"В Архангельске выборы не являются по сути выборами - они носят манипулятивный характер, - сказал корреспонденту ИА REGNUM директор центра "Форис" Вадим Трескин. - Сегодня мы имеем ситуацию, когда политтехнологи все свои силы кладут на выяснение поверхностных сиюминутных потребностей избирателей, затем предлагают им обезличенную "морду" кандидата. В результате выборы становятся виртуальными".

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по мнению В.Трескина избиратели стараются избежать личных встреч, поскольку с ними обсуждаются, как правило, очень общие проблемы, не ориентированные на интересы конкретной аудитории. "Опросы также показывают, что на решение голосовать влияют общие агитационные материалы, доля людей, пришедших на избирательные участки и лично общавшиеся с кандидатами не превышает 5%", - считает он. Таким образом границы между политконсультантами и политиками стерлись. Политики стали сами заниматься выборными технологиями, управляя при этом не содержанием, а формой. Примеров тому множество: Николай Львов лично контролировал голосование депутатов фракции на первой сессии областного парламента, а Дмитрию Таскаеву приписывает авторство проекта "Надо выбирать. Орлов." "Со стороны консультантов тоже началось встречное движение, - считает В. Трескин. - Глеб Павловский в Киеве пытался формировать внешнюю политику России по отношению к Украине. В Архангельске этот стиль был быстро перенят - вспомним летнее желание Александра Преминина самому окунуться в кампанию за мэрское кресло".

Итоги выборов 13 марта уже сегодня характеризуют как непредсказуемые. Избиратели уже не видят особой разницы между "красным Орловым" и "синим Донским". Примечательно, что даже имен в кампании на выборах мэра Архангельска 2005 года штабы основных претендентов стараются не использовать. Выборы стали виртуальными и переместились на уличные щиты. Непредсказуемость может проявиться и в том, что люди не придут на участки, и в том, что они проголосуют против всех. "Малоизвестные претенденты на депутатские посты не считают нужным вести долговременную работу с людьми своего базового округа. Вместо этого они рассчитывают на случайность, дезориентированность избирателей, отсутствия системного представления о мнении окружающих со стороны средств массовой информации. В результате рождается особый тип газет, число которых в Архангельске перевалило за пять десятков. Общественно-политические теряют свой тираж. Город и область стремительно теряют общее информационное пространство", - отмечает директор центра социологических и маркетинговых исследований Форис.