Павел Сажинов, председатель Мурманской областной Думы, ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM о реформе местного самоуправления.

Как осуществляется в Мурманской области реформа местного самоуправления? Какие трудности встречаются и какие сюрпризы реформа может еще преподнести?

Реформа местного самоуправления уже не первая подобная реформа. За последние 15 лет это уже третья реформа местного самоуправления, и, конечно, это тоже накладывает свой отпечаток. Не успели мы по настоящему наладить одну систему местного самоуправления и взаимоотношений государственных органов власти и органов местного самоуправления, выстраивается новая система. Нужна какая-то последовательность. Допустим, есть свои особенности на Кубани, в Дагестане или в Сибири, и есть совершено другие особенности на Севере, на Дальнем Востоке. И с этим нельзя не считаться. К сожалению, не так легко выстроить структуру местных сообществ и взаимодействие между органами госвласти и органами местного самоуправления. В этом случаи надо было больше опираться на те предложения, которые идут с мест, на тот исторический опыт, который есть или был на местах. Не все знают, что, например, земская реформа была не во всех губерниях, только в 37-ми. Смотрели, внедряли опыт постепенно. А сейчас сразу, без каких-то наработок, одновременно по всей России.

Принять один федеральный закон, который бы все перестраивал, несложно. А на местах, развивая этот закон, нужно принять несколько десятков законов, а это сделать гораздо сложнее. Нужно пересматривать Устав области, который принимается двумя третями голосов, а достигнуть согласия при изменении каких-то норм Устава, значительно сложнее, чем достигнуть согласия при принятии одного закона. Это обстоятельство надо учитывать. Многие нормы, которые введены в самом законе о местном самоуправлении, они вызывают в лучшем случае улыбку. Что такое "пешеходная доступность"? Непонятно, для чего эта норма существует на Севере? Как можно из Краснощелья добраться куда-то, или из Сосновки. В некоторых населенных пунктах нет ни школ, ни почты, ни отделения банка, чтобы осуществлять финансовые операции.

Считаю, что ту работу, которую сейчас провели субъекты на местах, нужно пока завершить, остановиться, оглядеться, осмотреться и не спешить с кардинальными переменами. В области увеличилось число муниципальных образований, это естественный процесс. На предшествующем опыте убедились, что далеко не всегда при наделении широкими полномочиями органов местного самоуправления, решаются все задачи. Зачастую, работа идет на обеспечение функционирования органа местного самоуправления, а не на развитие самого муниципального образования.

Надо учитывать, что в малых населенных пунктах исчезла экономическая база местного самоуправления, то есть колхозы, совхозы, небольшие предприятия. Они практически перестали функционировать. Это же была экономическая основа поселков, населенных пунктов. В результате возникла большая безработица, и орган местного стал едва ли не единственным органом для трудоустройства тех людей, которые потеряли работу.

Еще раз хочу сказать, спешить не надо в этих вещах. Надо, чтобы инициатива по организации местного самоуправления, по его реформированию шла снизу, а не сверху. Все утрясется, уладится, надо дать время поработать на местах тем людям, которые избраны в органы местного самоуправления. Дать привыкнуть населению к тем выборным органам, которые они избрали. То есть я сторонник того, чтобы не было у нас каких-то революционных вмешательств в органы местного самоуправления, чтобы все это решалось на основе местной инициативы.

Нельзя нам без оглядки копировать западный или еще какой-то опыт. Мы ратифицировали европейскую Хартию о местном самоуправлении, даже не внеся каких-то своих замечаний, дополнений. А ведь это было допустимо. Нельзя подходить с одной меркой к организации местного сообщества в Люксембурге и в России. Мы просто не сопоставимы не по территории, не по численности населения, ни по численности населенных пунктов. Были свои особенности всегда, и эти особенности надо всегда учитывать при построении местного самоуправления.

И сейчас главная задача - наполнить местное самоуправление финансовой базой, экономическую основу подвести под местное самоуправление. Эта задача гораздо сложнее, чем задача перекройки границ и выборов те или иных руководящих органов. Это несложно сделать. А вот какие предприятия создать в этих населенных пунктах? Как сделать так, чтобы поступали налоги в местные бюджеты? Как выстроить отношения между различными муниципальными образованиями, это будет сделать гораздо сложнее. Ведь сегодня субъект федерации наделен полномочиями перераспределения налоговых поступлений. Одни муниципальные образования имеют одну доходную базу, а другие муниципальные образования ничего не имеют. Далеко не всегда ведь те муниципальные образования, которые имеют более или менее стабильные финансовые источники, готовы поделиться своими средствами с другими муниципальными образованиями. Всегда возникают какие-либо недоумения. Сегодня сделан лишь первый шаг. Главный шаг впереди. Это помочь органам местного самоуправления обеспечить свое функционирование на основе экономической подпорки. С этим будет гораздо сложнее.

Что в Мурманской области уже принято из нормативной базы по местному самоуправлению, а что еще предстоит принять?

Принято немало, систему местного самоуправления мы уже сформировали. Сейчас в первом чтении приняли закон о границах административно-территориальных единиц. Приняли закон о численном составе вновь образованных представительных органов муниципальных образований, определили даты выборов. То есть такую чисто организационную работу мы провели.

Сейчас мы будем формировать бюджет области, консолидированный бюджет. Здесь будет значительно сложнее. Прежняя система межбюджетных отношений уже не устроит ни область, ни муниципальные образования. Придется очень много советоваться с руководителями муниципальных образований и проводить очень тщательно выверку всех доходных источников и расходных обязательств муниципалитетов и субъектов федерации. В общем, мы имеем опыт наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Мы работали в этом режиме, сейчас пересматриваем, принимаем новые законы.

В этом направлении предстоит работа, придется создавать совет руководителей муниципальных образований. Сейчас действуют два таких общественных органа: при губернаторе совет глав муниципальных образований и при областной думе координационный совет представительных органов местного самоуправления. Придется создавать единый орган, налаживать его работу. Я думаю, что тот опыт, который накоплен у нас в работе с координационным советом, этот опыт пригодится, позволит лучше координировать деятельность органов местного самоуправления.

Надо будет готовиться к выборам. Выборы, которые прошли в конце прошлого года и в начале нынешнего, они тоже дают определенный повод для размышлений. В Ловозерском районе выборы районного совета не состоялись, избранно менее 2/3 депутатов, люди выразили свое отрицательное отношение к избираемым кандидатам в депутаты. То есть больше голосов было "против". Это обязывает нас внимательно подойти к выборам. Впереди предстоит еще большая работа. Но во всей этой работе не будет таких дерганий, которые были в середине прошлого года и которые до последних дней мы наблюдали.

Мы не успеваем отчитываться, перед различными структурами о направлении той или иной информации. Мы не успеваем заниматься корректировкой своего законодательства. Настолько быстро меняется федеральное законодательство, зачастую и беспричинно. Допустим, увеличили в законе на одного двух человек какой-то орган. И мы обязаны менять все свое законодательство. Надо иметь в виду, что у нас сейчас значительно больше проблем, чем мы решаем. И главная проблема - это экономика. Нужно остановиться с разными реформами, которые не влекут за собой улучшение экономического положения страны. Настроиться сейчас надо на экономику, на подъем экономики и муниципальным властям и власти субъектов федерации, и федеральным структурам.