Крупнейшее в Марий Эл предприятие ВПК - Марийский машиностроительный завод выполнил оборонный заказ 2004 года и полностью погасил долги по зарплате. О перспективах ММЗ на ближайшие годы в интервью Марийская правда рассказал заместитель генерального директора, главный конструктор завода, руководитель научно-технического центра "Коралл" Сергей Божко. Под "крышей" НТЦ "Коралл" в 19В7 году объединились отделы: главного конструктора, главного технолога, механизации и автоматизации, технической документации и опытное производство.

Сергей Алексеевич, не сомневаюсь, что будущее ММЗ связано с выпуском военной техники. Но как сказалось на предприятии безвременье? Способен ли заметно поредевший коллектив решать задачи сегодняшнего дня?

Вопреки досужим вымыслам о том, что "ММЗ растащили по винтику", у нас сохранились все технологии, все оборудование, остались высококвалифицированные работники, так что мы способны выполнять задания на уровне современных требований, что, кстати говоря, подтвердили комиссии института в -разработчиков военной техники.

Что же завод намерен сейчас выпускать - прежнюю продукцию или уже нечто принципиально новое?

Наше предприятие с начала 50-х годов специализируется на производстве сложных радиотехнических систем ПВО, это и составит основу на будущее. Мы работали и работаем с двумя основными разработчиками систем ПВО в России - Научно-исследовательским электромеханическим институтом {НИЭМИ) и НПО "Алмаз" им. академика А.Расплетина. Главную пашу продукцию - систему С-300В, разработанную НИЭМИ, мы выпускаем серийно с 1983 года. После практически нулевого гособоронзаказа 90-х годов сейчас завод имеет значительный ежегодно нарастающий оборонный заказ. Кроме новых изделий С-ЗООВ, Минобороны заказывает капремонт изделий "Ваза" С-ЗООВ, ППРУ (передвижной пункт разведки и управлении), поставленных ранее в войска. А это - немало!

Капитальный ремонт - экономически выгодная для завода работа - прописан в Государственной программе до 2015 года, то есть фактически на 10 лет мы имеем перспективное направление производства. Да и институты, которые финансировали лучше, имеют новые разработки, нам предстоит их осваивать.

Этого достаточно, чтобы завод не бедствовал?

Нет. Этого маловато. В 70-е годы ММЗ уже выпускал аппаратуру для систем ПВО, разработанных НПО "Алмаз". В последующие годы из-за перегрузки завода работами по тематике НИЭМИ сотрудничество с "Алмазом" сократилось. Сейчас ситуация изменилась, и с 2003 года мы начали оформление необходимых документов, "вписывающих" наш завод в число изготовителей средств комплексов, разработанных "Алмазом". Сейчас мы участвуем в трех разработках этого института.

Во-первых, НПО "Алмаз" на базе существующей системы С-30ОП ("Фаворит"') разработал новую систему "Триумф". Элементы этой новой сложной системы по договорам мы уже делаем. Сейчас выполнены опытные образцы, идут государственные испытании. Это только начало, мы надеемся увеличить наше участие в данной тематике, что позволит на несколько десятилетий обеспечить завод работой.

Во-вторых, хотим "ухватиться за хвост" экспортных поставок системы С-300П ("Фаворит"). Система сложная - в производстве только ее конечных изделий в советские времена участвовали до полутора десятка предприятий. Одни из них оказались в ближнем зарубежье, другие просто прекратили существование. Образовавшуюся нишу мы и планируем занять, поскольку С-30ОП сегодня востребована иностранными заказчиками.

В-третьих, у ММЗ есть хорошая перспектива в модернизации и капитальном ремонте системы С-125 ("Печора"). СССР в 70-е годы продал их за рубеж несколько сотен. Разработка неплохая, но электронная аппаратура уже устарела. НПО "Алмаз" модернизировало систему - появилась "Печора-2А". Завод по договору с "Алмазом" выполнил разработку и изготавливает комплексный стенд для проверки аппаратуры. Мы намерены поставлять новую электронную аппаратуру для модернизации "Печоры", что откроет перспективы работы на ближайшие 5-7 лет.

На стадии согласования находится контракт с ФГУП "Рособоронэкспорт" на поставку ППРУ, который ММЗ производил с конца 70-х годов. В свое время за рубежом была очень популярна четырехствольная зенитная самоходная установка "Шилка", выпускавшаяся в Ульяновске. Зарубежным заказчикам предложили модернизировать ППРУ и "Шилку" для их совместной работы. Подписание контракта обеспечит нам заказы тоже лет на 5-7.

Еще одна выгодная и перспективная работа - производство так называемой "бортовой" аппаратуры, востребованной и российской армией, и зарубежными заказчиками. Мы выпускаем ее для заводов-изготовителей конечных изделий, а они осуществляют поставки для России и на экспорт.

Сергей Алексеевич, выходит, объем работы достаточно велик. Хватит ли сил с нею справиться? Неужели вы не ощущаете дефицита кадров?

В 90-е годы ушло много специалистов. Под "крышей" НТЦ "Коралл" в 1997 году объединились отделы: главного конструктора, главного технолога, механизации и автоматизации, технической документации и опытное производстве. По численности НТЦ в шесть раз меньше, чем общая численность всех названных структур в былые времена, но тем не менее здесь осталось немало высококлассных, порою уникальных специалистов, способных решать очень сложные задачи. Вместе с тем, безусловно, нужна творческая молодежь. В июне к нам придут 17 выпускников радиотехнического факультета МарГТУ - завод платил за их обучение, а поскольку ветераны будут уходить, то потребуются новые силы. Надеюсь, мы их дождемся, ведь сегодня молодежь, пришедшая в "Коралл", имеет шанс получить интересную, хорошо оплачиваемую работу а неплохие перспективы карьерного роста - через год вполне реально занять должность начальника сектора, а года через три - начальника отдела.

Поскольку есть хорошие оборонные заказы, гражданская продукция уже уйдет на второй план, или вы совсем ничего "мирного" не будете выпускать?

Почему же? По спецтехнике, конечно, много работы, но и гражданская продукция, выпускаемая ММЗ, вполне востребована. Мы изготовляем, кроме прочего, например, неплохие сенокосилки - одна идет серийно, и еще есть две модификации - высокоскоростная и мини-сенокосилка.

Говорят, ваша "мирная" продукция по стоимости - как ракета.

То, что качественно, дешево не бывает. Например, таких сенокосилок, какие делают на ММЗ, в России больше нет: стоит чуть дороже других, но в эксплуатации идеальна, потому есть спрос на нее. Те, кто покупал наши автотрансформаторы, тоже оценили качество - у других уже не приобретают. Стабильные заказы у нас на автозаправочные станции. С 90-х годов выпускаем универсальные бытовые деревообрабатывающие станки, расширяя их номенклатуру. Начали изготовлять экструдеры для производства кормов из зерна, довольно успешно конкурируя по качеству с другими производителями, в изготовлении и опытные образцы экспандеров для тех же целей. Поставили довольно крупную серию модулей зажигания для автомобильной промышленности, рассчитываем, что будут пользоваться спросом оцилиндровочные станки для изготовления бревен для срубов. Словом, перспективы вырисовываются обнадеживающие и по спецтехнике, и по гражданской продукции.

По словам заместителя генерального директора ММЗ по общим вопросам, начальника управления по работе с персоналом Владимира Шевцова, еще прошлой весной в отделе кадров очередей не было, а к осени они появились. Сейчас завод имеет возможность производить отбор, принимать на работу квалифицированных специалистов с хорошей репутацией. В целом за 2004 год баланс плюсовой: принято на завод больше, чем уволилось. Многих людей привлекает ситуация с зарплатой; погашены все долги, и весьма реальна перспектива в 2005 году выплачивать деньги своевременно и в полном объеме. За прошлый год среднемесячная зарплата всего персонала увеличилась на 58,1 процента и составила 4669 рублей, у рабочих-сдельщиков - 6021 рубль. В декабре зарплата промышленно-производственного персонала достигла 5146 рублей.

В ближайшем будущем на заводе потребуются 230 человек, большей частью - на механообработку. Нужны токари, фрезеровщики, расточники, слесари-механики, электрики, сварщики, механики и радиотехники. Также ждут на ММЗ квалифицированных инженеров по нормированию труда, инженеров-технологов, инженеров-конструкторов.