Депутат Сейма Латвии от Народной партии, председатель парламентской комиссии по иностранным делам Александр Кирштейнс обратился с запросом в Генеральную прокуратуру по поводу ряда статей в латвийской газете "Час", в которых, на его взгляд, имеет место разжигание межнациональной розни. Свои претензии к изданию А. Кирштенс изложил 3 марта, выступая на пленарном заседании Сейма в ходе обсуждения кандидатуры на пост генерального прокурора страны. "Народника" больше всего возмущает, что Генпрокуратура не возбудила ни одного дела по целому ряду статей в "Часе" за 2003-2004 годы, в свою очередь в секретариате комиссии по иностранным делам корреспонденту ИА REGNUM предоставили газетные публикации, фигурирующие в депутатском запросе.

Так, в номере за 1 октября 2004 года "Час" публикует письма читателей, в которых внимание парламентария привлекли такие строки: "А с учителями-латышками еще интереснее. Наша обозвала нас "русскими свиньями" за то, что мы хотим учиться на родном языке... Многие из нас при первом удобном случае уедут из этой страны. Кто-то из нас уедет в Россию и на Украину, кто-то в Польшу и Израиль, а кто-то в США или Германии... А современные латыши совсем другие. Что-то странное произошло с народом. Независимость сыграла с ними злую шутку. Мстительность, злобность, двуличие, подлость и трусость стали их особенностью". В номере за 25 сентября 2004 года некто преподаватель истории Александр Малнач на страницах "Часа" предлагает: "Пусть реформа (образования, - прим. ИА REGNUM) буксует в зыбком песке дозволенного сверху и рекомендуемого снизу саботажа". Между тем, в номере за 16 октября 2004 года А. Кирштейнс выделил строки статьи Александра Казакова, активиста Штаба защиты русских школ, выдворенного из Латвии в начале сентября 2004 года: "...Эти западные латыши и их дети (включая нынешнего президента) эмигрировали из Латвии в месте с отступающими частями погибающего Третьего рейха и были так или иначе связаны с гитлеровской бесчеловечной машиной. Эмигрантские организации - особенно молодежные - контролировались зачастую теми, кто добровольно поступил на службу в латышский легион SS, и даже теми, кто участвовал в расправах над мирными жителями. Они и привили местным латышам идеологию реваншизма, которая является на сегодняшний день краеугольным камнем не только внутренней, но и внешней политики Латвии".

И, наконец, две цитаты из факсимиле политического обозревателя "Часа", члена Партии народного согласия Леонида Федосеева. Первая: "Уничтожение латыша - трагедия, а нелатышей можно хоть в десять раз больше убить, и тогда это будет лишь "прискорбный факт статистики" и не боле того. А кое-кто из латышских политиков даже радуется, что к 1943 году удельный вес латышей в Латвии резко возрос! Их не волнуют причины этого роста ("Час" от 30 ноября 2004 года)". И вторая: "...Теоретически казалось, что латыши без труда и одним махом захватят все "экономические вершины" Латвии, станут не только политически, но и экономически господствующим классом, а слова "латыш" и "нелатыш" станут синонимами слов "барин" и "холоп"... Экономика мучительно самоочищается, отторгая противоестественно пересаженное "латышское сердце". Можно попробовать продлить агонию, но это все равно кончится крахом ("Час" от 12 ноября 2004 года)". В разговоре с корреспондентом ИА REGNUM генеральный прокурор Латвии Янис Майзитис, переизбранный Сеймом 3 марта на второй пятилетний строк, пояснил по поводу претензий А. Кирштейнса: "Я не хотел бы так сразу оценивать высказывания депутата. Депутаты в Сейме высказывают различные точки зрения, и пока я бы воздержался от оценки конкретных речей. В сущности, вы мне задаете вопрос: есть или нет основания провести проверку? Чтобы прокомментировать этот вопрос, мне следует ознакомиться со всеми соответствующими публикациями и только тогда отвечать на такие вопросы".