В связи с вступившим в силу с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом, неутвержденный томский бюджет уже нуждается в серьезных корректировках. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе администрации города Томска, об этом, на заседании рабочей группы по бюджету 3 марта 2005 года, заявил заместитель мэра по ЖКХ Сергей Лазарев. По его словам, введение кодекса поставило городской бюджет в суперсложные условия: Томску необходимо предусмотреть деньги на формирование социального маневренного фонда жилья, а в перспективе, на компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг для тех горожан, которые не смогут их оплачивать.

Сергей Лазарев напомнил, что новый Жилищный кодекс ликвидирует очередь на бесплатное жилье и само понятие социальной нормы. Бесплатную квартиру могут получить только малоимущие граждане и, в дальнейшем, они не имеют права ее приватизировать. Но в законе нет четкой формулировки, кто относится к этой категории, а реально у власти на местах нет средств для строительства социального жилья.

По новому кодексу, теперь для того, чтобы получить субсидии, необходимо не иметь долгов за жилищно-коммунальные услуги. В Томске же остро стоит проблема долгов: за ЖКУ регулярно платит только 70 процентов населения. Новый Жилищный кодекс закрепляет начисление пени за долги и дает возможности выселения в социальный фонд за регулярную неуплату в течение полугода. Принципиальные изменения внесены в сферу управления жилищным фондом. Сегодня в ведении муниципалитета только 25 процентов жилья, а остальное - приватизировано. Жильцам надо до 1 марта 2006 года определиться с тем, как они будут управлять своим домом. Либо это будет ТСЖ, ЖСК и самостоятельное управление домом, либо они выберут какую-то управляющую компанию. Если этого не случится, то муниципалитет обязан выбрать управляющую компанию через проведение открытого конкурса.

Под вопросом оказывается обслуживание ветхого и аварийного жилья, что особенно актуально для Томска. Понятно, что частники не станут обслуживать эту категорию жилфонда. А новый Жилищный кодекс предусматривает лишь право муниципалитета на выделение бюджетных средств на ремонт многоквартирных домов управляющим компаниям ТСЖ. В целом же Жилищный кодекс обязывает собственников жилья пропорционально нести бремя расходов на ремонт и содержание. Так, если в 80-квартирном доме муниципальной является только 1 квартира, то муниципалитет направляет на ремонт 180 часть. Собственники жилья получили полномочия самостоятельно регулировать плату за техобслуживание. Если на общем собрании жильцы не смогли прийти к решению о ее размере, то на весь дом начинает распространяться муниципальный тариф.