С 1 сентября 2005 года банки должны будут обязательно давать кредитную историю заемщика, по крайней мере, в одно кредитное бюро с письменного согласия заемщика. Об этом сообщил председатель правления Международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин 25 февраля на пресс-конференции в Москве. Начало функционирования в России системы кредитных бюро, действующие в развитых экономиках, станет важнейшим шагом в развитии отечественной кредитной системы.

Кредитное бюро является коммерческой организацией, которая собирает, систематизирует и хранит информацию о заемщиках - кредитные истории. С помощью кредитных бюро банки обмениваются имеющейся у них информацией о своих клиентах и их платежеспособности, пояснил Д.Янин. По его словам, кредитные бюро являются той опорой для банков, на которой строится весь рынок кредитования. Кредитные бюро предоставляют банкам основную часть кредитной истории потенциального заемщика на платной основе. Законодательной основой их деятельности является федеральным законом "О кредитных историях" от 30 декабря 2004 года.

Д.Янин подробно рассказал о структуре кредитной истории. В титульной ее части содержатся общие сведения о заемщике (имя, паспортные данные, ИНН, номер пенсионного свидетельства). В основной части - сведения о полученных кредитах (их размер, срок на который они были выданы, время их возврата и т.д.) В закрытой части находится информация о том, кто формировал кредитную историю и кто ей пользовался.

Титульные части всех кредитных историй находятся в Центральном каталоге кредитных историй, который ведет Центробанк. Таким образом, в Центральном каталоге банки, и сами заемщики, могут узнать в каком именно кредитном бюро находится их кредитная история или кредитная история интересующего их лица, и обратиться в это кредитное бюро.

В функции кредитного бюро входит также защита кредитных историй, подчеркнул Д.Янин; получить ее может только кредитная организация с письменного разрешения самого обладателя кредитной истории. В целях поддержания корректности содержания кредитной истории, председатель правления КонФОП посоветовал заемщикам регулярно запрашивать для проверки информацию о себе, содержащуюся в кредитном бюро, пользуясь предоставленным законом правом ежегодно получать бесплатно сведения из всех трех частей кредитной истории. В том случае, если заемщик находит ошибки в своей кредитной истории, то он имеет право на обжалование этой информации.

Д.Янин особо подчеркнул, что кредитные бюро создаются не только для банков и банковской системы, но и в интересах заемщиков. Когда благодаря существованию кредитных бюро у банков отпадет необходимость компенсировать высокими процентными ставками риск при работе с незнакомыми заемщиками, это, по его словам, позволит снизить процентную ставку по предоставляемым кредитам, а значит сделает кредиты, более доступными для населения. К тому же в практике развитых стран обладателям хороших кредитных историй, по его словам, предоставляются льготные условия для получения кредита.

Кроме того, отметил Дмитрий Янин, кредитные бюро способствуют усилению конкуренции среди банков, поскольку при уменьшении рисков, даже небольшие банки могут позволить себе кредитовать заемщиков с хорошей кредитной историей.