The young street review".

Мурманск и его окрестности перенасыщены потенциально опасными ядерными объектами, местами хранения обычных взрывчатых веществ. Сейчас часто по стране гремят взрывы, в том числе и на складах боеприпасов. Было такое и в Североморске. Сообщения о подпольном рынке взрывчатки стали привычными. Поэтому ядерная и радиационная безопасность, особенно на фоне криминализации и чрезвычайщины нашей жизни, не может не волновать население этих городов и области в целом.

Особый статус проблема приобретает в связи со значительными и пока еще до конца не осознанными общественностью событиями. В России приняты поправки к законодательству, разрешающие импорт зарубежного отработавшего ядерного топлива. Предстоит общенациональный референдум по этому вопросу. В 2002 г. запланирован местный референдум такого рода в Красноярском крае. Аналогичные локальные правовые действия предусмотрены и в других регионах. В частности, в Мурманской области представители природоохранных движений выступали с предложением законодательно запретить ввоз радиоактивных отходов из-за рубежа на территорию региона. А Верховный Суд РФ поддержал одну из инициатив челябинских "зеленых".

Здесь многое взаимосвязано. Если, например, жители Челябинской области и Красноярского края в ходе местных референдумов выскажутся против размещения и переработки импортного топлива на их территории, а Новороссийск, Находка, Дудинка (Диксон) и Санкт- Петербург откажутся быть перевалочной базой при морских перевозках, то останется лишь вариант "отложенного хранения" на Кольском полуострове. Такое хранение тем более вероятно, что за него США готовы платить России, лишь бы исключить или, по крайней мере, "заморозить" на 20 лет переработку импортного топлива, одновременно сконцентрировав его в одном месте в целях нераспространения ядерных материалов. К тому же Сибирский округ Госатомнадзора после скандалов в декабре 2001г., связанных с нарушениями при транспортировке отработавшего топлива, готов запретить в 2002г. его ввоз в Сибирь.

Исламские террористы проявляют интерес и к радиоактивным отходам как к потенциальному радиологическому оружию. Известные события 11 сентября и осложняющаяся ситуация в мире заставили США и Россию признать незащищенность всех наземных ядерных объектов и спешно искать в новых реалиях достойные пути развития этой отрасли. Ныне в США установлен мораторий на транспортировку ядерных материалов, а в правительстве РФ обсуждался вопрос о засекречивании таких перевозок. В Баренц-регионе приумножились веские основания беспокоиться за безопасность ядерных объектов России, спроектированных и введенных в эксплуатацию достаточно давно, в условиях закрытого общества. Специалисты университета Умеа в Швеции и Кольского НЦ РАН совместно работают над оценкой сценариев терроризма на объектах хранения ядерных материалов Кольского полуострова. И что очень важно, это делается на основе статистики реальных тревожных событий.

С другой стороны, признаки трансформации или уменьшения роли ядерного сдерживания в политике ведущих государств отсутствуют. Скорее наоборот, развитие событий может привести к снижению порога применения ядерного оружия. Осмысление этих факторов заставляет изменить позицию даже профессионалов, всю трудовую деятельность посвятивших ядерным технологиям и всегда выступавших за их всемерное применение.

В такой ситуации предложения "добавить радиации Мурманску" нужно признать очень "смелыми и своевременными". Речь идет о новой площадке накопления отработавшего ядерного топлива на РТП "Атомфлот", но, прежде всего, о Сайда-Губе, которая выходит в акваторию Кольского залива. Здесь для завода "Нерпа" и предприятий Северодвинска будут строить наземную базу складирования демонтированных (свыше сотни) реакторных отсеков атомных подводных лодок (АПЛ). По существующим нормам отсеки должны отстаиваться на этой базе временно, но не менее ста лет. С реакторами. По факту, думаю, это будет вечное "хранение". Таким образом, миллионы кюри и тонн мурманских и архангельских отходов будут размещены на берегу Кольского залива на тысячи лет.

Мэр города-героя Мурманска О.Найденов настороженно относится к этим планам. Не секрет, что есть реакторные отсеки с аварийным ядерным топливом, выгрузка которого невозможна. Они тоже будут в Сайда-Губе. Тогда может появиться желание "временно складировать" здесь и другое отработавшее топливо, а также все радиоактивные отходы. Уже сейчас более 50% реакторных отсеков Сайда-Губы дополнительно заполнены радиоактивными отходами, т.е. используются как контейнеры большой емкости. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Опасность объекта при этом многократно возрастет, ну а примеры того, как реально могут обращаться с топливом, известны. В декабре 2001 года Госатомнадзор России и Гражданский центр ядерного нераспространения, расположенный в Красноярске, выразили тревогу по поводу крайне неудовлетворительного обеспечения безопасности при вывозе отработавшего топлива АПЛ Северного флота на ПО "Маяк". Установлены факты загрузки в транспортно-упаковочные комплекты разрушенных тепловыделяющих сборок, утери части топлива, слабого контроля готовности эшелонов к отправке (www.nuclearno.ru). Нельзя нагружать базы Северного флота и судоремонтные заводы, как и побережье единственного водного пути Мурманска - Кольского залива, несвойственной им функцией долговременного хранения радиоактивных, да и просто отходов. Их операционная зона должна быть свободна от больших объемов потенциально опасных и ненужных для жизнедеятельности материалов. Учитывая особые условия функционирования объектов, это элементарное требование техники безопасности становится тем более актуальным. Уже сейчас перенасыщенность акватории Кольского залива "мусором" приводит к возникновению опасных ситуаций. Например, в декабре 2001 года плавтехбаза "Имандра", которая является плавучим хранилищем отработавшего ядерного топлива, столкнулась с АПЛ отстоя.

Размещение хранилища в Сайда-Губе ставит под угрозу работу портов Мурманска. Российские рыбаки и так уже редкие гости в родном порту. Снабжение столицы Заполярья и соседних городов и без того чрезвычайно уязвимо. Даже вследствие естественных природных процессов бывают перебои с поставками грузов по железной дороге. Кроме того, уже сейчас с помощью иностранных льготных кредитов и при долговременных обязательствах перед Западом в части экспортных перевозок Мурманск формируется в качестве крупного узла перегрузки угля Кузбасса. Мурманский торговый порт сейчас является самым глубоководным в европейской России. А сколько раз перекроют движение в Кольском заливе при штатной или аварийной транспортировке утилизируемых АПЛ и реакторных отсеков?

Были в отечественной истории события, когда в военное время своими кораблями моряки вынужденно блокировали российские порты и базы ВМФ. Но чтобы заранее и в мирное время! Такого еще не было. Что же это - защита от иностранных АПЛ, которые контролируют горло Кольского залива? Если прошлый век был "горнорудным", "рыбным" и "ядерным" для Мурманской области, то будущее региона следует связывать с углеводородным сырьем. И радиационное "наследие" не должно этому препятствовать. Однако в Сайда-Губе создается помеха предстоящему скачку в развитии области, обусловленному резким усилением активности нефтегазовых компаний на Европейском Севере, в частности на шельфе Баренцева моря, и смещением в будущем приоритетов в сфере добычи углеводородов на шельфе от Норвегии к России. Руководство этих компаний в стратегическом плане придает Мурманску и Севморпути особое значение. И надеется на безопасные условия работы.

Предстоят изменения, соизмеримые по масштабам и интенсивности с произошедшим на наших глазах преобразованием Западной Сибири. Например, "Лукойл" стал владельцем Мурманского и Северного (Архангельск) морских пароходств и совладельцем Мурманского торгового порта, получил в управление атомные ледоколы и имущество РТП "Атомфлот", развивает танкерный флот арктического класса для снятия связанных с "трубой" проблем, намерен строить нефтеперерабатывающий завод и комплекс перегрузки нефти в океанские танкеры на побережье Кольского полуострова для экспорта ее в Западную Европу и США. А "Роснефть" и "Газпром" готовы вкладывать деньги в Штокмановское месторождение уже в 2002 г. и финансируют реконструкцию судостроительных мощностей Северодвинска с целью строительства морских платформ. ЮКОС покупает акции норвежской компании Kvaerner Maritime - мирового лидера в сфере морских технологий. Не случайно одновременно с обсуждением перспектив Кольского края журнал "Нефть России" (2001 г., 12) уделил так много внимания факторам внешней опасности для нефтегазового бизнеса, связанной с морем, а также пагубным экологическим последствиям ядерных "экспериментов" на нефтегазовых объектах и вблизи них.

Может быть, Минатом с помощью Сайда-Губы в конкретном регионе борется против перспектив кризиса российской экономики, обусловленного по его мнению несбалансированностью в развитии подотраслей ТЭК страны в пользу энергетики на органическом сырье, что привело якобы к "нефтегазовой игле" и "газовой ловушке"? Или он на деньги "Газпромбанка" в соответствии с ФЦП "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов" хочет построить здесь высокодоходный и на многие десятки лет завод по переплавке "грязного" металла всего ВМФ и своих предприятий (для начала), если это не получается в Сосновом Бору на берегу Финского залива из-за позиции общественности и администрации Ленинградской области (www.refia.ru)? Или предполагается вознаградить мурманчан льготами в соответствии с действующим законодательством за их жизнь вблизи ядерных объектов?

Экологическая ситуация в акватории Кольского залива и так достаточно сложная. Определенный позитивный вклад в ее оздоровление может внести многолетний проект American Association for the Advancement of Science по изучению загрязнения Баренцева и Белого морей через бассейны рек Кола, Тулома и озера Имандра, имеющий и прогнозную составляющую, вполне вероятным результатом которой просматривается вывод о настоятельной необходимости разгрузить от радиоактивных отходов в долговременной перспективе наиболее промышленно-развитые и заселенные территории Кольского полуострова вдоль линии Кандалакшский залив - Кольский залив. Тем более, что варианты есть. Например, площадки Печенгского района. Или Новой Земли (www.nuclearno.ru).

Сейчас мы ругаем тех, кто когда-то неудачно расположил пометохранилища птицефабрик вблизи Мурманска. Тратим немалые деньги для того, чтобы вода в наших кранах не напоминала нам о них. За сто лет хранилище в Сайда-Губе или само прохудится, или террористы и охотники за цветными металлами помогут. Тогда проблемы будут несравнимо больше. Зачем Минатому самому инициировать новый этап не всегда справедливой и бескомпромиссной критики, противопоставляя слабо подготовленные решения интересам отечественной и зарубежной общественности, Северного флота, нефтегазовой и морской гражданской отраслей?