Попытки выяснить общественное мнение по поводу возможности объединения Республики Адыгея и Краснодарского края продолжаются. Об этом свидетельствует публикация в кубанском приложении газеты "Комсомольская правда" за 18-25 февраля (стр. 14) под рубрикой "Актуально". "В конце прошлого года, - отмечается в заметке, - руководство края заявило об экономической целесообразности объединения Краснодарского края и Республики Адыгея". Затем газета задает читателям вопрос: "Если бы референдум об объединении Краснодарского края и Республики Адыгея состоялся сегодня, как бы вы проголосовали"?

В связи с неофициальным "референдумом", объявленным газетой, общественное Республики Адыгея передало ИА REGNUM следующее заявление:

"Публикации газеты "КП", в которых затрагиваются вопросы, касающиеся объединения Краснодарского края и Республики Адыгея, как и само заявление губернатора Ткачева, по своей сути являются провокационными, деструктивными, способствующими дестабилизации межнациональных отношений в Республике Адыгея.

Ссылки на экономическое положение двух субъектов федерации ("богатый" Краснодарский край и "бедная" Республика Адыгея), которыми, как правило, сопровождаются подобные публикации, являются самой обыкновенной дезинформацией, направленной на манипуляцию общественным сознанием тех слоев населения, которые оказались в тяжелом социально-экономическом положении в результате реформ последних 15 лет. В русле этих "перемен" и нынешние: монетизация льгот, повышение тарифов на услуги ЖКХ, реформы в области здравоохранения и образования, которые ударили по всем гражданам Российской Федерации независимо от того, являются ли они жителями так называемых регионов-доноров или дотационных регионов.

Люди, вынашивающие идею этого референдума, прекрасно понимают, каким может быть его результат в условиях нынешнего демографического состояния в республике, где адыги составляют 24% ее населения, политической культуры, когда коренной народ, политическая элита республики представляются виновниками всех социальных бед русского населения. При этом игнорируется тот очевидный факт, что положение того же русского населения во многих исконно русских губерниях Российской Федерации значительно более плачевно, чем в Республике Адыгея.

Не следует забывать о том, что Краснодарский край, где положение простых граждан далеко не самое лучшее, "прославился" еще и тем, что его руководство открыто провозглашает курс на депортацию целых народов (турков-месхетинцев, курдов), которые волею судьбы оказались беженцами и изгоями в этом "благоденствующем" крае. Одновременно с этим здесь наблюдаются нарушения прав человека, когда игнорируются самые элементарные из них. Именно в этом крае его губернатор, перечисляя "коренные" народы Кубани, которым он обещает свою поддержку, позволил себе "забыть" об автохтонном народе - адыгах. Нетрудно представить себе, что предстоит испытать этому народу после того, как он окажется под ярмом краевой администрации. Его ждет участь адыгов-шапсугов, проживающих в районе Большого Сочи - Туапсе, беззащитных перед произволом краевых чиновников, которые не в состоянии повлиять на свою собственную судьбу после ликвидации Шапсугского национального района в 1945 году. И как бы ни лукавили те, кто говорит об "объединении двух субъектов федерации", речь идет только о поглощении и растворении Республики Адыгея в составе Краснодарского края, независимо от того, как будет называться этот "укрупненный" субъект федерации - "Причерноморская губерния" или иначе.

Руководству Российской Федерации, инициирующему процессы укрупнения регионов через СМИ, по поводу которых дискуссии на Северном Кавказе ведутся исключительно вокруг Республики Адыгея, не следует пренебрегать тем фактом, что 90 % зарубежной черкесской диаспоры по праву считают своей исторической Родиной именно эту республику. И ориентирована диаспора на стабильность, в первую очередь, в Адыгее, что оказывает решающее влияние на 5-миллионную северокавказскую диаспору в целом. Общественные движения республики, Правительство Адыгеи уже сделали немало для того, чтобы придать положительный имидж новой России. Нынешние же шаги ее "доброхотов" могут повлечь за собой кардинальные изменения ситуации на Северном Кавказе.

Историческая память адыгов (черкесов) берет свое начало в III тысячелетии до нашей эры, с того времени, когда на этнической карте мира появился адыгский язык. Мы прошли через вековые исторические испытания, непрерывные, жестокие войны на своей земле. В течение этого исторического времени многие народы исчезли с лица земли и канули в Лету. Мы сохранились как народ со своим языком, культурой, создали свою государственность. И если это произошло, то значит, в этом есть историческая необходимость. Нас нельзя представлять 100-тысячным народом, обитающим где-то на периферии Российской Федерации, с которым можно делать все, что заблагорассудится. Мы - 3-миллионный народ, рассеянный по Евразии, и мы намерены собраться на своей исторической Родине - Северо-Западном Кавказе. И никто не вправе отказать нам в нашем воссоединении. Это естественное право, и мы реализуем его. Это лишь вопрос времени."