10 марта в Мурманском городском совете проходили депутатские слушания, посвященные городской реформе ЖКХ, созданию эффективной рыночно ориентированной жилищно-коммунальной отрасли. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, с докладом по реформе коммунального хозяйства выступил Юрий Гришкин, первый зам главы администрации Мурманска.

Реформирование мурманского ЖКХ проходит на основе двух нормативных документов: постановления правительства РФ "О реформе ЖКХ" и региональной программы "О социально-экономическом развитии Мурманской области на 2004-2008 годы". Мэрия выработала план действий по реформированию ЖКХ, который, по мнению Юрия Гришкина, депутатам горсовета предстоит преобразовать в Программу, наполнив ее предложениями, сроками исполнения и финансированием. План действий обсуждался уже на коллегиях администрации города, на депутатских слушаниях в старом составе горсовета, на городском общественном собрании. План согласован с областным департаментом промышленности, строительства и ЖКХ, прошел экспертизу в Москве.

Целями плана действия по реформированию ЖКХ стали повышение надежности и самоокупаемости отрасли, снижение нерациональных расходов, социальная защита людей. Современное состояние ЖКХ Мурманска, по словам Юрий Гришкина, является сложным, но не катастрофичным, как и в целом в России. Изменения требуются всему ЖКХ и в первую очередь по следующим направлениям. Изменение неэффективного управления на всех уровнях и неудовлетворительного финансового положения предприятий ЖКХ всей отрасли, характеризующейся высокими затратами, отсутствием экономических стимулов и приборов учета, чрезмерным потреблением воды, электро- тепловой энергии, неразвитостью конкуренции, износом жилых фондов.

Для реализации реформы городская администрация ведет активную работу по долгам населения за коммунальные услуги, которые уменьшаются. На 2005 год мэрия нашла 332 млн. руб. на покрытие расходов, вызванных отказом администрации от перехода на 100% оплату за содержание и ремонт жилого фонда. Снижена была и норма потребления газа. По договоренности с областным правительством бюджет покрывает расходы малоимущих граждан, если стоимость их квартплаты выросла на более чем 500 руб. Ликвидируются дотационные предприятия ЖКХ, коммунальные предприятия переходят на экономически обоснованные тарифы. Подчеркнул Юрий Гришкин недостаток ресурсов на модернизацию, отметив, что горсовет выделил мало средств на ЖКХ, не додав около 500 млн. руб. "Без капремонта, без замены кровель мы посадим жилой фонд, нам придется тогда просить денег не только у субъекта федерации, но и в Москве, в международных фондах, так как квартплата будет очень высокой".

С 1 января 2006 года субсидии из городского бюджета будут направляться на персональные счета граждан, и сами граждане будут оплачивать квартплату со своего счета. Будет создан Центр субсидий. Необходимо отходить от практики, считает первый зам мэра Мурманска, когда муниципальные предприятия получают средства, их не зарабатывая. Намечено создать Жилищную сервисную компанию, которая будет заключать договора с муниципальными предприятиями на оказание различных коммунальных услуг. 10% будет составлять предоплата, затем будет проверка исполнения и полная оплата. В случае нарушения договора будут взиматься штрафные санкции.

На сегодняшний день никто не знает, сколько стоит содержание жилья в городе, сколько стоит ремонт. На инвентаризацию мэрия планирует выделить 39 млн. руб. На реконструкцию надо затратить 4 млрд. 444 млн. руб. Будет установлены электросчетчики на места общего пользования и лифты. Уже идет установка приборов теплоучета: 221 прибор будет установлен в 2005 году, 471 прибор - в 2006 году и 270 приборов - в 2007 году. Для совершенствования системы управления ЖКХ будет определено ответственное лицо. Мэрия планирует провести две поправки через горсовет. В уставы муниципальных предприятий должны быть внесены два новых положения: 1. одним из учредителей является начальник Управления ЖКХ; 2. он имеет право контролировать хозяйственную деятельность. Намечено покончить с практикой, когда управление ЖКХ находилось в структуре администрации и заключало договоры, вело хозяйственную деятельность. Эти функции будут разделены. Также вместо одного управления капремонта и двух отделов, занимающихся подобными вопросами в администрации, будет создано одно муниципальное учреждение по капремонту. В планах мэрии создать вместо управления ЖКХ комитет по развитию ЖКХ, сократить штат с около 100 до 25-30 специалистов.

С развитием рынка коммунальных услуг и появлением различных предприятий в этой сфере повысится потребность в единой диспетчерской службе. Такая служба 051 уже создается.