"Экстра" рассказывает о том, что недавно избранная Дума города Читы "начала свою деятельность с повышения зарплат мэру и председателю Думы". Со слов журналиста, установление надбавки в 220% от должностного оклада прошло без особых проблем. При этом собственные доходы городского бюджета должны упасть на 15%. Эту тенденцию, которую уже не первый год отмечает контрольно-счетная палата города Читы, "довольно распространена и при принятии бюджета Читинской области". Причина в том, что "занижая доходы, администрация дает себе возможность распоряжаться "сверхплановыми" поступлениями по своему усмотрению". Было отмечено, что "на содержание всех органов местного самоуправления в прошлом году было затрачено 170 миллионов рублей, а в этом году эта сумма выросла более чем вдвое и составляет 383 миллиона рублей". При этом, "в проекте бюджета на 2005 год на содержание главы администрации города запланирована сумма более чем в 1 миллион рублей, на содержание городской Думы - 15 миллионов". В то же время "сумма расходов на промышленность, энергетику и строительство составляет в проекте бюджета на этот год лишь 14,4% от уровня прошлого года". Из 19 муниципальных программ, действовавших в прошлом году, в этом предлагается профинансировать лишь пять, а "на содержание медвытрезвителя предполагается затратить в три раза больше, чем на развитие спорта".

"Экстра" публикует материал, посвященный самому неблагополучному району Читинской области - Борзинскому. Речь идет об одном из поселков района - Шерловой горе, где больше недели на объектах социальной сферы отключено тепло. Причина в том, что администрация района задолжала Шерловогорской ТЭЦ крупную сумму (долг за тепло составляет 9 миллионов рублей), что послужило поводом для отключения поселка от тепла энергетиками. "Осложняет ситуацию и большая задолженность властей перед работниками бюджетной сферы. В начале прошлой недели забастовку объявили врачи местной больницы, которые вот уже несколько недель не получали зарплату. Ежемесячно Борзинский район получает 5 миллионов рублей налогов, но только на зарплату требуется порядка 12 миллионов". Денег этих нет, а то, что перечисляет в бюджет района областная администрация, хватает только на погашение коммунальных платежей и на ликвидацию постоянно возникающих в Борзе аварий. "Единственный выход власти района видят в получении кредита", но район неплатежеспособен и к тому же не расплатился с ранее выданными кредитами, а потому рассчитывать на новый практически бессмысленно. В общем, "район находится на грани финансового краха", а "температура в домах в Борзе не превышает 15 градусов".

"Экстра" рассказывает историю, которая "в буквальном смысле шокировала общественность". 4 февраля сержант и рядовой сбежали из части, дислоцированной в Кяхте. При этом они завладели пистолетом с двумя магазинами и 16 патронами. Поиски, длившиеся всю ночь, результатов не принесли. На следующий день дезертиров обнаружили в подвале одного из домов в Кяхте, в 13.00 5 февраля дом был блокирован милицией и бойцами СОБРа. На предложение сдаться солдаты ответили огнем. В ответ блокировавшие их милиционеры открыли ответный огонь из автоматов. В результате перестрелки рядовой и сержант были ранены и скончались в больнице. "На запрос родителей о проведении независимой судебно-медицинской экспертизы тел прокуратура СибВО ответила отказом, сославшись на то, что аналогичная экспертиза уже проведена, с ее заключением родителей ознакомят позже". Между тем родители ставят под сомнение отсутствие неуставных взаимоотношений в части, из которой сбежали их дети и видят причину побега именно в этом. Версию эту подтверждают письма одного из убитых солдат, которые он писал незадолго до побега: "В них есть доказательства того, что солдат избивали, они стояли в карауле на морозе без соответствующего обмундирования, недоедали". В настоящее время создана специальная комиссия по расследованию инцидента. Автор материала, отвечая на вопрос о том, как в дальнейшем избежать таких инцидентов, утверждает, что "солдаты должны уважать армию, а это напрямую зависит от того, кому родные доверили своих детей".

"Экстра" рассказывает о том, как закончилось первое в Забайкалье серьезное дело "оборотней в погонах". В апреле 2004 года за вымогательство крупной суммы денег у иностранных предпринимателей были задержаны трое оперативников управления по налоговым преступлениям УВД Читинской области (УНП). На минувшей неделе стражи порядка получили от пяти до шести лет тюремного заключения. Троица вымогала деньги у китайского бизнесмена - 55 тысяч рублей единовременно и 6 тысяч рублей ежемесячно: "За эту сумму они обещали обеспечить невмешательство в деятельность бизнесмена организованной преступности, правоохранительных и контролирующих органов. Или, попросту говоря, сделать ему "крышу". Выбора своему "подопечному" оперативники не оставили. В случае отказа удовлетворить их требования милиционеры угрожали ему чинить препятствия в работе предприятия вплоть до полного закрытия и привлечения бизнесмена к уголовной ответственности. За свои "услуги" оперативники успели получить от китайца 65 тысяч рублей. Обнаружив, что они изобличены в преступных действиях, оперативники с применением насилия и угрозы применить оружие незаконно задержали китайца и заставили его написать заявление, оправдывающее их действия. Криминальную предприимчивость трех оперативников пресекли их коллеги их отдела собственной безопасности УВД и сотрудники регионального управления ФСБ".

"Эффект" в материале под названием "Стариков грабят и убивают" рассказывает о том, что в Читинской области каждый день регистрируется от трех до пяти преступления, в которых потерпевшими оказываются пенсионеры: "Самым распространенным преступлением в отношении пожилых людей являются кражи, они происходят от одного до трех раз в день. Кроме этого в отношении пенсионеров совершаются тяжкие преступления - это грабежи и разбойные нападения, а также преступления на бытовой почве, совершаемые детьми и родственниками. Как правило, это угрозы убийством или причинение тяжкого вреда здоровью. Всего в январе 2005 года было зарегистрировано 150 преступлений в отношении пенсионеров". По словам начальника следственного отделения ОВД Центрального района города Читы Альбины Пакулиной, огромное количество обращений пенсионеров в органы ОВД связано с утратой документов: "Сегодня от пенсионеров повсюду требуют предъявления документов - в транспорте, при получении пенсии. Пожилой человек может запросто потерять документы, но, как правило, заявляет о краже".

"Эффект" в очередной раз понимает тему деятельности на территории Читинской области фармацевтической компании "РОСТА", которая поставляет льготные медикаменты в регион. В Читинской области монетизация так или иначе коснулась 89 тысяч человек, большинство из них должны получать льготные лекарственные препараты. На конец февраля было выписано порядка 40 тысяч рецептов, "в январе почти половина предписаний врачей, а в феврале почти каждый четвертый рецепт были поставлены на отсроченное обслуживание". Отмечено, что на льготные медикаменты из федерального бюджета было выделено порядка 51 миллиарда рублей, а на рынок льготных лекарств министерство здравоохранения выпустило пять компаний, в число которых попала "РОСТА". С начала года компания завезла в Читинскую область медикаментов на 17 миллионов рублей - это меньше трети необходимого ассортимента. Ряд действий компании не поддается логическому объяснению: "РОСТА" почему-то поставляет в огромных количествах некоторые из заказанных лекарств. Например, вместо трех тысяч глазных капель сульфацил натрия, которые были заявлены, компания поставил 23 тысячи. Во-вторых, "РОСТА" поставляет лекарства, которые отсутствуют в заявке, а значит не нужны льготникам. Так, в аптеку №6 было поставлено 250 наименований, из которых 110 не заказывали". Чтобы как-то снизить напряженность, в январе аптеки отпускали лекарства из своих резервов, понеся "большие затраты". При всем при этом "Наталья Иващенко - коммерческий директор компании "РОСТА" в Чите отказалась давать какие-то комментарии, ссылаясь на руководство фирмы в Новосибирске, но и головная компания хранит молчание".

"Эффект" пытается прояснить ситуацию, сложившуюся на рынке съемного жилья с позиции студента. В настоящее время аренда квартиры в областном центре колеблется от 2,5 тысяч на окраине до 6-7 тысяч рублей в центре, "нужно еще иногда платить за электроэнергию, а иногда и за коммунальные услуги, не стоит забывать и за предоплату от двух до шести месяцев". Автор раскритиковал работу квартирных агентств: "Они обещают найти жилье по самым низким ценам в любом районе города. Однако с вас попросят некоторую сумму за предоставляемые услуги, а потом дадут три адреса в выбранных вами районах. Согласно чаще всего устному договору, если ни одна из предоставленных квартир не подойдет, агентство в дополнение дает еще один адрес и умывает руки. Затем происходит вот что: вы идете или звоните по адресам, и нередко вам отвечают, что квартира уже сдана или ее никто и никогда не сдавал. В редких случаях получаете свободное помещение, и вы просто счастливчик, если оно пригодно для жилья". Если студенту или группе студентов не под силу снимать квартиру целиком, то снимается комната или угол. Этот вариант тоже был признан негодным, а для убедительности были приведены конкретные примеры: "Артем учился в строительном техникуме. Знакомые дали ему адрес милой бабульки, которая сдавала комнату. Единственное требование заключалось в опрятности квартиранта. Когда парень перевез свои вещи, он оказался в компании еще двоих студентов, а милая бабушка превратилась в злобную старуху, которая в девять вечера выкручивала пробки из счетчика и не отдавала ключи от квартиры". Комнаты в общежитиях были выставлены в совершенно неприглядном ракурсе: "Мне досталась комната на третьем этаже, где уже проживали четыре девушки. Два ржавых ушка для висячего замка и огромные щели над и под дверью ничего хорошего не обещали. Открыла заспанная девушка. За ее спиной были видны еще четыре кровати, застеленные не первой свежести покрывалами. Неприбранный стол с остатками раннего обеда. Но всё это затмевала настенная живопись. На грязных стенах алой губной помадой и маркерами были выведены имена тех, кто когда-либо был в этой комнате".

"Эффект" рассказывает о прямой линии, посвященной социально-экономическому развитию забайкальского села, которая прошла в редакции газеты в начале февраля. Поводов для обсуждения этого развития предостаточно: "Уже несколько лет, а последние два года кряду, регион страдает от сильнейшей засухи. Достаточно сказать, что только в прошлом году сумма ущерба от этого стихийного бедствия составила 579 миллионов рублей, погибло 64% площадей всех зерновых культур". Ситуацию с долгами сельхозпроизводителей прокомментировал руководитель финансово-экономической службу Комитета сельского хозяйства и продовольствия Читинской области: "По решению Правительства мы подписали 124 соглашения с сельхозтоваропроизводителями по реструктуризации их долгов. Пролонгировано примерно 617 миллионов рублей, списано штрафов и пени на сумму около 232 миллионов рублей. но ожидаемого эффекта от этого сельхозпредприятия так и не получили. Их кредиторская задолженность на сегодня составляет 1,3 млрд.рублей". Председатель комитета аграрной политики облдумы Виктор Останин назвал ситуацию катастрофической и обозначил выход из финансового кризиса в виде трехуровневой системы: "Аккумуляция финансов на весенне-полевые работы в областном бюджете, часть - в бюджетах муниципальных образований и часть - в самих коллективах товаропроизводителей. Либо они берут кредиты в банках, либо у будущих покупателей своей продукции". Куприянов отметил, что "сегодня в областном бюджете на финансирование регионального продовольственного фонда запланировано только 12 миллионов рублей, в то время как в прошлом году эта сумма составляла 80 миллионов, а если на приобретение ГСМ необходимо 242 миллиона рублей, то мы имеем всего 44 миллиона".

"Ваша реклама" рассказывает о работе отдела по расследованию налоговых и экономических преступлений следственной части следственного управления при УВД Читинской области. Несмотря на то, что в штате отделения всего восемь человек и один компьютер, за время работы они возместили государству более 20 миллионов рублей. По словам начальника отделения в последнее время сокрытие налогов стало одним из самых распространенных преступлений: "Зачастую мошенники пользуются доверчивостью предпринимателей, которые доверяют им руководство своими предприятиями. Ловкие дельцы разворачивают бурную деятельность, но при этом не платят налогов. В конечном счете на скамье подсудимых оказываются сами предприниматели". В числе наиболее распространенных преступлений сотрудники отделения называют хищение денег работниками финансовой сферы предприятий, ведь "способов хищения денег существует огромное количество, а единственное правило, которые спасает предпринимателей от воровства - бдительность".

"Ваша реклама" утверждает, что говорить о том, что в области работает ипотека, пока рано: "В портфеле фонда ипотечного жилищного кредитования Читинской области только четыре договора купли-продажи недвижимости". Хотя в Чите и появился первенец - ипотечный жилой дом, в котором временно заселено 78 квартир, договоры не заключены до сих пор, потому как "затянулся процесс передачи собственности". Заместитель мэра Читы по вопросам строительства, транспорта и связи уверен, что выход есть: "Если мы хотим иметь и развивать ипотеку, мы должны получать дотации. Большая часть населения Читы получает зарплату от пяти до семи тысяч рублей, и никто, кроме государства, не в состоянии им помочь выкупить квартиру. Если мы не пойдем им навстречу, в ипотеку пойдут только те жители, которые имеют доход свыше десяти тысяч. Сегодня разработано положение о городской ипотеке, и оно должно устроить читинцев. За основу взят вариант, которые позволит увести людей от высоких банковских процентов. Человек, желающий вступить в ипотечный фонд, будет заключать договор с инвестиционной компанией с учетом ее процентной ставки, размером первого взноса, которая и будет защищать интересы своих клиентов перед банком. Договор будут действовать не менее 15 лет в зависимости от возраста будущих собственников квартир. Определится процент годовых, которые будут частично перекрываться из городского бюджета, а часть согласно федеральному законодательству перекроет областной бюджет".

"Забайкальский рабочий" рассказывает о реабилитационном центре "Спасатель", в котором работаю с детьми-инвалидами. В ушедшем году усилиями "Спасателя", а также центра "Шиванда", Центра медико-социальной реабилитации и отделений реабилитации при центрах "Семья" было пролечено 1300 детей. Автора явно впечатлило знакомство с работой РЦ "Спасатель": "Чинно стоят два больших здания: жилой и лечебный корпуса. Отдельно водолечебница с саунами и бассейном. Зимняя теплица и подсобное хозяйство. А еще есть всевозможные турники и площадка для мини-гольфа. Пять раз в день дети посещают столовую, в меню обязательно входят фрукты, соки, выпечка. Своими размерами впечатляет теплица, где уже в конце марта собирают первый урожай. За прошлый год здесь было собрано больше тонны огурцов. Потому-то каждый день в меню салаты из свежих овощей. Подсобное хозяйство насчитывает 15 свиней, а дети каждый день получают мясо". В реабилитационном центре лечат детей с нарушениями нервной системы, эндокринными заболеваниями, заболеваниями крови, органов дыхания, с диагнозом ДЦП: "Наилучший эффект достигается при лечении заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Разительный эффект для больных ДЦП дает лечебная верховая езда на лошади. Те мышцы, которые в обычном состоянии не задействованы и расслаблены, во время езды непроизвольно вовлекаются в работы, когда ребенок стремится удержаться в седле". Со слов руководства центра, вступивший в действие ФЗ №122 благотворно повлиял на работу "Спасателя": "С 2005 года центр финансируется за счет средств федерального бюджета через фонд социального страхования. Это позволило увеличить количество детей, реабилитируемых за один заезд. Раньше принимали 50 человек, теперь принимаем семьдесят. С этого года мамы могут бесплатно пройти реабилитацию вместе с детьми. До сих пор они находились здесь платно".

"Забайкальский рабочий" усилиями своих журналистов рассуждает на тему подготовки кт проведению ЕГЭ. Информационным поводом послужил Координационный совет по организации и проведению ЕГЭ в школах области. Его участники были вынуждены признать, что область по уровню знаний, которые демонстрируют выпускники, среди российских регионов в числе аутсайдеров. Причин много: "Более чем в половине районов в школах ведутся не все предметы, обязательные по учебной программе. А это значит, что упущенные за пять лет знания на средней ступени школьного образования невозможно нагнать за полгода, натаскивая одиннадцатиклассников для сдачи теста по ЕГЭ, чем приходиться заниматься учителям. Чтобы закрыть брешь, учителя совмещают преподавание порой совершенно несовместимых дисциплин. В районах низок уровень подготовки педагогов с высшим образованием. Кроме этого из 300 педагогов, которые каждый год выпускает педуниверситет, в районы области возвращается всего треть. Оно и понятно - зарплата учителя не превышает двух-трех тысяч рублей". Согласно социологическим исследованиям, большинство учителей Забайкалья негативно относятся к ЕГЭ - "к введению новшеств педагогов не подготовили, в школах так и осталась устаревшая учебно-методическая база, методическая служба развалена, а психологическую помощь получили не все учителя".