"Сегодня все возможно, за исключением хорошего", - сказал зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин по поводу государственной политики в отношении российской системы образования. На состоявшейся сегодня, 16 марта пресс-конференции в РИА "Новости", посвященной проблемам реформирования образовательной системы, участники подвергли резкой критике, принятый в августе 2004 года Госдумой закон ФЗ № 122, в части, касающейся государственного управления имуществом государственных образовательных учреждений и приоритетных направлений развития образовательной системы в РФ. Закон предполагает перевод региональных учебных заведений на финансирование за счет местного бюджета, то есть лишение последних финансирования из федерального бюджета, изменение статуса государственных образовательных учреждений на АУ (автономные учреждения) и ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации).

По мнению Олега Смолина, реализация положений закона № 122 повлечет за собой банкротство многих образовательных учреждений и их приватизацию, рост доли платных образовательных услуг для граждан и, учитывая низкий уровень доходов большинства населения, резкое сокращение количества обучающихся, превращение из-за дефицита финансов образовательной деятельности для многих учебных заведений во второстепенную и вытеснение ее коммерческой деятельностью и, как следствие всего вышеперечисленного - полное разрушение системы образования в короткие сроки.

Как сообщил Олег Смолин, министр образования Андрей Фурсенко предложил разделить все российские вузы на 3 категории: национальные университеты, федеральные и региональные. Последние, которых большинство, предполагается лишить финансирования из федерального бюджета. Более того, как сообщает Смолин, Минобр предлагает вообще закрыть те вузы, выпускники которых получают самую маленькую зарплату, что, по мнению министра образования, является показателем их невостребованности. По таким показателям в эту категорию попадают врачи, педагоги, выпускники сельскохозяйственных вузов, констатировал он.

Олег Смолин выказался также против прекращения с 2006 действия системы льготного налогообложения для образовательных учреждений и против предложений Фурсенко заменить дошкольное образование предшкольным и сделать школьное платным на 25%. Государственную образовательную политику в целом, Олег Смолин охарактеризовал как "не либеральную, не социальную и не бюрократическую в хорошем понимании этого слова". А Госдума, которая, по словам Смолина, "стала бесплатным приложением к исполнительной власти" выступила "в роли похоронной команды в отношении многих законодательных инициатив в области образования".

Участвовавший в пресс-конференции ведущий научный сотрудник МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов так же заявил, что "государство не имеет перспектив долгосрочного развития, поэтому нет и стратегии в области образовательной политики", и в такой ситуации "образование фактически рассматривается государством, как растратчик бюджетных денег". "Если, - заявил Андрей Колганов, - мы будем применять принципы коммерциализации образования в нашей стране, то большинство населения будет лишено высококачественного образования. И эта ситуация не допустима с экономической точки зрения". Потому что, как подчеркивали оба участника пресс-конференции, для того чтобы построить развитое информационное общество, необходимо, чтобы его основа, активная его часть была высокообразованна.

Как сообщили участники пресс-конференции, с целью противодействия реформированию системы образования в его существующем варианте они создают общественное движение "Образование для всех". Члены нового движения выступили с обращением к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ, в котором рекомендовали принять федеральный закон о признании утратившими силу положений Федерального закона № 122, касающихся сферы образования и рассмотреть вопрос о служебном соответствии должностных лиц, ответственных за разработку и принятие закона №122, в соответствующей части. А также выработали Декларацию "Образование - для всех", направленную на рассмотрение трем ветвям российской власти и политическим партиям и общественным движениям, СМИ.

В Декларации содержится программа предлагаемых движением мер по реформированию системы российского образования, которые сводятся к решению трех ключевых задач: "приоритетное развитие образования как ключевой сферы экономического и гуманитарного прогресса; превращение образования в одну из самых престижных в экономическом, социальном и культурном отношениях сфер деятельности; создание системы социальных гарантий, обеспечивающих всем слоям населения равных возможностей получения всех видов образования". В частности участники движения предлагают повысить государственные расходы на образование в краткосрочной перспективе в 2 раза, в среднесрочной - до 10% от валового внутреннего продукта и, использовать не менее половины средств Стабилизационного фонда (т.е. около 500 млрд. рублей к концу 2005 года) на цели образования.