Вторая сессия Архангельского областного Собрания депутатов началась с обсуждения основополагающих документов жизни области: Устава, который фактически является конституцией области, закона "О порядке разработке, принятия и вступления в силу законов" и регламента Архангельского областного Собрания, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам председателя постоянной комиссии по законодательству и судебно-правовым вопросам депутата Станислава Второго необходимость изменения Устава была вызвана изменением федерального законодательства (в частности теперь изменение порядка избрания главы администрации области), увеличением количества депутатов (из-за этого необходимо депутатские комиссии переименовать в комитеты, которые в свою очередь будут состоять из комиссий). По замыслу авторов законопроекта отныне все законы должны быть внесены в областное Собрание не за 21 день, а за 31 день до сессии. Кроме того, в законопроекте С.Второго вводилось понятие "Совета областного Собрания". Этот орган, состоящий из председателя облсобрания, его заместителей, председателей депутатских комитетов и депутатских групп должен был решать обширный круг вопросов. Во-первых, сейчас все вопросы повестки дня вносит председатель облсобрания. Теперь это должен был делать Совет. Во-вторых, он должен был координировать деятельность депутатских комитетов, награждать грамотами, решать вопросы депутатской этики.

С критикой нового проекта Устава выступили все малые партии облсобрания. По словам депутата Михаила Силантьева, абсолютно незачем заниматься словесной эквилибристикой и заменять слова "система" на "структура", а "комиссия" на "комитет". "Можно увеличить минимальное количество депутатов в комиссии до 4-5 человек и не вводить новые термины". А то, что отныне вопросы будет вносить не председатель, а Совет, М.Силантьев назвал коллективной безответственностью. Депутат Николай Исаков обратил внимание, что большинство СМИ области называет главу администрации области губернатором. Поскольку эта практика укоренилась, необходимо обратиться в Государственную Думу с законодательной инициативой с тем, чтобы это звание узаконить. Кроме того, Н.Исаков посчитал, что если Устав принять в таком виде, в каком он представлен, он не будет соответствовать регламенту. Депутат Илья Азовский сообщил, что весь мир отходит от практики больших и малых советов, так как в противном случае получается так, что депутаты не равны в своих правах. Депутат Н.Исаков напомнил, что раньше уже существовал малый совет, но ни к чему хорошему это не привело. Депутат Александр Шашурин в ответ напомнил, что раньше малый совет "брал на себя нормативные полномочия", сейчас же этого не будет. Принимать или не принимать тот или иной закон будет только сессия.

Заместитель председателя облсобрания депутат Дмитрий Таскаев сказал, что новый закон пока еще не делит, но может разделить всех депутатов "на белых и черных" - тех, кто может влиять на принятие законов, и тех, кто не может даже внести закон на рассмотрение облсобрания. С.Вторый сообщил, что Советы существуют в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе и у соседей Архангельской области. После всех прений за принятие новой редакции Устава области проголосовало 32 депутата, чего не хватило для принятия решения (так как для внесения изменения в Устав области необходимо две трети голосов).

Закон о "Законах" депутаты приняли в первом чтении, так как здесь уже было необходимо набрать большинство голосов. Ко второму чтению депутатам предстоит внести в закон немало поправок, так как в первоначальном варианте (который принят в первом чтении) учтены изменения в Уставе области, которые в результате не прошли. Изменения в регламенте облсобрания также не прошли. Противники в основном аргументировали это тем, что не принят Устав, соответственно нельзя принимать и изменения в регламенте. Кроме того, часть депутатов считала, что такими изменениями в областном Собрании вводится жесткая иерархическая структура, которая противоречит принципам народовластия. В результате закон был отклонен.