В Армении есть хорошая почва для развития авиабизнеса: интервью гендиректора авиакомпании "Армавиа" ИА REGNUM

Ереван, 28 февраля 2005, 13:47 — REGNUM  

ИА REGNUM представляет интервью с генеральным директором авиакомпании "Армавиа" Андреем Никитиным.

Справка: Авиакомпания "Армавиа" основана в 1996 году, свой первый рейс выполнила в 2001 г. В 2002 г. компания вступила в стратегический альянс с российской авиакомпанией "Сибирь", занимающей второе место в России по общему объему работ и первое на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок.

ИА REGNUM: Господин Никитин, каковы основные итоги деятельности возглавляемой Вами компании в 2004 году?

В течение 2004 года "Армавиа" выполнила 5375 рейсов, на которых перевезла 430,9 тыс. пассажиров и 1,5 тыс. тонн грузов и почты. Пассажирооборот компании составил 764,5 млн. пкм., а грузооборот 3 млн. ткм. Перевозки на направлениях по СНГ составили 82,6% от общего числа перевезенных пассажиров. По сравнению с прошлым годом объем работ вырос по всем основным производственным показателям - по пассажирообороту - на 41% или 317,5 млн. пкм, по грузообороту - на 33% или на 1 млн. ткм., по перевозке пассажиров - на 42% или на 181,7 тыс. пассажиров, по перевозке грузов - на 40% или на 600 тонн. Коммерческая занятость кресел на рейсах "Армавиа" составила 66,7%, а коммерческая загрузка - 59,7%.

При этом говорить о прибыли пока не приходится. Год действительно был тяжелым. В прошлом году мы направили на переподготовку 15 летных экипажей - 30 летчиков. Обучение одного летчика обходится компании порядка 56 тыс. евро. Умножив эту сумму на количество летчиков, мы получаем не больше и не меньше 1 млн. 680 тыс. евро. Временная не прибыльность компании также связана с большими капиталовложениями - мы построили ЛСТО, создали техническую базу, обучили техников, обустроили офис, приобрели новые компьютеры, обеспечили бортпроводников формой. Мы также взяли в лизинг у международных компаний Vermille International Services B.V. и Wyndermere Park Holdings B.V. два новых самолета Airbus A320. Ребрендинг авиакомпании и перекраска самолетов тоже немалые затраты. Зато на нас теперь смотрят как на национального авиаперевозчика, чего мы и добивались.

Вместе с тем, я считаю 2004 год переломным, поскольку мы научились эффективно использовать самолеты А320. Конечно, некоторым гражданам не нравятся ночные перелеты, дорогие тарифы. Но давайте разберемся в причинах. Ведь наши критики, порой, и понятия не имеют о наших расходах. Да, по сравнению с прошлым годом тарифы повысились, но давайте посмотрим, сколько стоила тонна керосина или авиабилет в 1992 году. Тогда билеты вообще стоили 42 рубля до Москвы. Не надо ориентироваться на прошлое. Это не по нашей прихоти так происходит. Посему расписание полетов состыковано таким образом, чтобы самолет очень много летал. Чем больше летных часов, тем ниже плата за лизинг самолета. Сейчас наши самолеты летают в среднем по 300 часов в месяц. Это очень хороший показатель, если учитывать, что в прошлом году они летали всего 180 часов. Летать же вхолостую никому не интересно - самолет на земле - слишком дорогая игрушка. Кроме того, "Армавиа", как национальный перевозчик, совершает полеты по ставкам за аэронавигацию по территории России дороже, чем остальные российские перевозчики, поскольку мы - иностранная авиакомпания.

ИА REGNUM: Каковы расходы за аэронавигацию?

За 100 км мы платим $64. К примеру, из расстояния в 1900 км от Еревана до Москвы мы платим по одинаковым с российскими ставками всего за 350 км - это территория Армении и Грузии, а за остальное расстояние - уже как иностранец. "Армавиа" абсолютно не боится никакой конкуренции. На самолете A320 можно конкурировать с любым перевозчиком, но с одним условием - при равных аэропортовых и аэронавигационных сборов и ставок на ГСМ. A320 потребляет 2,5 тонны керосина в час, а Ту-154 - 5,5 тонн. Чтобы слетать на А320 из Еревана в Москву и обратно, потребуется 13,5 тонн, а для Ту-154 - 25 тонн. Разница ощутимая. Но расходы на Ту-154, летающий под российским флагом, сравниваются с нашими расходами, поскольку он летит по России, заправляется и платит за аэронавигацию по российским ставкам. Если это все уравнять, то "Армавиа" будет в наиболее выгодном положении, нежели другие компании, которые используют советскую авиатехнику.

ИА REGNUM: По каким маршрутам на данное время осуществляются полеты, возможно ли расширение географии полетов?

В 2002 году авиакомпания выполняла всего 4-5 рейса в неделю в Москву и 2 рейса в неделю в Стамбул. Теперь количество рейсов в регулярном расписании "Армавиа" достигло 25. Появились новые рейсы в Ашхабад и Тегеран. С 21 мая 2004г. "Армавиа" начала осуществлять полеты из аэропорта "Гюмри" (Армения) в города Северного Кавказа - Ростов-на-Дону, Анапа, Минводы, Ставрополь. Прошедший 2004 год был годом развития новых и уже действующих направлений и установления сотрудничества с ведущими авиаперевозчиками мира. Основываясь на этих достижениях, в 2005 году мы намерены занять лидирующую позицию на рынке транзитных авиаперевозок из Армении в Европу, США и Дальний Восток, а также увеличить транзитные потоки из Сибири и Дальнего Востока через ереванский аэропорт "Звартноц" в страны Ближнего Востока, Европы и СНГ. Хочу лишь добавить, что в Армении есть очень хорошая почва для развития авиабизнеса.

Также в прошлом году особое внимание уделялось развитию трансферных перевозок. Была значительно увеличена частотность выполнения рейсов в Москву и Новосибирск. Такая схема позволяет эффективно связывать маршрутную сеть авиакомпании "Армавиа" с маршрутной сетью своего стратегического партнера авиакомпании "Сибирь" и использовать их для транзитных перелетов как из Армении в города Сибири и Дальнего Востока, так и из городов Сибири и Дальнего Востока в страны Ближнего Востока, Европы и СНГ.

ИА REGNUM: Какую долю армянского рынка авиаперевозок покрывает компания "Армавиа"?

Свою деятельность в Армении мы начинали с 5-6%. Теперь доля авиакомпании в общем пассажирообороте по стране за 2004 год выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13% и составила 43%. Вот этот процент показывает, что "Армавиа" не является монополистом. В любом аэропорту мы имеем конкурентов.

ИА REGNUM: Известно, что лицензии на рейсы авиакомпании "Армянские Авиалинии" после ее банкротства перешли к авиакомпании "Армавиа". Какова сумма долгов "Армянских Авиалиний", и являетесь ли вы их правопреемником?

Мы - другое юридическое лицо и не правопреемник "Армянских авиалиний". Я знаю лишь из прессы, что они в общей сложности задолжали порядка $20 млн - $25 млн.

От "Армянских авиалиний" нам досталось большое и плохое наследство. Долги были практически во всех городах. Из-за старых долгов "Армянских авиалиний" мы не могли осуществлять полеты, нас просто никуда не пускали. К примеру, в Минводах нам прямо говорили - "возвращайте долги, а потом уже летайте". Мы каждому в отдельности объясняли, что это разные компании, и мы не являемся их правопреемником. Всего неделю назад мы получили разрешение на выполнение рейсов в Ташкент. До этого мы предоставили все документы, все аккредитации, но нам не разрешали летать из-за того, что "Армянские авиалинии" по интерлайну задолжали компании "Узбекистан Хави Йолари" порядка $180 тыс. Та же ситуация была с Тегераном. Проще было с европейскими городами. Например, когда мы юридически обосновали отсутствие связи между нами и "Армянскими авиалиниями" во Франкфурте, Амстердаме, то проблем не возникло - они открыли для наших самолетов свои аэропорты.

ИА REGNUM: Кто ответственен за осуществление технического осмотра и ремонт самолетов?

Техническим провайдером авиакомпании "Армавиа" по Airbus является "Lufthansa". Раньше в нашей компании работало три техника из "Lufthansa", которые обходились нам очень дорого. Теперь из этой фирмы у нас всего один техник. Связано это с тем, что авиакомпания "Сибирь" прошла сертификацию у "Lufthansa" и имеет право сама обслуживать самолеты. То же самое сделали и мы. Мы обучили наших техников, и в скором времени получим соответствующий сертификат. Аналогичная ситуация сложилась и с пилотами. В настоящее время в компании работают 5 армянских пилотов-инструкторов, которые самостоятельно, без иностранной помощи, могут проводить обучение.

ИА REGNUM: Сколько самолетов насчитывает авиапарк и какова численность рабочего персонала "Армавиа"?

В настоящее время воздушный парк "Армавиа" состоит из четырех западноевропейских самолетов А320, также на правах аренды эксплуатируются один Ту-134 и один Ан-24. Фактический налет по всем типам воздушных судов в 2004 году составил 12617 часов.

Сейчас у нас работает порядка 350 человек. Естественно самый большой объем - это бортпроводники, летчики, техники - это порядка 80% всего рабочего персонала.

ИА REGNUM: Каковы перспективы дальнейшего развития авиакомпании?

В 2004 году начался процесс ребрендинга авиакомпании. В октябре авиакомпания "Армавиа" представила широкой общественности свой новый облик, который отражает ее образ как национальной армянской авиакомпании и лидера армянского авиационного рынка. В мае 2004 года "Армавиа" официально стала действительным членом Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (IATA). Сегодня наряду с "Армавиа" действительными членами ИАТА является более 270 ведущих авиакомпаний мира. А в начале июня "Армавиа" выступила в МИТА (MITA) - многостороннее интерлайн-соглашение и в ИАТА Клиринг Хаус (IATA Clearing House) - мировую систему взаиморасчетов между авиакомпаниями, действующих под эгидой ИАТА. Это открывает новые возможности сотрудничества с ведущими мировыми авиаперевозчиками и для заключения интерлайн-соглашений, что позволит пассажирам "Армавиа" совершить полет практически в любую точку мира. На сегодняшний день подписаны интерлайн-соглашения с более 40 ведущими авиакомпаниями мира, в числе которых Swiss Air (LX), American Airlines (AA), Royal Jordan (RJ), Spanair (JK), British Airways (BA), Aerosvit (VV), Aeroflot (SU), Virgin (VS) и LOT Poland (LO), Czech Airlines (OK), Egyptair (MS), United Airlines (UA), Societe Air France (AF). В перспективе развитие этих направлений и наращивание системы партнеров.

ИА REGNUM: Есть надежда, что этот год "Армавиа" закроет с прибылью?

Если откровенно, думаю, что да. 2005 год будет удачным. Наблюдается увеличение потока пассажиров, мы научились правильно эксплуатировать самолеты. Конечно, наши планы закрыть год с прибылью могут увенчаться успехом, и мы приложим все усилия для формирования сильной, стабильной и конкурентоспособной авиакомпании на мировом рынке.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
ООН: Антироссийские санкции оказались неэффективными
NB!
28.04.17
Москва второй день подряд стоит в девятибалльных пробках
NB!
28.04.17
«Бизнес может компенсировать курортный сбор туристам услугами или скидками»
NB!
28.04.17
В музей прорыва блокады Ленинграда привезли танки
NB!
28.04.17
Значительный поток наркотиков в РФ идет с Украины — Путин
NB!
28.04.17
Тиллерсон: Угроза северокорейской ядерной атаки на Сеул и Токио реальна
NB!
28.04.17
Офшор в Крыму: «Инвестиции не с Запада, но из Латинской Америки и АТР»
NB!
28.04.17
Путин родился в столице Дагестана
NB!
28.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 28 апреля
NB!
28.04.17
ДНР ожидает на майские праздники провокации со стороны ВСУ
NB!
28.04.17
«Главный эффект от сборов – мы прекратим терять курортную инфраструктуру»
NB!
28.04.17
Италия: «Спасающие мигрантов в море НПО связаны с контрабандистами»
NB!
28.04.17
В 2018 году флот России получит первую атомную «Суперакулу» с «Калибрами»
NB!
28.04.17
Курортный сбор: «Велик риск, что большой сегмент останется неохваченным»
NB!
28.04.17
Кавминводы без курортного сбора не превратить в «мировой курорт»
NB!
28.04.17
Коррупция в департаменте Югры: новые дела и фигуранты
NB!
28.04.17
Энергетический фундамент России
NB!
28.04.17
Тайна охотничьей резиденции Николая II в Карсе
NB!
28.04.17
Уральские заводы переходят на четырёхдневку: теперь автозавод «Урал»
NB!
28.04.17
Порошенко: Минск не позволит РФ напасть на Украину с территории Белоруссии
NB!
28.04.17
Москва встала в 10–балльных пробках — главное за неделю
NB!
28.04.17
Слуцкий обвиняет украинских парламентариев в травле Аграмунта