Депутат Архангельского областного Собрания Николай Исаков обратился с депутатским запросом к главе администрации области Николаю Киселеву с просьбой помочь учреждениям образования Мезенского района. Приводим текст обращения полностью:

"Муниципальное образование "Мезенский район" по занимаемой площади - одно из самых крупных образований Архангельской области. Для Мезенского района характерно отсутствие развитой сети автомобильного сообщения, половина сельских администраций не имеет устойчивого сообщения с районным центром.Численность постоянного населения 12,9 тыс. человек, в том числе: городское население - 7,1 тыс. человек, из них проживает в поселке Каменка 3,3 тыс. человек, сельское население - 5,8 тыс. человек. Плотность населения составляет 0,38 человека на 1 кв. км. На территории города и поселка расположено две средних общеобразовательных школы, одна основная, две начальные. Для оказания населению и объектам социальной сферы жилищно-коммунальных услуг создано 3 муниципальных унитарных предприятия, которые обслуживают 13 котельных, 5,2 километров теплотрасс, 37 водоколонок, 21 километр водопроводных сетей и 113239 кв. метров жилищного фонда.

Учитывая малую тепловую нагрузку на локальные котельные, низкий процент жилищного фонда с центральным отоплением, водоснабжением и канализацией - уровень благоустройства по городу Мезень и поселку Каменка остается один из самых низких по Архангельской области. Водопроводом пользуются 5% населения города Мезень и поселка каменка, услугами теплоснабжения - 19%, газоснабжение сжиженным газом отсутствует, не предоставляются услуги по отведению сточных вод, отсутствуют канализационные коммуникации.

На 2005 год бюджету муниципального образования "Мезенский район" из регионального фонда компенсаций установлена субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях в сумме 46 млн. 738 тыс. рублей. В расчете субвенции по дневной общеобразовательной школе города Мезень использован норматив для городского поселения в размере 6335 рублей на одного учащегося, сумма субвенции (с учетом ЕСН, районного коэффициента и северных надбавок) составила 77 млн. 7 тыс. рублей.

Считаю, что существующие коммунально-бытовые условия города Мезень соответствуют условиям сельской местности, поэтому по Мезенской школе расчеты следует производить исходя из норматива для сельских поселений, то есть 12720 рублей на одного учащегося. Из вышесказанного следует, что сумма субвенции по дневной общеобразовательной школе города Мезень должна составить 15 млн. 475 тыс. рублей, что на 7 млн. 768 тыс. рублей больше расчета. На 2005 год муниципальному образованию необходима субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях в сумме 54 млн. 506 тыс. рублей.

Приложением № 13 областного закона "Об областном бюджете на 2005 год" утвержден региональный норматив расходов для расчета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в малокомплектных и малочисленных дневных общеобразовательных школах городских поселений, тогда как на примере района данные школы существуют в основном в сельских поселениях и норматив должен быть соответственно выше. К малочисленным и малокомплектным школам относятся класс-комплекты с численностью не выше 12 учащихся. Такого количества детей в классах нет ни в одной из сельских школ района. Если закрывать эти малокомплектные школы, то отправить всех детей в интернаты нет возможности, так как они не способны вместить всех учеников. Кроме того, администрация района считает не желательным направлять детей младших классов в интернаты, где родителей они будут видеть только на каникулах. Еще один аргумент в пользу сохранения сельских школ: закрытие школы в селе приведет к вымиранию села. В настоящее время в селах и так остались люди, которым некуда выехать. Закрыв школы, мы поставим их в безвыходное положение.

Подобная ситуация 2005 года сложилась обстановка и в 2004 году. Сумма субвенции на заработную плату с начислениями и реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных образовательных учреждениях на 2004 год установлена и получена в сумме 54 млн. 74 тыс. рублей. Указанной суммы оказалось достаточной для выплаты заработной платы по октябрь месяц включительно. Для выплаты заработной платы за ноябрь 2004 года администрация муниципального образования была вынуждена получить бюджетную ссуду из областного бюджета в сумме 1 млн. 700 тыс. рублей, которой оказалось частично достаточной для погашения задолженности перед работниками образовательных учреждений. Кроме того, из местного бюджета выделено для погашения задолженности за ноябрь 2004 года перед работниками образовательных учреждений средства в сумме 79,4 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2005 года по образовательным учреждениям образовалась задолженность в сумме 976,6 тыс. рублей, из них по уплате: налога на доходы физических лиц - 287,8 тыс. рублей, ЕСН - 688,8 тыс. рублей. Исходя из вышеизложенного, сумма субвенции на 2004 год, рассчитанная департаментом финансов администрации области, была занижена на 2 млн. 756 тыс. рублей.

Находясь в безвыходной ситуации, администрация муниципального образования принимает меры для сокращения расходов, пытаясь уложиться в предоставленную субвенцию на 2005 год. Однако принимаемые меры не позволят сократить фонд оплаты труда с начислениями на 7млн. рублей. Неужели придется сокращать 70-80 педагогов? А кто же будет учить детей? Понимаю, что отдельную методику расчетов для Мезенского района никто придумывать не будет, но выход из создавшейся ситуации существует. Администрация муниципального образования предлагает на школы города Мезень и рабочего поселка Каменка применять норматив сельских поселений, в результате чего расчетной суммы субвенции будет достаточно.

Учитывая вышеизложенное, муниципальное образование "Мезенский район" относится к сельским районам, имеющим низкую обеспеченность коммунальными услугами, расчеты потребности в бюджетных средствах на те или иные расходы, должны производиться, с учетом статуса сельской местности".