Обострение на демаркационной линии. Миссия ОБСЕ. Подпишут ли президенты промежуточный договор? Пресс-конференция Вардана Осканяна. Как урегулировать карабахский конфликт? Выдержки из оn-line интервью Владимира Казимирова газете "Еркир". Степанакерт.

Обострение на демаркационной линии

С 8 по 10 марта информационные агентства Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана распространяли сообщения о случаях нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха (НК) и Азербайджана. При этом информация, поступавшая от азербайджанских агентств, была прямо противоположной армянской и карабахской.

8 марта агентство Day.Az передало сообщение, согласно которому министерство обороны (МО) Азербайджана обвинило вооруженные силы Армении в нарушении режима прекращения огня на линии соприкосновения "вооруженных сил двух стран" в районе нагорно-карабахского конфликта. В сообщении говорится, что 7 марта с 20.30 до 23.00 часов местного времени подразделения армянских вооруженных сил с позиций на северо-западе села Сейсулан подвергли обстрелу из стрелкового оружия позиции азербайджанской армии на территории села Гапанлы. Азербайджанские военные открыли ответный огонь. В результате инцидента с обеих сторон есть раненые, а с армянской стороны - и убитые, говорится в сообщении Day.Az. "Ранены четверо солдат азербайджанской армии, причем один пребывает в тяжелом состоянии".

Пресс-служба министерства обороны НК в тот же день распространила заявление, в котором сказано, что 7 марта в 11 часов 00 минут на северо-восточном участке линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, у населенного пункта Сейсулан Мардакертского района НК, азербайджанская разведывательно-диверсионная группа предприняла попытку проникнуть в тыл Армии обороны НК. "Находившиеся на боевом дежурстве военнослужащие карабахских вооруженных сил засекли действия азербайджанской разведывательно-диверсионной группы и приняли необходимые меры по ее обезвреживанию. В результате завязавшейся перестрелки противник был вынужден отступить. С карабахской стороны потерь нет. Пресс-служба МО НКР (Нагорно-Карабахская Республика - прим. ИА REGNUM) обращает внимание на тот факт, что азербайджанская сторона продолжает предпринимать действия, направленные на дестабилизацию ситуации на демаркационной линии путем попыток совершить диверсионные акты в тылу вооруженных сил НКР, а также приближая свои посты к передовым рубежам Армии обороны НКР. Пресс-служба Министерства обороны НКР в очередной раз предупреждает о том, что любые действия азербайджанской стороны, угрожающие безопасности НКР и чреватые дестабилизацией ситуации в зоне азербайджано-карабахского конфликта, будут и впредь решительно пресекаться". Одновременно пресс-служба МО НК призывает азербайджанскую сторону неукоснительно соблюдать режим прекращения огня и не ставить под угрозу мир и безопасность в регионе. (Информационный портал МИД НК).

Бакинская "525-я газета" со ссылкой на пресс-службу МО Азербайджана сообщает, что 8 марта подразделения армянской армии с 20.10 до 20.45 вели обстрел позиций азербайджанской армии в селе Борсунлу Тертерского района. "Огонь велся из стрелкового оружия, со стороны высот, оккупированных армянами, близ села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. Чуть позже, с 23.25, армянские силы начали обстрел из гранатометов села Гапанлы Тертерского района, со стороны села Сейсулан того же района. В 23.45 армянская сторона начала обстреливать позиции армии АР в селе Шыхлар Агдамского района, используя автоматическое оружие. Азербайджанская сторона открыла ответный огонь, потерь нет".

По сообщению пресс-службы МО Нагорного Карабаха, 9 марта на северо-восточном участке линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, у населенного пункта Сейсулан Мартакертского района НК, азербайджанские подразделения с применением огнестрельного оружия предприняли попытку приблизить свои посты к передовым рубежам Армии обороны НК. Военнослужащими вооруженных сил НК был открыт ответный огонь. В результате завязавшейся перестрелки с обеих сторон имеются потери. Пресс-служба МО НК напоминает, что, "несмотря на неоднократные призывы карабахской стороны к Азербайджану, военное руководство этой страны не прекращает провокационных действий, могущих серьезно осложнить ситуацию как на линии соприкосновения, так и во всем регионе". В сообщении отмечается, что о деструктивных действиях Азербайджана и о развитии ситуации на демаркационной линии власти НК поставили в известность соответствующие международные структуры.

В то же время Day.Az передает, что 9 марта с 12.20 до 12.30 армянские подразделения с позиций, расположенных в километре северо-восточнее селения Беркабер Иджеванского района Армении, подвергли обстрелу из автоматов и пулеметов позиции азербайджанской армии в районе селения Кызыл-Гаджилы Газахского района Азербайджана, а с 13.15 до 14.00 - с позиций в трехстах метрах юго-восточнее "оккупированного" селения Шыхлар Агдамского района Азербайджана и в одном километре восточнее селения Баш Гарвенд - позиции азербайджанской армии в селении Шыхлар. В обоих случаях потерь с азербайджанской стороны нет, говорится в сообщении Минобороны.

Сообщение о перестрелке на армяно-азербайджанской границе, якобы инициированной армянскими подразделениями, было опровергнуто министерством обороны Армении. Как сообщил в беседе с "Арминфо" пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян, данная информация не соответствует действительности.

Бакинская газета "Зеркало" утверждает, что "вооруженные силы Армении постоянно обстреливают позиции азербайджанской армии", при этом свое утверждение газета почему-то связывает с сообщениями об очередной встрече президентов Армении и Азербайджана. "Интересно, что Армения нарушила режим прекращения огня после того, как СМИ сообщили о том, что президенты Армении и Азербайджана намерены провести встречу". На этом анализ инцидента обрывается, и весь дальнейший текст статьи не имеет какого-либо отношения к проявленному в начале "интересу".

Бакинская "525-я газета" приводит комментарии военного эксперта, полковника в отставке Ильдырыма Мамедова: "Частые нарушения перемирия на этих участках (в направлении сел Гапанлы и Гасангая Тертерского района - прим. "525") не случайны и связаны с тем, что "армяне именно здесь ожидают удара, поскольку здесь фронт ближе всего к Ханкенди (столица Нагорного Карабаха Степанакерт - прим. ИА REGNUM)". Любопытно, что дальнейший комментарий И. Мамедова фактически подтверждает информацию карабахской стороны о том, что ее действия были вызваны попыткой азербайджанцев приблизить свои посты к передовым рубежам Армии обороны НК: "Кроме того, в условиях равнинного рельефа противник ожидает атаки азербайджанской армии, и поэтому постоянно держит под обстрелом позиции вооруженных сил Азербайджана, стараясь затруднить их перемещения". По мнению эксперта, пишет "525", на агдамском и тертерском направлениях необходимы решительные действия для противодействия армянам, в первую очередь возведение инженерных укреплений для защиты гражданских лиц. "Рельеф местности благоприятствует армянам, но это не значит, что их нельзя выбить с занимаемых позиций: "На отмеченной территории армян можно выбить с их позиций, используя возможности одного батальона". По словам эксперта, порядка половины личного состава армянских подразделений на этих участках составляют участники карабахской войны, а также местные жители, остальные же - призывники из Армении. "Местное население включено в списки. Как только возникнет опасность войны, они выйдут на позиции, к которым прикреплены".

Газета "Айоц Ашхар" пишет, что 7 марта азербайджанской армией была предпринята очередная попытка осуществления провокационно-диверсионных действий, которая и была пресечена. "Более того, противник, получив достойный контрудар, прибегнул к бегству". Эту "неудавшуюся попытку активизации азербайджанских ВС" газета связывает с проводившимся в тот же день миссией ОБСЕ плановым мониторингом линии соприкосновения карабахских и азербайджанских вооруженных сил на участке автодороги Агдам-Барда.

Как сообщает информационный портал МИД НК, 7 марта миссия ОБСЕ провела на участке автодороги Агдам-Барда плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С позиций Армии обороны НК наблюдение осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия) и Питер Кии (Великобритания). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК.

"Азербайджан готовится к войне?" - спрашивает "Ноян Тапан", передавая информацию "АзеpТадж" о том, что проект закона "О мобилизационной готовности и мобилизации в Азербайджанской Республике" внесен в план работы весенней сессии парламента Азербайджана. По словам вице-спикера парламента АР, председателя постоянной комиссии парламента по вопросам безопасности и обороны Зияфета Аскерова, основная цель закона - правильное определение мобилизационных ресурсов во время какой-либо агрессии против страны, чрезвычайного положения и в других исключительных случаях и определение основ эффективного использования этих сил, передает агентство. Зияфет Аскеров отметил, что этот документ, необходимый для военного и мирного периода, нельзя расценивать как попытку подготовки Азербайджана к войне. "Наша страна находится в состоянии войны уже на протяжении многих лет. Она была насильственно вовлечена Арменией в эту войну. А у войны - свои законы".

Миссия ОБСЕ

Бакинские СМИ сообщают о пресс-конференции замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, посвященной итогам пражской встречи (2-3 марта) главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ. Газета "Зеркало" сообщает, что, по словам Азимова, отчет миссии ОБСЕ по вопросу размещения армянского населения на "оккупированных территориях АР" близок к фактам, представленным миссии азербайджанской стороной. Согласно Азимову, в ходе встречи азербайджанской стороне был представлен отчет миссии и приложенное к нему письмо сопредседателей, содержащее рекомендации по данному вопросу. Отчет, состоящий из 35 страниц, отражает собранные миссией факты, информацию и в целом всю ее деятельность. По словам А. Азимова, документ основывается на реалиях и указанные в нем цифры близки к тем, которые Азербайджан ранее представил миссии (на "оккупированных территориях" размещено 23 тыс. армян). Азербайджан в настоящее время ожидает обсуждения отчета в Минской группе и в Постоянном совете ОБСЕ, которые состоятся 16-17 марта в Вене, отметил дипломат. Конкретное мнение Баку выскажет после тщательного анализа отчета.

По словам Араза Азимова, пишет "525-я газета", факты незаконного заселения в Лачине, Кельбаджаре, Зангелане и Ордубаде подтверждены: "Хотя миссия не встретила в других районах с населением, представители увидели там отремонтированные дома и разделанные земли". А. Азимов сказал, что можно предполагать, что до прибытия миссии на территорию армяне предприняли некоторые меры, дали соответствующие инструкции населению. Отвечая на вопрос: "Будет ли отдана территория Лачинского района Армении как коридор?", А. Азимов сообщил, что азербайджанская сторона предлагает использование этой дороги как Азербайджаном, так и Арменией после достижения мирного соглашения: "Мы предлагаем, чтобы и для сообщения из Нагорного Карабаха с Арменией и для сообщения из Армении в Нагорный Карабах, а также для грузоперевозок была использована эта дорога. А Азербайджан будет пользоваться этой дорогой для сообщения с Нахчываном". В связи с размещением миротворческих сил на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил А. Азимов сказал, что это не принесет никакой пользы: "Азербайджан желает не заморозить конфликт, а решить его. Только после подписания мирного соглашения, возвращения населения на прежние места жительства такие силы могут быть размещены".

"Карабахская страница" интернет-сайта радиостанции "Би-би-си", отмечая, что итоги работы миссии ОБСЕ, как их представил замминистра Араз Азимов, для общественного мнения в Азербайджане сюрпризом не стали, спрашивает: что с этими выводами будут делать и как итоги работы миссии отразятся на разрешении конфликта? Официальные власти сдержанны в своих оценках, передает "КС": глава пресс-службы азербайджанского МИД Мэтин Мирза сказал, что во внешнеполитическом ведомстве ждут официального обнародования итогов работы миссии. "16 марта выводы будут представлены сопредседателям МГ ОБСЕ, а через день - Постоянному совету ОБСЕ". Мэтин Мирза сообщил, что Азербайджан вновь намерен добиваться обсуждения проблемы заселений в рамках ООН. Он считает, что выводы специальной миссии усилят аргументы азербайджанской стороны. Однако, отмечает "КС", есть и скептические оценки. "Я не могу представить, каким образом выводы миссии ОБСЕ вообще могут отразиться на урегулировании конфликта?!" - заявил экс-госсоветник по вопросам внешней политики Вафа Гулузаде. По его мнению, "если бы у миссии ОБСЕ были возможности для выселения людей с оккупированных территорий - тогда ее выводы имели бы значение. А так - что они кого-то оттуда выселят?" О возможном обсуждении проблемы в ООН экс-госсоветник сказал, что обсуждения, даже если и состоятся, будут бесполезны: "Эта организация еще в начале 1990-х годов приняла несколько резолюций по армяно-азербайджанскому конфликту, но ни одна из них до сих пор не выполнена". В целом же эксперты отмечают, что события вокруг возможных обсуждений проблемы в ООН разворачиваются на фоне приближающихся парламентских выборов, намеченных на ноябрь этого года, и имеют конкретное внутриполитическое значение. (Баку, для bbcrussian.com).

В отличие от азербайджанской стороны, руководство Армении воздерживается от оценки результатов работы мониторинговой группы ОБСЕ в Карабахе, считает "Карабахская страница" интернет-сайта радиостанции "Би-би-си". Журналистам советуют дождаться отчета миссии, который будет представлен Минской группе ОБСЕ. Сами члены миссии никакой информации не дают, но в армянской прессе появились высказывания сопредседателя Минской группы ОБСЕ, представителя Франции Бернара Фасье, который сказал, что основной задачей миссии было выяснение вопроса, действительно ли заселение "удерживаемых территорий является результатом государственной политики армянской стороны". По словам Фасье, "не складывается такого представления, что мы имеем дело с преднамеренным широкомасштабным заселением этих территорий", за исключением азербайджанского города Лачин. "В этом районе заселение поощряется и финансируется". В этом случае, "КС" считает необходимым отметить, что одним из принципов урегулирования карабахского конфликта, по мнению армянской стороны, должно быть сохранение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией. Что же касается остальных шести районов вокруг НК, контролируемых вооруженными силами этой самопровозглашенной республики, то более 80-90% переселенцев поехали туда или по собственной инициативе, или же при содействии неправительственных организаций и армянской диаспоры. Вместе с тем, напоминает издание, во время встречи с представителями группы ОБСЕ по сбору фактов армянские беженцы предложили организовать такую же миссию в бывших Геташенском и Шаумяновском районах Азербайджана, где до начала конфликта компактно проживало армянское население. (Ереван, для bbcrussian.com).

ИА "Де-Факто" передает слова пресс-секретаря МИД Армении Гамлета Гаспаряна, согласно которому доклад составлен довольно детально и исчерпывающе, и в случае его публикации "мы уверены, он разъяснит некоторые проблемы, которые в последнее время стали поводом для спекуляций".

Подпишут ли президенты промежуточный договор?

Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джон Теффт заявил, что "между Арменией и Азербайджаном еще существует существенные разногласия по вопросу Нагорного Карабаха, но президенты двух стран Роберт Кочарян и Ильхам Алиев придерживаются позиции мирного урегулирования конфликта". По словам американского дипломата, "США содействуют усилиям Минской группы ОБСЕ и воодушевлены переговорами, прошедшими в прошлом году". (PanARMENIAN.Net).

По сведениям газеты "Азг", 24 февраля в Братиславе, на встрече президентов США и России, обсуждался также вопрос ускорения карабахского урегулирования, и по какому-то варианту было достигнуто согласие. Газета не исключает, что на определенном этапе пражского процесса Армения и Азербайджан договорятся подписать промежуточный договор, согласно которому карабахские силы покинут контролируемые ими как минимум 5 районов, взамен Баку согласится передать Еревану управление Карабахом. "Покойный Гейдар Алиев был очень близок к подписанию ки-вэстских договоренностей, однако в последний момент отказался. Готов ли на подобный шаг Ильхам Алиев, который, в отличие Алиева-старшего, в стране не пользуется поддержкой народа? Готов ли Роберт Кочарян дать положительный ответ на предложение вернуть несколько районов Азербайджану?"

Одно то, что болезнь главы МИД Армении Вардана Осканяна не стала причиной для отсрочки встречи сопредседателей МГ ОБСЕ с руководителем миссии ОБСЕ по сбору фактов в Праге, означает, что рассмотрение вопроса стало настолько злободневным, что его можно было провести даже без участия армянской стороны, пишет газета "Иравунк". С этим газета связывает и ожидаемую апрельскую активность армянской оппозиции: "Создается впечатление, что Роберту Кочаряну будет даже выгодна апрельская дестабилизация, чтобы иметь возможность оттянуть подписание хоть и предварительного, но указывающего конкретные направления документа".

Пресс-конференция Вардана Осканяна

Сроки проведения очередной встречи глав МИД Армении и Азербайджана по карабахскому урегулированию пока не уточнены. Об этом сообщил на пресс-конференции 9 марта министр иностранных дел РА Вардан Осканян. Как известно, из-за болезни глава МИД Армении не смог поехать в Прагу, где должна была состояться его встреча с азербайджанским министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым и сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По словам Осканяна, ситуация может проясниться в середине марта. ("Де-Факто").

В ходе пресс-конференции Вардан Осканян заметил, что появившиеся недавно в прессе публикации о том, что будто бы 2 мая Ереван и Баку готовятся в Праге подписать многосторонний предварительный документ по Нагорному Карабаху и будто бы Армения прилагает усилия, чтобы помешать этой программе, абсолютно не соответствуют действительности. Согласно Осканяну, пишет газета "Азг", в так называемых пражских процессах все вопросы урегулирования, в том числе и вопросы беженцев, территориальные вопросы, вопросы статуса будут положены на стол переговоров, и вокруг них ведутся переговоры. Осканян отметил, что по этим вопросам стороны пока что к согласию не пришли. Осканян заметил, что в ходе переговоров пока не создан такой документ, который послужил бы основой для дальнейшего хода переговоров.

Как сообщает "Ноян Тапан", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян отметил, что на запланированной на начало марта встрече в Праге, согласно достигнутой договоренности, министры иностранных дел Армении и Азербайджана должны были ознакомиться с докладом группы по сбору фактов ОБСЕ относительно фактов заселения на приграничных с Нагорным Карабахом территориях. Вардан Осканян напомнил основные утверждения азербайджанской стороны по вопросу, а именно о том, что на приграничных территориях Нагорного Карабаха якобы имеет место массовая, запланированная и систематическая практика заселения и что за этим стоит Армения, которая осуществляет заселение по специально разработанной программе и при финансировании правительства, и что это переселенцы из Армении и диаспоры. "Я думаю, что доклад миссии по сбору фактов ОБСЕ представит реальную картину на приграничных с Нагорным Карабахом территориях", - заявил министр. По его словам, доклад миссии по сбору фактов ОБСЕ в середине марта в Вене официально будет представлен Постоянному совету ОБСЕ. Министр сообщил, что армянская сторона даст свои оценки и комментарии после официальной публикации документа.

Согласно агентству "АРКА", Вардан Осканян заявил, что урегулирование карабахского вопроса должно быть осуществлено в рамках одной структуры - Минской группы ОБСЕ. По словам министра, все международные структуры озабочены карабахским урегулированием, особенно те, членами которых являются Армения и Азербайджан - ЕС, СЕ, однако урегулирование вопроса может быть достигнуто только в формате МГ ОБСЕ. "Все остальные международные структуры должны сконцентрироваться на процессе в данном формате, будучи при этом готовыми в любой момент оказать свое положительное содействие в урегулировании вопроса или улучшении постконфликтных ситуаций". При этом он добавил, что положительно оценивает стремление различных европейских инстанций принять участие в урегулировании, однако "не видит конкуренции с МГ ОБСЕ".

Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, сообщает "Арминфо", вопрос Нагорного Карабаха - это в первую очередь вопрос права народа НК на самоопределение. "Это право он осуществляет на территории, которая никогда не была в составе независимого Азербайджана". Комментируя вопрос об участии НК в переговорном процессе, Осканян сказал, что, хотя Степанакерт напрямую не участвует в переговорах, тем не менее в общем процессе он есть и власти НК информируются о содержании встреч и поддерживают связи с сопредседателями МГ ОБСЕ. "Так что когда начнутся переговоры в рамках Минской группы, Нагорный Карабах будет вовлечен в них. Ярким свидетельством ошибочности мнения об отсутствии НКР в переговорах является то, что сопредседатели МГ ОБСЕ во время своих визитом обязательно посещают Степанакерт и встречаются с властями НКР". Глава МИД подчеркнул также, что каких-либо противоречий между властями Армении и НК нет, в противном случае таковые были бы озвучены. Одновременно министр отметил, что слышал высказываемое некоторыми политическими деятелями недовольство, однако оно исходило не от официальных лиц НК.

В репортаже с пресс-конференции министра иностранных дел газета "Азг" напоминает, что в беседе с агентством ИА REGNUM 24 января президент НК Аркадий Гукасян заметил, что "карабахская сторона искусственно изолирована от переговорного процесса по урегулированию". "Встречи министра иностранных дел РА с руководителем внешнеполитического ведомства Азербайджана, безусловно, полезны, но они не могут заменить равноправное участие Нагорного Карабаха в полноценном переговорном процессе". Газета напоминает также о заявлении, сделанном министром иностранных дел НК Арманом Меликяном во время недавней пресс-конференции: "Формат переговоров, согласно которому ведут диалог Азербайджан и Армения, искажен, почему и официальному Баку удается представить проблему так, будто Армения - агрессор и имеет территориальные претензии к Азербайджану". "Не могу сказать, что НКР оказался вне переговорного процесса... Но если мы хотим разрешить проблему, то это возможно только в случае прямых переговоров НКР-Азербайджан", - заявил Арман Меликян.

"Вардан Осканян не согласен с утверждениями о том, что якобы армянская сторона в процессе урегулирования "терпит поражение", пишет газета "Аравот". "В вопросе Карабаха у нас благоприятные позиции", - сообщил Осканян и отметил, что вопрос самоопределения народа Нагорного Карабаха является первоочередным для официального Еревана. Однако "имеет место и территориальная составляющая, поскольку территория, на которой самоопределился народ Нагорного Карабаха, никогда не являлась частью территории независимого Азербайджана". "Гибрид этих двух подходов укрепляет наши позиции в переговорах". Последнее заявление министра "Аравот" саркастически назвала "дипломатическим открытием".

Как урегулировать карабахский конфликт?

В вопросе нагорно-карабахского урегулирования время не работает ни в пользу Армении, ни в пользу Азербайджана. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Николай Грибков, комментируя нынешнее состояние переговорного процесса. По его словам, потеря времени в переговорах удаляет стороны от возможности заключения мира и увеличивает масштаб проблемы. "В результате нерешенности конфликта Армения осталась в стороне от экономического развития. Что же касается Азербайджана, то в этой стране имеется 1 млн. беженцев, и земли находятся под оккупацией", - сказал Н. Грибков. Российского дипломата беспокоит то, что в обеих странах растет новое поколение, являющееся врагом друг для друга, и создаются "радикальные силы". По его мнению, сопредседатели МГ в своей дальнейшей деятельности должны опираться на "общественное мнение, а для этого в обеих странах власти и оппозиция должны объединяться". "Решение проблемы зависит от сторон. Эта реальность видна и в последних переговорах", - сказал он. Касаясь последних переговоров, Н. Грибков с сожалением отметил, что стороны конфликта не демонстрируют стремления к компромиссу.

Исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло не исключает, что исполнительная структура СНГ будет содействовать процессу урегулирования вопроса Нагорного Карабаха. "Исполнительная структура СНГ не имеет четко сформулированных поручений по поводу этого вопроса. Но я не исключаю, что и в рамках СНГ, если будут соответственные поручения, можно попытаться сделать какие-то шаги", - заявил в Ереване исполнительный секретарь СНГ. ("А1+").

Бакинская "Зеркало" пишет, что в ходе братиславской встречи президентов США и России Джорджа Буша и Владимира Путина, получившей название "Встреча во имя безопасности", стало известно, что и в Кремле, и в Белом доме создаются специальные комиссии, которые по-новому будут рассматривать конфликтные регионы. Как сообщил газете глава Международного центра против мирового террора и коррупции, политолог Ровшан Новрузоглу, "еще во время своего выступления в Пенсильвании президент Буш отметил, что материалы, собранные по карабахскому конфликту, должны рассматриваться заново". Буш заявил, также, что в направлении урегулирования этого конфликта Москва и Вашингтон должны работать вместе. По словам Новрузоглу, Москва и Вашингтон согласовали новую модель урегулирования конфликта без участия Минской группы и эта модель очень напоминает "киргизскую". "В частности, предполагается создание в оккупированном Нагорном Карабахе военной базы США, а в одном из других районов - возобновление деятельности российской базы. Эксперты считают, что такой расклад военных сил может сыграть позитивную роль в урегулировании конфликта, как это было в Кыргызстане".

Касаясь борьбы за Карабах, председатель армянской партии "Достоинство", социолог Людмила Артуюнян в беседе с газетой "Аравот" отметила, что единственным инструментом Армении в решении карабахского конфликта является степень внедрения демократических критериев. "Время может работать в пользу Армении и Нагорного Карабаха в том случае, если у нас развернутся демократические процессы. Если Азербайджан не будет пугать НКР нефтью, как это было в 1918 году. Миллиарды от нефти, возможно, и будут поступать в Азербайджан, но они не смогут способствовать усилению этой страны, так как у нее тоже нет демократических механизмов. В 21-м веке цену имеют демократия, роль, которую играет конкретная страна в регионе, и альянсы, в которых она участвует", - считает Л. Арутюнян. Она привела в пример судьбы чилийского и панамского диктаторов Пиночета и Норьеги, указав, какую высокую цену имеет на самом деле демократия за столом переговоров. "Армяне, у которых слабые позиции на переговорах, должны помнить, что усилить их можно только благодаря демократизации Армении".

Выдержки из оn-line интервью Владимира Казимирова газете "Еркир"

Справка ИА REGNUM. Владимир Николаевич Казимиров, посол, в 1992-1996 годах руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России.

Идрак Аббасов, газета AYNA (Баку): Как можно решить конфликт между Арменией и Азербайджаном?

Владимир Казимиров: Только мирными, переговорными средствами и с участием Нагорного Карабаха. А если бы кто-то знал это конкретнее, стоило бы внимательно его выслушать и тщательно взвесить, насколько это осуществимо и какие помехи надо для этого убрать. Со своей стороны, не раз предлагал в печати скромную альтернативную схему (ещё не окончательного решения конфликта, но выхода из нынешнего тупика на более эффективные переговоры) - "страховочный план" карабахского урегулирования. Если это заинтересовало бы Вас, он изложен на сайте www.vn.kazimirov.ru.

Геворк: В основном при мирном урегулировании конфликтов бывают взаимные уступки. Когда Вы были сопредседателем Минской группы, какая сторона была более конструктивной, более пунктуальной при выполнении принятых обязательств, более готовой к определенным уступкам?

Несговорчивостью, неуступчивостью, отходами от обещанного страдали все стороны конфликта и во время военных действий, и после достижения перемирия. Правда, в разной мере: гибче других сторон был Ереван, затем - Степанакерт, менее всех - Баку. Армяне тоже были трудными партнёрами в этом процессе, но в отличие от Азербайджана не допускали нарушения договорённостей. После падения Шуши и Лачина Баку был в роли "отыгрывающегося" как на поле боя, так и за столом переговоров, а это порождало шараханья, просчёты азербайджанской стороны, сомнения в её договороспособности.

Геворк: Каков возможный вариант мирного урегулирования карабахской проблемы, который не будет пересмотрен, и армяне или азербайджанцы не будут вынуждены заново взяться за оружие?

Начну с того, что покажется наивным, потому что требует смирения гордынь - немалых усилий над собой, а стороны косны и ленивы. Прежде всего, всем сторонам признать Нагорный Карабах основной спорной проблемой (и субъектом, и объектом) и по возможности одновременно отважиться провозгласить курс на историческое примирение между армянами и азербайджанцами. После этого сесть втроём за стол переговоров по всему кругу спорных вопросов, без каких-либо преимуществ и исключений. Не буду входить в детали. Я назвал это "страховочным планом" карабахского урегулирования. Если убедятся в том, что прежние и нынешние пути не приводят к решению конфликта.

Геворк: Насколько реальны неоднократно звучащие в течение перемирия заявления официальных властей Азербайджана о решении конфликта военным путем и возможности возобновления войны?

Проявления реваншизма надо рассматривать не без учёта настойчивых попыток Баку решить карабахский конфликт силой в 90-х годах. Результат оказался обратным ожиданиям, и пришлось в 1994 г. идти на перемирие в ущербной обстановке и безо всяких предварительных условий. Но кое-кто понимал это как вынужденную паузу. Суть угроз перерешить конфликт силой - пока что это блеф внутриполитического назначения, постоянный сигнал неудовлетворенности, нежелания смириться с потерями и идти на серьёзные уступки. Как такой сигнал это ещё можно было бы понять (ибо положение не является нормальным; это должны сознавать и армяне: оккупация - аномалия). Реальное соотношение сил не позволяет Азербайджану рассчитывать на быстрый успех, а новый затяжной конфликт - это провал. Угрозы идут вразрез с рядом международных обязательств Азербайджана, ставят его руководителей в неловкое, даже полусмешное положение. Однако нельзя пренебрегать реваншизмом в Баку, тем более на официальных уровнях. Он крайне вредоносен, отравляет новые поколения армянофобией, нагнетает обстановку, мешает возобновить серьёзные переговоры. Проявления реваншизма стали столь навязчивыми, что пора международным организациям отреагировать на них. Это уже требует специального исследования и рассмотрения.

Григор, Сaмвeл (Германия): Не находите ли Вы, что Арцах (историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) должен присоединиться к Армении?

Быть ли Нагорному Карабаху в Азербайджане, в Армении или самостоятельным, это должны решить стороны за столом переговоров, а если не сумеют, то само население наиболее демократичным путем. Непризнание итогов референдума 1991 г. в НК, проходившего в соответствии с советским законом, из-за неучастия в нём азербайджанской общины, подрывается тем, что Баку сам не велел ей участвовать. Есть серьёзный, но очень сложный вопрос. Если потребуется новый референдум в НК, может ли он проводиться без участия нескольких десятков тысяч избирателей-азербайджанцев? Это требует всестороннего обдумывания. Впрочем, в Нахичевани и других регионах Азербайджана выборы проводят регулярно, несмотря на отсутствие большого процента бывших избирателей-армян.

Саркис (Ереван), Дереник Меликян (Иран, официальная газета партии "Дашнакцутюн" "Алик"): Считаете ли Вы, что стороны имеют ресурс взаимных уступок, что позволит окончательно и всесторонне решить конфликт, и если есть, то на какие уступки должна пойти каждая сторона?

Диапазон возможных взаимных уступок довольно широк. Такой ресурс есть у всех сторон, хотя каждая уверяет, что на большее пойти будто бы уже не может. Но это от избытка максимализма и дефицита гибкости. Например, Азербайджан ещё ничего не уступил ни в части статуса Нагорного Карабаха (кроме общих посул широкой автономии), ни в части созыва Минской конференции ОБСЕ, ни по восстановлению экономических, транспортных и энергетических связей, ни по прямым контактам со Степанакертом. Армяне тоже ничего не вернули из оккупированных территорий, не предложили никаких разменов, кроме как "территории за статус". Причём резолюции Совета Безопасности ООН требовали многого из перечисленного мной.

Партев Коланджян (США): Будучи опытным дипломатом и на миг позабыв свою национальную принадлежность, не думаете ли Вы, что Россия еще раз предаст своего южного союзника - Армению?

В карабахском урегулировании (а мы говорим только о нём) распределение ролей сложилось несколько иначе: одна из сторон и один из посредников.

Джаcур Сумeринли (газета "Зеркало", Баку): Вы можете дать прогноз, когда будет полностью решена армяно-азербайджанская проблема?

В цифрах это выразить пока невозможно, но описательно нетрудно: когда руководство всех сторон конфликта проникнется чувствами реализма и ответственности перед своим народом и за стабильность в регионе. Досадно, что не все усвоили разницу между "журавлём в небе и синицей в руке" и меняют реальные блага прочного мира и сотрудничества в регионе на спазмы напряженности и химеры кровавого реванша.

Джаcур Сумeринли (газета "Зеркало", Баку), Гаянэ Мовсесян, политический обозреватель агентства "Де-факто": Устраивает ли Вас сегодняшний ход и формат переговоров? Есть ли у Вас предложение?

Не устраивает ни то, ни другое, поскольку стороны и посредники давно отошли от мандата, выданного Будапештским саммитом ОБСЕ, хотя никто его не отменял и не пересматривал. Сопредседателям было там поручено скорейшим образом провести переговоры между конфликтующими сторонами по соглашению о прекращении вооруженного конфликта. "Пражский механизм" - это сочная вывеска, за которой ничего нет, кроме нечастых встреч министров иностранных дел двух государств. Это ещё даже не переговоры, а консультации. В чём там конкретно "механизм", никто не сможет сказать, потому что там нет ни рычажка, ни пружины, ни противовесов. Словеса без реального содержания. Намного ближе к истине слова "встреча двух министров".

Джаcур Сумeринли (газета "Зеркало", Баку): Вы видите разницу между Ильхамом и Гейдаром Алиевыми в проведении политики по урегулированию карабахского конфликта?

Разница есть. Гейдар Алиев имел больше простора для манёвра, хотя и не смог осуществить свой манёвр в Париже и Ки-Вэсте. Для Ильхама Алиева договорённости с оппонентами рискованнее, опаснее. Поэтому, страхуясь от выхода на договорённости, он занял по ряду вопросов более жёсткую позицию, чем отец. Например, стал зачислять Нагорный Карабах в оккупированные территории, хотя он - сторона конфликта.

Акоп Аслоян: На Западе любят говорить о демократии, о правах человека и т.д. Почему мировое сообщество не принимает демократическое самоопределение народа Карабаха, ведь был проведен референдум о самоопределении. Может, этот референдум незаконный или армянская дипломатия не сумела доказать миру, что это не так?

Референдум 1991 г. соответствовал советскому закону. Но кое-кто хотел бы брать из советского наследия лишь то, что выгодно и отбрасывать всё невыгодное. Так не бывает. Или - или. Лучше приведу пример, который мне ближе (поскольку я на четверть - украинец): решение Хрущёва по Крыму - очень правильное, а всё остальное - происки москалей. Вот так и с нормами демократии в Европе. Политический интерес, когда надо, оказывается превыше правовых критериев и даже логики.

Завен Саркисян, (Торонто): Если мирное сосуществование - желаемый исход этого конфликта, тогда почему международное сообщество, которое уже 10 лет является свидетелем этого "мирного" сосуществования, независимо от целей сторон, не принимает статус-кво. По Вашему мнению, Карабах навсегда (или в зримом будущем) останется нерешенной проблемой, как палестино-израильская проблема, и время от времени вспыхнет в тот момент, когда супердержавы будут иметь разногласия между собой или с одной из конфликтующих сторон? Какое решение Вы предлагаете?

11 лет перемирия вряд ли можно считать периодом мирного сосуществования. Не решена главная проблема - судьба Нагорного Карабаха; не устранена злокачественная опухоль оккупации ряда районов Азербайджана; стороны накачивают мускулы, а кое-кто постоянно грозит пренебречь "любой ценой". Нет никакого сотрудничества и даже внятных переговоров. Отсутствие боевых действий - не "мирное сосуществование". Этот статус-кво ущербен для всех сторон, требует перемен, но умом, а не силовыми атавизмами - этого нельзя допустить.

Ерванд: Чем должен руководствоваться дипломат Вашего уровня при разрешении проблем, подобных арцахской (карабахской), учитывая, что Баку и ранее, и сейчас в основном уповает на силовой вариант? И второй вопрос: будут ли приемлемы для армянской стороны односторонние уступки в условиях антиармянской истерии со стороны Баку? Из ответов министра обороны Армении видно, что армянская сторона старается, насколько это возможно, избегать воинствующей риторики.

Как мне кажется, любой дипломат, получивший посредническую миссию, должен, прежде всего, добиваться перевода конфликта с поля боя за стол переговоров (это удалось в 1994 г.), а затем средствами убеждения бороться против крайностей в позициях сторон, вводя споры в русло реализма и умеренности, поскольку без взаимных уступок соглашений просто не бывает. Но при этом особое внимание стоит уделять рецидивам попыток вернуться на поле боя. Давно считаю и не раз высказывал армянам, что первый жест доброй воли должен исходить от тех, кто занял в конфликте более активную позицию. Хотя, конечно, нужна сравнительно благоприятная обстановка.

Грант Aбрaaмян: Какие можно выделить достоинства и недостатки работы внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана по карабахскому вопросу, в частности в сфере пропагандистского обеспечения своих позиций?

Не считаю себя вправе давать оценки дипломатическим службам двух государств. Другое дело - "пропагандистское обеспечение". Не могу поверить, чтобы и другие конфликты были окутаны таким же густым смрадом полуправд, искажений и просто лжи, как карабахский. Для оправдания даже брошен клич: "на войне, как на войне". И всё это для обмана, прежде всего, собственного народа, потому что другую сторону или посредников провести не так просто. Этот феномен порождён как официальными пропагандистскими структурами сторон, так и услужливыми СМИ.

Этибар Мамедов (телекомпания АТВ, Баку): Не считаете ли вы, что, не отступая от своих позиций на переговорах, Армения все более вынуждает Азербайджан прибегать к силовым методам решения?

Пока что не отступает от своих позиций ни одна сторона, что действительно плохо. А должны, на мой взгляд, равномерно сдвигаться с прежних позиций и двигаться дальше все. А с чего Вы берёте, что переход от стола переговоров на поле боя страшен лишь для противостоящей стороны и ничуть не опасен для собственной? Вспомните, сколько просчётов совершено в истории войн - ведь никто не начинал их в стремлении быть разбитым, потерпеть поражение. Лучше учиться на чужих ошибках, чем плодить свои.

Если Вы или телекомпания АТВ и впрямь считаете так, как Вами написано, я бы предложил вовсе не безразличный для телезрителей проект - информационно-аналитической службе приступить к всесторонним и скрупулёзным, хотя неизбежно приблизительным расчетам, во что будет обходиться "силовой метод решения" для своей стороны. Его лучше сразу построить по трем основным вариантам: быстрый успех; затяжная, вязкая кампания; неудачный оборот дел. Уверен, что "спрос" на такую программу среди телезрителей обеспечен. А то ведь еженедельно звучат угрозы решить конфликт "любой ценой", генштаб всё калькулирует, но народу никто никаких прикидок насчёт этих цен не даёт. Прозрачности не хватает, а гражданское общество нуждается в ориентирах. Вот это было бы - вполне серьезно - весомым вкладом в урегулирование конфликта.

Саркис Лазарян (Нидерланды), Грант: Каким Вы видите окончательное решение для арцахского конфликта? Не скажется ли на справедливом урегулировании запах азербайджанской нефти?

В этой затянувшейся на век тяжбе не должно быть ни победителей, ни побеждённых. Нужна "ничья", чтобы не подвергать потомков комплексам реванша. То, что уже свершилось в Азербайджане и Армении, в Нахичевани и Нагорном Карабахе, без крови "не переиграть". Но скорейшее урегулирование должно включать освобождение территорий, захваченных в ходе боёв за пределами Нагорного Карабаха. Запах нефти неустраним. Но не он должен определять судьбы населения целого региона.

Этибар Мамедов (телекомпания АТВ, Баку): Обсуждение вопроса оккупированных азербайджанских территорий в ООН, далее принятие резолюции ПАСЕ по конфликту и, наконец, претворение в жизнь спецмиссии ОБСЕ по оккупированным территориям. Не считаете ли вы, что все это ведет к ослаблению позиций Армении?

Можно оценить всё это как новые формы попыток переключить внимание с сердцевинной сущности конфликта на его тяжкие последствия, даже ценой обнажения напоказ своих ран. "Технологически" это оправдано, поскольку тем, кто только знакомится с этим конфликтом, больше всего бросится в глаза такая аномалия, как оккупация чужих земель. И это после 11 лет перемирия! И это в наш-то ультрацивилизованный век! Вопрос о том, почему и как это произошло, приходит позднее, после голосования, и далеко не всем. Полагаю, что всё это даже даёт некоторый "навар" в пропаганде, но ничего более. А идёт вместо эффективных переговоров, даже во вред им. Они-то куда опаснее - там же не избежать уступок! Вспоминается крылатое выражение "весь пар уходит в гудок". А народам нужно реальное продвижение, а не сотрясение воздуха.

Патриот, Артур: И Армения, и Азербайджан утверждают, что время играет на каждого из них. Как вы думаете, на самом деле какая из сторон всё-таки выигрывает от затягивания переговоров и получает больше рычагов для решения конфликта в свою пользу?

Убеждён, что затягивание урегулирования конфликта не выгодно ни одной из сторон. Конечно, если не руководствоваться порочной логикой: "пусть будет мне плохо, но ему ещё хуже". Все стороны - хотя каждая по-своему - поныне несут тяжкое наследие и напрасное, избыточное бремя этого конфликта. Упомяну лишь излишние военные расходы, издержки блокад, риски нового кровопролития, не говоря уж о немалых помехах к мирному экономическому и демократическому развитию, к региональному сотрудничеству.

Гаянэ Мовсесян, ("Де-факто"): Сегодня много говорят о гарантиях безопасности народа Нагорного Карабаха. Какими Вы представляете их механизмы и при каких условиях возможна их реализация?

Как мне представляется, эти гарантии могли бы быть четырех или даже пяти уровней: обязательства всех сторон конфликта решать все спорные вопросы исключительно мирными средствами (это - первейшее условие, возможно даже с подтверждением Советом Безопасности ООН); обязательства противостоящей стороны (основательная демилитаризация всех освобождаемых районов вплоть до определения и вступления в силу окончательного статуса Нагорного Карабаха); собственные возможности Нагорного Карабаха (+ на краткий период привлечение при необходимости дополнительных ресурсов Армении); международные гарантии, подкрепленные резолюцией СБ ООН. Конечно, необходимо думать также о гарантиях безопасности для азербайджанского населения, возвращающегося на освобождённые территории. Несмотря на демилитаризацию, безопасность жителей этих районов должна быть также надёжно обеспечена в несколько уровней.

Гаянэ Мовсесян, ("Де-факто"): На днях бакинская газета "Зеркало" писала о "международно признанных и утверждённых границах" Азербайджана. Там принято ссылаться на то, что прием государства в ООН и другие международные организации будто бы означает утверждение его прежних границ. Насколько это верно?

Это ещё одна пропагандистская натяжка. При приеме государства в ООН не рассматриваются эти вопросы. ООН и не "утверждает", и не оспаривает границы принимаемого государства (так же, как его государственную структуру или строй, политическую систему, экономические основы или господствующую религию и т.п.). Так поступает и большинство других организаций. Кроме НАТО, которая требует урегулирования споров с соседними государствами, ОИК, где за основу принята религия, или ВТО, имеющей особый порядок приёма, но тоже без какого-либо "утверждения" границ (более того, там речь больше не о государствах, а о таможенных территориях).

Рубен Грдзелян: Каким Вы видите будущее Нагорного Карабаха?

Трудным, но мирным.

Степанакерт

В соответствии с указом президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, 19 июня 2005 года в НК пройдут очередные выборы в Национальное Собрание республики, сообщает ИП МИД НК. Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что, по некоторым оценкам, в результате выборов в парламент НК в Карабахе может произойти смена власти.

По сообщению пресс-службы правительства НК, на состоявшемся 1 марта заседании правительства, которое вел премьер-министр Анушаван Даниелян, были одобрены и рекомендованы к рассмотрению в Национальном Собрании проекты законов "Об экономии электроэнергии и восстанавливающейся энергетике", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О торговле и услугах", "О государственном материальном резерве", "Об отходах". На заседании были одобрены также проекты законов НК "Об официальных ставках руководящих работников законодательного, исполнительного и государственных органов НКР", "Об установленной плате за бензин и дизельное топливо" и "О налоге на торговлю". Другим своим постановлением правительство одобрило пакет "О гарантированной государством бесплатной медицинской помощи и обслуживании". На заседании был рассмотрен проект закона "О применении в НКР трудового кодекса Республики Армения", принятого в 2004 году. На заседании были утверждены также уставы и структуры ряда министерств и ведомств, а также перечни государственных органов и организаций, подлежащих государственной охране со стороны полиции НК при правительстве НК. Правительством были приняты постановления, касающиеся учета и статуса беженцев, предоставления им льгот. В заключение был рассмотрен ряд организационных вопросов. ("Азат Арцах").

В столице Нагорного Карабаха Степанакерте продолжается конкурс на лучший эскиз герба города. Как сообщает ИА REGNUM, конкурсная комиссия во главе с мэром города Эдуардом Агабекяном провела первое заседание, на котором было отдано предпочтение 3 вариантам герба.

Заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял руководителя нагорно-карабахского офиса британской неправительственной организации The HALO TRUST Эдварда Роу в связи с истечением срока его полномочий в НК. Эдвард Роу представил заместителю министра нового главу офиса The HALO TRUST Волона Кумнова. В ходе беседы Масис Маилян отметил важное значение деятельности The HALO TRUST по разминированию территории НК. В. Кумнов выразил готовность продолжать и развивать сложившиеся традиции сотрудничества между The HALO TRUST и властями НК. (ИП МИД НКР).

В столице Нагорного Карабаха Степанакерте состоялся круглый стол с участием представителей партий и экспертов по политическим вопросам. Основными вопросами обсуждения стали карабахское урегулирование в контексте государственного строительства в НК, отношения между Арменией, Карабахом и армянской зарубежной диаспорой, а также рамки гарантий безопасности, о которых говорится в ходе переговорного процесса. Круглый стол был организован партией "Движение-88", руководителем которой является мэр Степанакерта Эдуард Агабекян. Как подчеркнул президент Степанакертского пресс-клуба Гегам Багдасарян, на фоне активных обсуждений карабахской проблемы в политических и информационных кругах Армении, Азербайджана и других стран отсутствие четко выраженной позиции общественности Карабаха вызывает ощущение, что население Нагорного Карабаха безразлично к своей судьбе. "Это приводит к тому, что ряд международных политических документов принимается без учета мнения карабахской стороны, что вызывает деформацию формата переговорного процесса". Участники обсуждения пришли к заключению, что в стратегическом вопросе статуса Нагорного Карабаха все политические силы придерживаются единого подхода - Карабах должен отстоять свою независимость на дипломатическом фронте. Представители политических партий пришли к выводу, что одной из причин того, что Карабах оказался вне переговорного процесса, является инертность карабахского общества и властей. Кроме того, карабахский вопрос получил статус козырной карты во внутриполитической борьбе в Армении. Недостаточно используется потенциал диаспоры. Но самое главное - в Нагорном Карабахе несколько утеряли веру в силу собственного права. ("Кавказский узел").

В рамках договоренностей с властями Нагорного Карабаха координатор Международной рабочей группы по поиску без вести пропавших, заложников и освобождению пленных в зоне карабахского конфликта (МРГ) Альберт Восканян в очередной раз посетил содержащихся в Степанакерте азербайджанских военнопленных - Хаяла Абдуллаева, Хикмета Тагиева и Руслана Бакирова. "Жалоб со стороны военнопленных не поступило. Настроение у них нормальное, внешний вид опрятен, они желают вернуться домой. Это мое второе посещение военнопленных. Согласно своим обязанностям координатора, о встрече я поставил в известность сопредседателей и других региональных координаторов МРГ", - сказал Альберт Восканян. (PanARMENIAN.Net).