Экономика

Административная реформа пришла в лес. С чем? (Волна)

Вот и получила официальный статус очередная законодательная инициатива. С 1 января 2005 года разделяются функции госконтроля за соблюдением лесного законодательства РФ и госуправления лесным хозяйством. Как это будет выглядеть на практике? - стало темой нашей беседы с начальником Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области А. Миняевым.

Анатолий Петрович, страна начала жить в новом году с новой редакцией Лесного кодекса РФ. И, даже боязно признаться, но состояние такое, будто бы отныне лесная охрана прекратила свое существование.

Еще с советских времен мы привыкли к существованию государственной лесной охраны. За последние годы законотворчество все меняет. Так, коренным образом пересмотрена статья 77 Лесного кодекса РФ, который был принят Госдумой 22 января 1997 года. И здесь сразу всплыло противоречие. Оно связано с переходом лесной охраны из Федерального агентства по лесному хозяйству (ФАЛХ) в ведение Росприроднадзора. Непонятно - какая это будет часть лесхозов, под каким юридическим статусом, объемом финансирования, да и механизм передачи не отработан. Ждем решения правительственной комиссии по административной реформе.

Для сведения: в лесной охране Архангельской области на 1.01.2005 года насчитывается 2060 человек, а по проектам лесоустройства лесхозов должно быть 2700. ФАЛХ ведает распределением лесных ресурсов и оказывает соответствующие услуги, а прерогатива Росприроднадзора - соблюдение законности.

Какими на сегодня располагаем силами? В региональном Росприроднадзоре всего 37 должностных лиц, которые обязаны обеспечить контроль за соблюдением законодательства в части водо-, недро, земле-, лесопользования и охраняемых природных территорий всей Архангельской области. Как полагаете, достаточно ли посильная эта ноша?

Взаимоотношения между лесопользователями и лесхозами прописаны. Последние - передают лесфонд в аренду, выписывают лесорубочные билеты, отводят делянки, проводят их весеннее освидетельствование, занимаются штрафными санкциями и неустойками. Естественно, остаются еще охранные функции лесов. Пока лесхозы выполняют эту работу. И, не дай Бог (а пораженные функции службы и неопределенность дают к тому предпосылки), ее закроют. Тогда придется констатировать: надзора и охраны в лесу нет...

Остается неразбериха, когда сельский житель - у леса и без дров.

Действительно, год начался, а некому определить лимит на отпуск леса; в области еще не создан постоянный орган, который мог бы выписывать лесобилеты и ордера. Действует временный вариант. Ожидаем официального решения о ликвидации централизованным порядком управления сельскими лесами и передачи его от Министерства сельского хозяйства РФ в ведение областной администрации.

С одной стороны, закон практически подрезал права субъектов Федерации по управлению лесными ресурсами. Если раньше глава исполнительной власти определял отпуск леса на досрочное пользование в лесах всей Архангельской области (продажа с торгов, аукционов, отпуск местному населению и так далее), то сегодня в федеральных лесах, которые составляют большинство, это решает ФАЛХ.

С другой стороны, у региональных властей появилась свобода в связи с приобретением в собственность сельских лесов. Их площадь в Архангельской области превышает полтора миллиона гектаров.

Ушел в историю льготный отпуск древесины на корню сельским жителям на хозяйственные нужды. Теперь и инвалид Великой Отечественной войны должен по полной стоимости платить за машину дров, а взамен ему обещана денежная компенсация. Можно установить какой-то общий принцип в судьбе сельских лесов, внести изменения в наш областной закон о лесопользовании. Полагаю, было бы полезно поделиться области частью наделенных полномочий бывшего управления сельскими лесами с муниципалитетами. Главы районных администраций решают социальные проблемы, и им на местах виднее - кого и как наделить лесными ресурсами. В общем, очень многое будет зависеть от воли и умения заинтересованных областных руководителей.

Наш регион чуть ли не "впереди планеты всей" по браконьерству в лесу и нелегальным рубкам. В основном это происходит в сельских лесах около дорог и вблизи населенных пунктов. А нынче, без лесной охраны, вообще загорится зеленый свет для противоправных действий?

Самые большие нарушения закона о рубках древесины под Вельском и Котласом. Раньше подобным грешил Каргополь, а сейчас там стало получше. Много лесных хозяев в Устьянском районе, но хулиганить им не дает само местное население.

В трех функциях лесного хозяйства появились новшества. Назову их. Во-первых, лесхозы могут составлять протоколы об административных правонарушениях. Налагать же по ним штрафы - прямая обязанность Управления Росприроднадзора. Во-вторых, прерогативой нашей службы стало принятие решения по приостановке или восстановлению рубок леса, прекращению нарушаемого договора аренды. В последнем случае дело обходится без судебного разбирательства, если арендатор не спорит. И еще. Очень сложная ситуация с взысканием ущерба при незаконных рубках. Восьми работникам регионального Росприроднадзора трудно разгребать всю волокиту.

Почему Архангельская область раньше не воспользовалась правом создать собственные региональные правила рубок?

Полностью согласен с этим и давно высказывал подобную точку зрения. Вообще как-то странно воспринимаем мы рынок. Давайте остановимся на лесо- и недропользовании. Говорим: мы передали лесфонд в аренду. Хорошо. А на каком основании древесина перешла в собственность лесозаготовителя? - Ответить затруднительно. Возьмем Гражданский кодекс РФ. Там аренда расписана достаточно подробно. То есть если я взял вещь в аренду, то должен вернуть ее в том же состоянии за минусом износа. С лесом же все не так, его можно вернуть только в вырубленном виде. Так что здесь арендные отношения не укладываются в рыночную экономику.

Аналогичная ситуация с недропользованием. Предприятие должно получить лицензию на добычу полезных ископаемых, то есть документ на право что-то делать. А оно (предприятие) одновременно получает в собственность и сами недра. Вместе с тем многое напутано с субарендными отношениями.

На мой взгляд, сейчас у всех хватило ума понять, что отдавать леса в частную собственность пока не надо. Ни к чему хорошему это привести не может. Было бы правильно закрепить леса в регионе за основными перерабатывающими предприятиями, оставив значительную их часть для свободной торговли на аукционных, конкурсных основах. Мы должны побеспокоиться, чтобы предприятия были обеспечены нашим сырьем, а не привозным. Таков правильный рычаг, который могут запустить в действие грамотные экономисты - просчитать и ввести региональные правила рубок.

По статистике лесопереработчикам Архангельской области требуется порядка 14,5 миллиона кубометров древесины в год. Собственная заготовка составляет 8-9 млн кубометров, часть из которых уходит за пределы региона и около 5 млн привозят к нам. По оценкам ученых, кадрами на освоение расчетной лесосеки 12 млн кубометров располагаем. Львиная доля лесфонда (примерно 7 млн кубометров) вырубается всплошную, остальной объем - выборочными рубками.

Еще не могу не остановиться на технологии лесозаготовок. Акцент сейчас делается на работе в делянках импортной техники. В свое время Северный институт лесного хозяйства разработал соответствующую технологию для средней подзоны тайги (вся территория к югу от села Емецка) по заявке "ИлимСеверЛеса". Эта компания, управляющая лесозаготовительными предприятиями Котласского ЦБК, заплатив за разработку материалов, забрала их в частную собственность и готова поделиться технологией только за плату.

Наши лесозаготовители заинтересованы в региональных правилах рубок, но не заказали их из-за непродуманного финансирования. Внедрение последних позволило бы не только поставить заслон браконьерству в лесу, но и решить ряд вопросов со сроками примыкания лесосек.

Процесс реформирования ресурсной сферы российской экономики затрагивает глубинные корни таких издавна государственных видов деятельности, как уход за лесом, его посадками, посевом, охраной от пожаров и прочее. Последствия от необдуманного вовлечения их в рыночные отношения могут быть катастрофическими.

Как уже отмечали, какая-то часть работников лесного хозяйства перейдет на чисто контрольные, надзорные функции. Порядок данной организации до сих пор неведом. Пока существуют лесхозы, они справятся с посадками и посевом лесных культур. По договорам аренды ежегодно заготовляется 7-7,5 млн кбм древесины, и по ним лесовосстановление делалось. Эту весну мы еще проживем, а дальше будет... новый Лесной кодекс. С рубками ухода, если лесхозам дадут деньги, тоже справятся (за исключением молодняков).

Самый больной вопрос возникает с лесными пожарами. Остается сожалеть, что Федерация сбросила с себя эту заботу на плечи регионов. Все финансирование пойдет через областную администрацию по кругу, который значительно усложнился. Весна уже не за горами, как и неизбежные с ее приходом проблемы. На раздумья времени просто нет. Разделение лесхозов на хозяйствующий и надзорный субъекты - уже фактически свершившийся факт. Такой вывод я сделал для себя, анализируя процесс реформирования лесного хозяйства.

Холдинги: основа ЛПК (Лесные новости)

Итоги работы за первый месяц наступившего 2005 года позволили сделать вывод о сохранении тенденций 2004 года - объёмы заготовки и вывозки древесины растут, но незначительно. Причём, основной рост приходится на лесозаготовительные предприятия, входящие в состав вертикально интегрированных структур. В первую очередь, это ООО "ИлимСеверЛес", ГК "Титан", группа предприятий Соломбальского ЛДК и Лесозавода № 3. По оперативным данным районов области, вывозка древесины за январь 2005 года в целом по области составила 1163,3 тыс. кбм древесины, что лишь на 0,8% выше аналогичного показателя прошлого года. Из этих кубометров львиная доля - 79,1% - приходится на предприятия, входящие в состав ведущих лесопромышленных холдингов, работающих на территории области. Ими вывезено 919,5 тыс. кбм.

Как показывает статистика, наибольшего прироста в заготовке добились холдинги, вкладывающие значительные средства в развитие лесозаготовок. Так, в январе лидером по темпам роста вывозки стали предприятия ООО "ИлимСеверЛес", которые увеличили прошлогодний показатель сразу на 15,5%, достигнув вывозки 356,1 тыс. кбм. Большую роль здесь сыграло внедрение современных комплексов "Timberjack", которых в минувшем году силами корпорации "Илим Палп" было приобретено 30 комплектов.

Из крупных предприятий группы наибольшего прироста вывозки добились "Сорово КЦБК" (вывезено 35,0 тыс. кбм древесины; прирост составил 8,0%), "Комарово КЦБК" (35,5 тыс. кбм; +33,5%), Верхнелупьинский ЛПХ (23,4 тыс. кбм; +34,5%), "Виледьлес" (40,4 тыс. кбм; +36,5%) и "Ленское ЛП КЦБК" (30,2 тыс. кбм; +67,8%). А вот крупнейшее предприятие холдинга - Тёгринский ЛПХ - в январе сократило объём вывозки древесины на 7,1% - до 59,1 тыс. кбм. Также сократилась вывозка древесины и на "Удимском ЛП КЦБК" - до 19,0 тыс. кбм (-21,5%).

Шесть лесозаготовительных предприятий, входящих в состав ПЛО "Онегалес", заготовили и вывезли с делянок 97,2 тыс. кбм древесины, что на 6,1% выше, чем год назад. При этом необходимо отметить, что крупнейшее предприятие группы - ОАО "Онегалес" - сократило вывозку древесины на 1,5 тыс. кбм (на 4,6%). Также сократило вывозку по сравнению с январём 2004 года ООО "Ярнемалес". Если год назад предприятие вывезло 21,6 тыс. кбм, то в нынешнем - 16,4 тыс. кбм (75,8%). Остальные предприятия группы заготовку и вывозку древесины увеличили.

Наибольшего прироста вывозки добилось ООО "Нименьгалес" - 48,8%, вывозка древесины достигла 7,4 тыс. кбм. Также уверенно отработало предприятие "Каргопольлес", вывезшее с делянок 13,0 тыс. кбм (+47,7%). Вывозка ООО "Малошуйкалес" составила 15,2 тыс. кбм, что на 22,2% больше, чем год назад.

Ещё один холдинг, леспромхозы которого в январе увеличили заготовку и вывозку древесины, - группа предприятий Соломбальского ЛДК и Лесозавода № 3. За первый месяц 2005 года десять предприятий группы вывезли с делянок 136,6 тыс. кбм древесины, что на 1,1% больше, чем год назад. Стоит отметить, что во многом положительный результат работы группы СЛДК и Лесозавода № 3 обусловлен стабильной работой Конецгорского леспромхоза, который по сравнению с январём прошлого года увеличил вывозку древесины на 32,2% - до 33,7 тыс. кбм. Два других крупных предприятия группы - Борецкий леспромхоз и "Светлозерсклес" - сократили заготовку на 0,8% (до 25,5 тыс. кбм) и 10,4% (до 40,5 тыс. кбм) соответственно. Положительно на этом фоне выглядит работа Сосновского ЛПХ, который увеличил вывозку древесины более чем в два раза - до 7,1 тыс. кбм.

Предприятия группы компаний "Титан" незначительно (на 1,3%) сократили вывозку древесины - до 173,7 тыс. кбм. Наибольшего прироста в заготовке добился Сийский КЛПХ, вывезший с делянок 22,5 тыс. кбм (+46,1%) древесины. Ведущее предприятие группы - Усть-Покшеньгский ЛПХ - увеличило вывозку на 6,7% (до 39,8 тыс. кбм). Дмитриевский ЛПХ незначительно нарастил заготовку, вывезя с делянок 32,2 тыс. кбм (+1,6%) древесины.

Два леспромхоза, входящие в состав холдинга ЛПК "Северо-Запад", - Луковецкий и "Двинские лесопромышленники" вывезли с делянок 111,8 тыс. кбм древесины, что на 1,5% меньше, чем в январе прошлого года.

Как показывает анализ результатов работы лесопромышленного комплекса в январе, в целом по комплексу наблюдается незначительное (0,8%) увеличение объёмов вывозки древесины, или в абсолютных цифрах - 9,3 тыс. кбм. При этом стоит отметить, что вывозка древесины предприятиями, интегрированными в крупные лесопромышленные холдинги, возросла на 3,6%, или на 32,3 тыс. кбм. Таким образом, "неинтегрированные" предприятия отрасли сократили вывозку древесины на 23,0 тыс. кбм древесины. Данный анализ показывает, что сегодня возможностями для наращивания объёмов заготовки древесины обладают именно лесопромышленные холдинги. Именно поэтому к ним необходим заинтересованный подход со стороны как региональных, так и федеральных властей.

Экология

Всемирный фонд дикой природы: 2 года в Архангельской области (Лесные новости)

1 февраля Архангельскому проектному офису Всемирного фонда дикой природы (WWF) исполнилось два года. Два года назад одной из целей создания офиса в Архангельской области его руководитель Андрей Щёголев назвал ускорение процессов сертификации лесных предприятий на соответствие стандартам устойчивого лесоуправления. Что сделано за два года? Какие задачи на ближайшее время?

Одной из основных задач, поставленных перед проектным офисом, - рассказывает Андрей Щёголев, - стала разработка методики по выявлению лесов высокой природоохранной ценности. Чтобы данная методика появилась и стала работоспособной, приемлемой для всех участников лесных отношений, в рабочую группу было необходимо включить все заинтересованные стороны. Для участия в рабочей группе были приглашены представители крупнейших лесопромышленных предприятий, главным образом членов ассоциации "Промышленники Поморья" (Архангельский ЦБК, Лесозавод № 3, Соломбальский и Онежский ЛДК и др.), администрации области, Главного управления природных ресурсов по Архангельской области (ныне - Агентство лесного хозяйства), науки, неправительственных природоохранных организаций.

Поскольку стороны представляли совершенно разные интересы, не сразу удалось найти точки соприкосновения. Однако все были заинтересованы в получении методики выделения ЛВПЦ и в чём-то уступали, в чём-то переубеждали своих оппонентов, и в результате 9 февраля эта методика была утверждена рабочей группой. Методика уникальна тем, что, с одной стороны, она способствует сохранению особо ценных участков леса (это важно для экологов), а с другой - способствует скорейшему прохождению лесозаготовительными предприятиями сертификации на соответствие требованиям устойчивого лесоуправления (это важно для лесопромышленников).

Но ведь помимо субъективных препятствий, есть преграды объективные, не зависящие от конкретного человека.

Конечно, и это также отразилось на работе нашей группы. В начале своей деятельности рабочая группа столкнулась с тем, что помимо составления непосредственно самой методики, необходимо решать другие вопросы, связанные с особо ценными участками леса. Так, был разработан проект выделения особо защитных участков (ОЗУ), который учитывает концепцию ЛВПЦ.

Кроме того, стало очевидным, что необходима разработка новой региональной программы "Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Архангельской области до 2015 года". Сегодня площадь ООПТ составляет около 10% общей площади Архангельской области. Из них к лесным территориям относится лишь 4%. Да и дело даже не в проценте, а в репрезентативности охраняемых территорий. Очень важно, чтобы охране подлежали действительно ценные территории. К числу таковых должны быть отнесены крупные участки массивов малонарушенных лесов.

Также в методике нашла своё отражение и проблема сохранения редких видов растений и животных. В качестве приложения представлены подготовленные экспертами списки редких видов обитающих и произрастающих в лесной зоне области. При составлении списков мы ориентировались непосредственно на лесопользование и постарались, чтобы списки были максимально удобны, например, для использования при сертификации не только аудиторами, но и специалистами лесных предприятий.

На заседании рабочей группы 9 февраля было отмечено, что эти списки не могут иметь юридической силы. Как быть?

Есть Красная книга Архангельской области, но лесопользователям применять её крайне сложно, не удобно. В ней, например, перечислены арктические виды растений, животных, обитатели морей, с которыми лесопромышленники даже при большом желании в своей деятельности не столкнутся. И зачем им пользоваться этим увесистым талмудом? К тому же существующая Красная книга Архангельской области не является официальным документом, имеет популярный характер, в ней нет чётких рекомендаций по выявлению и сохранению редких видов. В феврале текущего года комитет областной администрации по экологии инициировал работу по подготовке новой редакции Красной книги. Правда, издана она будет только при условии достаточного финансирования не ранее 2006 года.

Уже сегодня есть потребность в таком документе, который бы чётко указывал, какие редкие виды каким образом должны быть сохранены при лесопользовании. Это обусловлено, с одной стороны, требованиями аудиторских компаний, проводящих проверку деятельности лесопромышленников на соответствие стандартам FSC. С другой стороны, это требование государственной экспертизы, в соответствии с которым во всех проектах, в том числе проектах лесопользования и ведения лесного хозяйства, должно быть указано, какие редкие виды существуют в зоне предполагаемой деятельности и какие меры приняты к их охране. К сожалению, не уточняется, каким образом составитель проекта, в нашем случае лесопользователь, руководствуясь Красной книгой РФ (а именно она в области является официальным документом) сможет выделить и сохранить редкие виды.

Мы же планируем создать рекомендации по выявлению и сохранению редких видов животных и растений при лесопользовании в Архангельской области. Пусть эта брошюра не будет иметь официальный статус, но, по крайней мере, лесозаготовители получат знания, как выглядят эти редкие виды, где произрастают и как их сохранять. Это значительно облегчит выявление таких видов при проведении сертификационного аудита. Полученная методика отрабатывалась на практике?

Методическое руководство прошло полевую апробацию в течение двух сезонов. Летом 2003 года в арендной базе "Светлозерсклес" (группа предприятий Соломбальского ЛДК и Лесозавода № 3) и Сийского КЛПХ (ГК "Титан") силами экспертов и лесоустроителей. В 2004 году методика была протестирована лесоустроителями в ходе планового лесоустройства Выйского лесхоза на площади 90 тыс. га. Полевые работы показали, что методика проста и удобна для применения специалистами. Необходимо отметить, что ассоциация "Промышленники Поморья" вместе с WWF приняла участие в финансировании этих работ, заключив договоры с лесоустроительной экспедицией.

Будет ли востребована методика? Что даст существование такой методики?

Без сомнения, методика выявления ЛВПЦ будет востребована в связи с бурным разви-тием в Архангельской области сертификации по системе FSC. В настоящее время сертификаты FSC на систему лесоуправления и цепь поставок выда- ны трём лесозаготовительным предприятиям области, сертифицировавшим лесфонд общей площадью 0,65 млн. га, кроме того, основной аудит проведён на 4 лесозаготовительных предприятиях (0,75 млн. га), предварительный аудит прошли 2 лесозаготовительных предприятия (0,15 млн. га) и 2 деревоперерабатывающих предприятия. Ещё 29 лесозаготовительных предприятий (арендная база 2,8 млн. га) заявили о намерении сертифицировать систему лесоуправления и сегодня ведут переговоры с аудиторскими компаниями.

Существует проблема нехватки российских экспертов по сертификации и отсутствия в настоящий момент российской аудиторской компании. WWF в течение двух лет провёл серию семинаров по программе "Практическая сертификация лесоуправления". В семинарах приняли участие 25 человек из различных регионов России: Хабаровского и Красноярского краёв, Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Костромской, Московской областей. Пятеро участников семинаров были из нашего региона. Большинство обучающихся после окончания курса участвовали в практическом аудите в качестве экспертов и наблюдателей по приглашению зарубежных аудиторских компаний.

Как лесопромышленники отнеслись к появлению в их "вотчине" проектного офиса WWF? Как строится ваша работа с предприятиями ЛПК?

Необходимо отметить, что с самого начала работы в Архангельске у нас сложились хорошие отношения с ассоциацией "Промышленники Поморья". Соломбальский ЛДК, Архангельский ЦБК, Онежский ЛДК, входящие в ассоциацию, делают реальные шаги для внедрения у себя принципов устойчивого лесопользования. Пять компаний из Архангельской области являются членами Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников, которая была создана при WWF и в свою очередь входит в Глобальную сеть по торговле сертифицированной лесопродукцией (GFTN) - Архангельский ЦБК, "Илим Палп" (Котласский ЦБК), Соломбальский ЛДК, Лесозавод № 3, Лесозавод 25.

В последнее время поднимается вопрос о необходимости создания работоспособного лесного совета. Зачем он нужен? Ведь у нас уже был один подобный совет.

Деятельность рабочей группы по ЛВПЦ может служить прекрасным примером переговорного процесса и нахождения компромисса. Именно этот опыт мы хотели бы использовать при создании работоспособного Архангельского лесного совета. В октябре 2004 года WWF и "Гринпис" обратились к заместителю главы администрации Рафаэлю Галимзянову с предложением создать такой коллегиальный орган при администрации, где все заинтересованные стороны (администрация области, лесопромышленники, негосударственные и научные организации) могли бы обсуждать наиболее острые вопросы лесного сектора региона и находить приемлемое для всех решение. Среди этих вопросов уже сегодня можно назвать формирование лесной политики Архангельской области; выработку стратегии сохранения и разумного использования малонарушенных лесных территорий; решение проблемы сохранения лесов высокой природоохранной ценности; разработку комплекса мер по сохранению биологического разнообразия при сплошных рубках.

В конце "юбилейных" интервью принято обозначать планы на будущее. Каковы они?

Во-первых, отмечу, что проектный офис WWF продолжит работу на территории Архангельской области. На ближайшую перспективу мы планируем утвердить методику и проект выделения ОЗУ на региональном уровне, издать брошюры о ЛВПЦ Архангельской области, провести в ноябре международный семинар, посвящённый проблемам выявления и сохранения ЛВПЦ, провести обучающие семинары и тренинги для лесопромышленников по вопросам биоразнообразия и устойчивого лесопользования, содействовать организации новых ООПТ и всё активнее привлекать местное население к управлению лесами (разработка процедуры общественных слушаний проектов лесопользования).

Происшествия

Год, прошедший для РОВД (Север)

Во многом благодаря работе сотрудников Мезенского РОВД в 2004 году объём оперативно-служебных задач на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории района в основном выполнен. Количество зарегистрированных преступлений, пусть и незначительно, снизилось со 111 до 101 преступления, или на 9 % меньше, чем в 2003 году.

Если в целом по Архангельской области наблюдается рост преступности в 2004 году на 20,8 % и уровня преступности со 180 до 217,4 преступления на 10 тысяч населения, то уровень преступности в Мезенском районе остаётся одним из самых низких среди районов области и составил в 2004 году 77,4 преступления на 10 тысяч населения ( в 2003 году - 85).

В прошлом году на территории района не произошло ни одного убийства и изнасилования. Вместе с тем зарегистрировано: тяжких преступлений 34 (в 2003 г. - 32), тяжких телесных повреждений - 2 (1), грабежей - 2 (1) разбоев - 1 (1), краж - 39 (59), мошенничеств - 10 (0), присвоений вверенного имущества - 13 (1), угонов автомашин - 6 (4).

С начала года отмечалась устойчивая тенденция к улучшению раскрытия преступлений. Раскрываемость составила 83,6 % (в 2003 - 73,6 %), что выше среднеобластного показателя раскрываемости (48,9%). По тяжким и особо тяжким преступлениям раскрываемость снизилась с 93,3 до 84,8%, но значительно превышает среднеобластной показатель (58,9 %). Раскрываемость квартирных краж в районе составила 100 %. Улучшилась раскрываемость преступлений по линии милиции общественной безопасности (МОБ) - с 58,2 до 78,6 %. Вместе с тем ухудшилась раскрываемость преступлений по линии криминальной милиции (КМ) - с 92,6 до 88,7 %. Значительно активизирована работа группы по борьбе с экономическими преступлениями: в текущем году выявлено - 31 преступление, из них тяжких - 25, в лесопромышленном комплексе - 8 ( в 2003 году выявлено 9 преступлений, тяжких - 1, в лесопромышленном комплексе - 0). Удалось добиться снижения преступности среди несовершеннолетних с 22 до 13 преступлений, или на 40,9 %, вместе с тем значительно увеличилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в группе от 3 до 8 человек (166,7 %). Привлечено к административной ответственности: несовершеннолетних - 14 (2003 г. - 16), родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, - 19 (19), взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков - 9 (3). Отделением участковых уполномоченных милиции составлено 469 протоколов (2003 г. - 408), сотрудниками ОГИБДД - 459 (458), паспортно-визовой службы - 49 (34), по делам несовершеннолетних (ПДН) - 22 (18), лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) - 48 (47).

В соответствии с указаниями МВД РФ и УВД Архангельской области сотрудниками РОВД проведены мероприятия по противодействию актам терроризма на территории района, в ходе которых проведены комплексные проверки объектов особой важности и жизнеобеспечения, обследованы все школы и дошкольные учреждения на предмет их антитеррористической защищённости, с направлением руководителям предписаний об устранении выявленных недостатков.

Проведены мероприятия по проверке объектов с массовым пребыванием людей, гостиниц, жилого сектора, транспортных средств, прибывающих в район, в том числе и водным путём. Организована постоянная проверка прибывающих и убывающих авиарейсов в аэропорту г.Мезени, обследованы объекты хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Сотрудниками РОВД привлечено к административной ответственности за нарушение правил оборота оружия 106 человек (2003 г. - 83) и изъято 107 единиц огнестрельного оружия (2003 г. - 79 ед.). На возмездной основе населением сдано 59 кг 884 г взрывчатых веществ (2003 г. - 19 кг 975 г). Выдано лицензий на приобретение оружия - 133 (2003 г. -83).

Сотрудниками отделения ГИБДД были приняты меры, которые позволили не допустить роста дорожно-транспортных происшествий на дорогах района, и количество ДТП составило 28 (2003г. -28) Количество раненых в ДТП - 8 человек (17), погиб 1 человек (0). Наибольшее число ДТП произошло в г.Мезени - 8, на дороге Мезень - Лешуконское - 8 и в п. Каменка - 5. Большинство сотрудников РОВД работало добросовестно, с наибольшей отдачей, поддерживая тесное взаимодействие с другими правоохранительными органами и администрацией района. В целях повышения результатов в оперативно-служебной деятельности в 2005 году необходимо следующее. Сосредоточить усилия на выявлении, пресечении и раскрытии преступлений превентивной направленности (хулиганство, причинение лёгкого вреда здоровью, побоев).

В связи с возросшей угрозой совершения террористических актов осуществлять постоянный контроль за состоянием антитеррористической защищённости объектов особой важности, жизнеобеспечения, массового пребывания людей, в т.ч. детских, образовательных и медицинских учреждений, особое внимание при этом обратить на профилактику преступлений, связанных с незаконным обращением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов.

В этих целях для улучшения связи с населением г. Мезени и района руководство РОВД осуществляет приём граждан по личным вопросам: с понедельника по четверг с 17 часов до 18 часов 30 минут. По любому вопросу, связанному с правоохранительной деятельностью, можно обратиться по телефону доверия Мезенского РОВД: 9-12-17 - работает с 9 до 17 часов; 9-11-48 - работает круглосуточно.

А также просим звонить, если вам станут известны какие-либо сведения о совершённых, подготавливаемых либо замышляющихся преступлениях, о фактах незаконных действий сотрудников органов внутренних дел. Конфиденциальность всех сообщений гарантируется. Ю. Ластовский, начальник Мезенского РОВД, подполковник милиции.

Общество

Пора выходить из подвалов (Правда Севера)

У бездомных появится шанс на нормальную жизнь

Вы когда-нибудь ездили по Архангельску в четыре-пять утра? Город досматривает последние сны. На заре ведь так сладко спится... Но не всем. Как раз в это время из подвалов выбираются люди, которых в народе именуют бомжами. Они вытряхивают ночную пыль из своей нехитрой одежонки и отправляются на привычный утренний осмотр помойных баков. Картина удручающая, но, к сожалению, обычная для Архангельска и других городов.

От тюрьмы да от сумы не зарекайся

Сколько их? Кто они? Кем были раньше? Чтобы найти ответы, а также попытаться изменить ситуацию, Архангельская региональная общественная организация "Вертикаль" при поддержке питерских и датских коллег начала проводить углубленное исследование в рамках проекта "Правовая помощь бывшим заключенным и бездомным".

- На данном этапе идет сбор информации, который поможет выявить, какие причины возникновения бездомности доминируют в той или иной части Северо-Западного региона, - поясняет руководитель "Вертикали" Елена Николаевна Доронина. - Собранные данные лягут в основу предложений по изменению законодательства в отношении этой категории людей.

Как говорится, от тюрьмы да от сумы не зарекайся. По данным интернета, в России бомжей больше четырех миллионов. Точной статистики по Архангельску нет. Никто просто не ставил цели посчитать их. Ночлежка на Попова, рассчитанная человек на тридцать, заполняется всего на 60 процентов. Может быть, это говорит о том, что у нас не так много нуждающихся? Увы, нет. По слухам, в ночлежку просто не всех берут. Особо деградировавшие элементы остаются за воротами. Говорят, что ее обитатели - те, кто может хорошо работать и с кем меньше хлопот.

Обнаружили 1830 бездомных

Волонтеры "Вертикали", прошедшие в свое время стажировку в Питере и которые теперь, по словам Дорониной, ничего не боятся, провели свое исследование. В поле зрения попали районы от улицы Павла Усова до улицы Гагарина, от набережной Северной Двины до Обводного канала. Полученная цифра впечатляет. Бездомных - 1830 человек! И это еще, в общем-то, благополучные районы. А если "покопаться" в той же Маймаксе или на южном направлении?

- В прошлом году мы запросили данные о том, сколько людей без определенного места жительства освобождается из заключения на начало апреля. Оказалось, что таких потерявших жилье в процессе отбывания срока или по другим обстоятельствам 127 человек. Куда они пойдут? - задается вопросом Елена Николаевна. - Подобные примеры настораживают. Проблема рассматривалась в сентябре на комиссии по социальным вопросам. Мы увидели заинтересованность со стороны чиновников. Хотя раздавались голоса о том, что нет нужды выносить эту тему на парламентские слушания, открывать новые приюты.

"Социальной гостинице" быть!

И все же, заверила Доронина, будут и слушания, и "Социальная гостиница". Именно под таким условным названием начнет внедряться в жизнь программа помощи бездомным, которую можно разделить на пять блоков. Первый - сборный пункт. Цель - обеспечить людей одеждой, едой, консультациями специалистов. Создать базу данных.

Второй - приюты, где для инвалидов и пенсионеров будут зарезервированы места, чтоб они могли дожидаться своей очереди в дома престарелых и интернаты. В этом блоке к работе подключаются психотерапевты.

Третий блок - тренинги и проживание трудоспособного населения в многокомнатных квартирах. Для этого, по словам Дорониной, понадобятся четыре квартиры в разных местах города. Планируется, что это будут деревянные дома или бывшие общежития. За людьми закрепляется тренер, который будет проводить с ними психологическую работу. Четвертый этап - подключение службы занятости к обучению или восстановлению трудовых навыков. Человек получает шанс найти работу.

Пятая ступень подразумевает, что граждане уже сами смогут платить за жилье.

Кроме того, параллельно будут выявляться больные. Елена Доронина убеждена, что даже простые прививки против основных заразных заболеваний позволят уменьшить опасность дальнейшего распространения инфекции.

Свет в темном коридоре

Силой никого к лучшей жизни гнать не будут. Захочет человек ограничиться первой ступенью - пожалуйста. Но Доронина уверена, что люди все же попытаются использовать предоставляемый шанс.

- Конечно, есть те, кто принципиально хочет жить без дома. Но это небольшой процент, - рассуждает Елена Николаевна. - Главное, помочь человеку поверить, что в темном коридоре бывает свет. Сделать так, чтобы бездомный вспомнил о своих правах и смог ими воспользоваться.

Восемь лет Доронина ездит по тюрьмам и колониям, пытаясь сделать так, чтобы в общество вернулись полноценные люди. Через ее тренинги прошла не одна сотня людей.

- Я не идеализирую жизнь, - продолжает Елена Николаевна, - видела и цветочки, и ягодки. Но уверена, что капля камень точит. Кстати, больше тридцати бывших моих подопечных учатся сейчас в вузах. Некоторые из них сдали вступительные экзамены на одни пятерки! Конечно, только сам человек может решить, какой дорогой ему идти. Но если он упал, то почему не помочь ему подняться?

Ну что же, благое дело задумано. Важно только, чтобы оно не стало очередной утопией, не найдя своевременной поддержки властей и жителей города. Остается добавить, что пока программа находится в стадии разработки, а само исследование продлится до нынешнего лета.