24 февраля губернатор Челябинской области, председатель правительства Челябинской области Петр Сумин на заседании Законодательного собрания подвел итоги социально-экономического развития Челябинской области в 2004 году и рассказал о задачах на 2005 год. ИА REGNUM предлагает Вашему вниманию полный текст доклада:

"Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Уважаемые участники заседания!

Страна, и все мы, прожили достаточно сложный, а с учетом событий в Беслане, - и трагический год. Но в экономическом плане этот год был в целом благополучным. По темпам роста объемов ВВП Россия остается лидирующей державой.

С этой точки зрения можно рассматривать и развитие экономики Челябинской области. Прожитый год мы можем оценивать в целом позитивно. Он продемонстрировал довольно впечатляющее возрождение экономического, научного, социального и культурного потенциала Южного Урала.

В этом, прежде всего, заслуга трудовых коллективов, организаторов производства, научно-технического и инженерного состава, финансовых институтов, большого и малого бизнеса, работников образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальных служб и правоохранительных органов.

Положительно сказалась на результатах работы консолидация и сотрудничество всех ветвей и уровней власти, общественно-политических сил. Благодаря этому в области царит здоровая социально-политическая атмосфера. Под ее флагом состоялось и яркое празднование 70-летнего юбилея Челябинской области.

Уважаемые депутаты!

Вам роздан Доклад, в котором содержатся подробный анализ итогов работы за прошлый год и задачи на текущий. Поэтому я доложу вам главные из них.

В 2004 году объем промышленной продукции превысил 370 млрд. рублей и увеличился на 4,6 процента. Валовой региональный продукт увеличился на 7 процентов. По объему производимой продукции область вошла в первую шестерку субъектов Российской Федерации.

Прибыль предприятий выросла в 1,7 раза и составила более 60 млрд. рублей. Это один из самых высоких показателей среди регионов Большого Урала.

Безусловной гарантией финансово-экономической, социальной стабильности г. Магнитогорска и в целом Челябинской области стала покупка государственного пакета акций ММК менеджментом этого предприятия.

Прирост промышленного производства достигнут в большинстве отраслей. Металлургия продолжает оставаться локомотивом нашей экономики. В машиностроении объемы увеличились на 7,7 процента. Здесь впервые за последние годы удалось переломить негативные тенденции. Налажена стабильная работа на таких крупнейших предприятиях как "Автомобильный завод "Урал", "ЧТЗ-Уралтрак", "Челябинский механический завод", "Теплоприбор", промышленная группа "Метран", "Уральская кузница".

Второй год динамично развивается "Челябинская угольная компания", которой руководит Константин Иванович Струков - депутат Законодательного собрания. Добыча угля здесь превысила показатели 2003 года. Производительность труда выросла на 19 процентов, растет заработная плата, ликвидированы долги.

Рост объемов производства в неметаллургических отраслях для нас важен не столько количественно, сколько качественно. Это залог сбалансированного экономического пространства Южного Урала в будущем.

На наш взгляд, определяющими факторами положительной динамики производства промышленной продукции стали следующие обстоятельства.

Первое. Предприятия промышленности в достаточно полной мере использовали конъюнктуру на мировом и отечественном рынках.

Второе. Борьба за конкурентоспособность стала не лозунгом, а ежедневной практикой. Сегодня она реализуется посредством диверсификации производства, изменением номенклатуры изделий, повышением качества продукции, снижением себестоимости, оптимизацией управления и развитием холдинговых структур.

Мы это можем наблюдать на примере магнитогорского метизно-металлургического холдинга, стальной группы "Мечел", "Группы ЧТПЗ" и других. На отдельные проблемные предприятия, особенно в промышленности строительных материалов, пришли стратегические инвесторы, в том числе иностранные.

Третье. Реально идет модернизация производства. В прошлом году освоено 50,2 млрд. рублей инвестиций, что на 18 процентов больше, чем в предыдущем году. Определилась положительная тенденция их роста в машиностроении, металлопереработке, в сфере услуг и малого бизнеса.

В целом инвестиционная емкость реального сектора превысила в прошлом году общероссийские показатели в 1,6 раза.

Прогнозные данные говорят о том, что за три года (с 2003 по 2005) инвестиционные программы предприятий позволят увеличить объем промышленной продукции на 60 млрд. рублей. А это и новые "умные" рабочие места, и достойная зарплата, это импортозамещающая, конкурентоспособная продукция, это конкурентоспособность области.

Почти три четверти инвестиций в экономику области относится к категории внутренних. На сегодняшний день - это не минус, а плюс, это нормальная пропорция, которая свидетельствует о саморазвивающемся потенциале.

Четвертое. Промышленная политика Правительства области по-прежнему опирается на такие испытанные нами методы, как территориальный заказ и внутриобластная кооперация. В 2004 году впервые был реализован территориальный заказ на продукцию машиностроения, что положительно сказалось на промышленном росте в отрасли.

На деловом уровне проходило межрегиональное и международное сотрудничество. Состоялись торговые миссии и официальные делегации представителей бизнеса в ряд стран. Объем внешнеторгового оборота области увеличился на 64,5 процента и составил 5,7 млрд. долларов. Причем экспорт продукции более чем в 2,5 раза превышает импорт.

Минувший год выявил в промышленности и ряд серьезных проблем, требующих решения. Из-за дефицита сырья и резкого роста цен на него, особенно на кокс, снижен объем производства в цветной металлургии. Цены на руду, окатыши, коксующие угли просто вздыбились. Большие издержки по этой причине несут предприятия черной металлургии. По-прежнему негативное влияние на ситуацию в легкой промышленности оказывает поток "серого" импорта, в основном китайского производства.

Проблемой проблем остается изношенность основных фондов, недостаточный технологический уровень предприятий, нехватка оборотных средств, особенно в оборонно-промышленном комплексе.

В целом по оборонному комплексу рост объемов составил 8,2 процента. Но прирост отмечен только в одной трети устойчиво работающих предприятий. А на таких как "Станкомаш", "Полет", "Челябинский автоматно-механический завод", заводы "Пластмасс" и "Булат", "Катав-Ивановский приборостроительный завод" остается много застарелых проблем. Плохо обстоят дела на Юрюзаньском механическом заводе, Миньярском метизно-металлическом, Троицком жировом комбинате.

В феврале-марте нам предстоит разработать индивидуальные программы реабилитации "больных" предприятий, их финансово-экономического оздоровления.

Безотлагательно надо решить проблему задолженности по заработной плате. В минувшем году совместными усилиями ее удалось сократить вдвое. Но долги остаются внушительными - почти 360 млн. рублей. Бюджетных долгов нет.

Надо в первом полугодие в основном ликвидировать задолженность. Это и прямое поручение Президента России.

Крайне актуальна проблема недостаточного уровня зарплаты. В 2004 году средняя заработная плата составила 5940 рублей. В промышленности она - 7289 рублей.

Но есть примеры, когда на промышленных предприятиях, в малом бизнесе, в АПК зарплата составляет от одной до 3-х тысяч рублей.

В ближайшее время именно труд станет самым дефицитным ресурсом, поэтому недопустимо его обесценивание. Это уже тормозит развитие реального сектора экономики. В текущем году предстоит достичь увеличения валового регионального продукта не менее чем на 6-8 процентов. Объем промышленного производства должен превзойти рубеж в 400 млрд. рублей.

Задачи Правительства области в сфере промышленной политики следующие:

- усилить стимулирование развития обрабатывающих отраслей, в том числе путем реализации комплексных планов по поддержке легкой промышленности, машиностроительного и оборонного комплексов, малого бизнеса;

- принять меры по повышению эффективности инфраструктуры инновационных проектов, в том числе путем создания технопарка с участием предприятий реального сектора экономики и Южно-Уральского Государственного университета;

- содействовать развитию новых схем территориального заказа, внутриобластной, межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей;

- содействовать реконструкции и техническому перевооружению "Челябинской угольной компании", ряда проблемных предприятий;

- продолжить работу по подготовке к адаптации промышленных предприятий при вступлении России в ВТО.

Составной частью реального сектора экономики является агропромышленный комплекс. За годы радикальных реформ уровень государственной поддержки сельского хозяйства снизился в целом по стране в 20 раз. Мы с вами не допустили этого. Доля импорта в продовольственной корзине области не превышает 6-7 процентов, хотя еще в середине 90-х годов она составляла 30 процентов. Наше село тяжело, медленно, но развивается.

В прошлом году в сельскохозяйственное производство направлено более 2-х млрд. рублей инвестиций. На условиях только лизинга выделено 387 млн. рублей и закуплено более 2 тысяч единиц техники.

Крайне неблагоприятные погодные условия, жесточайшая засуха нанесли тяжелый удар по всей экономике АПК. Убытки сельскохозяйственных предприятий составили более 3,5 млрд. рублей. Потери могли быть более значительными, но у нас был ресурсный задел, в том числе и технический. Крестьяне вырастили и собрали 811,3 тысячи тонн зерна. Урожайность составила 9,9 центнера с гектара, тогда как в аналогичных климатических условиях 1991 и 1998 годов она опускалась до 4,2 центнера с гектара. Достаточное количество выращено овощей и картофеля. Летняя засуха больно сказывается и на животноводстве: неурожай кормов на уровне критических 70-х годов. Но в целом удается за счет напряженного труда крестьян, поддержки областного бюджета в сумме 237 млн. рублей, закупок комбикормов и реализации других мер не допустить резкого снижения поголовья крупного рогатого скота.

По итогам года произведено 169 тысяч тонн мяса скота и птицы, 605 тысячи тонн молока (надои на фуражную корову составили 2623 кг), более миллиарда яиц. Эти показатели превышают результаты 2003 года.

В 1997 году область произвела 12,6 тысяч тонн мяса птицы. В прошлом году - 41,6 тысячи тонн, в три с половиной раза больше.

С учетом последствий неурожая прошлого года в агропромышленном комплексе предстоит решить ряд серьезных задач. В том числе:

- завершить зимовку скота с сохранением поголовья и продуктивности на уровне 2004 года, а за летний период увеличить маточное поголовье и валовое производство продукции животноводства;

- принять меры к широкому внедрению ресурсо - и влагосберегающих технологий, в том числе безотвальной вспашки;

- добиться урожайности зерновых не менее 15 центнеров с гектара, расширить площадь посевов кормовых культур.

На весенне-полевые работы значительно возрастет объем заемных банковских средств и поддержка из областного бюджета.

Продолжится широкомасштабное техническое перевооружение птицефабрик, на которое из разных источников планируется до 2010 года направить 3,8 млрд. рублей. Это позволит уже в текущем году довести производство мяса птицы до 50 тысяч тонн.

350 млн. рублей выделяется на приобретение сельскохозяйственной техники. Новые технологии активно будут внедряться в животноводстве, которое по областному лизингу получит современную доильную аппаратуру и кормосмесительное производство.

В целях рачительного использования бюджетных средств изменим схему государственной поддержки. Приоритеты будут отдаваться эффективным сельхозпроизводителям и тем коллективам, которые присоединили слабые хозяйства.

Положительная динамика наблюдалась в минувшем году в строительной индустрии, на предприятиях связи, транспорта, коммунального хозяйства и в малом бизнесе. Здесь активно формируются суровые, но эффективные рыночные условия, и многие адаптировались к ним. К примеру, немалые нагрузки в полной мере ощущает на себе малый бизнес, который является основой потребительского рынка.

Численность занятых в малом бизнесе составила 545 тысяч человек, а объем произведенной продукции и услуг оценивается в 110 млрд. рублей. Это на 19 процентов выше показателя 2003 года.

В области работает уже третья Программа государственной поддержки малого предпринимательства, принята программа поддержки женского и семейного бизнеса. Область признана победителем федерального конкурса "Лучший регион России" в номинации "За создание наиболее эффективной законодательной базы для развития малого бизнеса".

Надо впредь наращивать поддержку субъектов малого предпринимательства. В ответ ожидаем от него безусловного соблюдения законодательства, повышения социальной ответственности перед наемными работниками и потребителями его услуг и продукции.

Существенные достижения есть в капитальном строительстве. Объем работ по договорам строительного подряда вырос на 10,4 процента. За счет средств из разных источников сдано 393 объекта, половина из них - социального назначения. Доля капитальных вложений в структуре расходной части консолидированного бюджета составляет сегодня 17 процентов, а это свидетельствует о том, что область уверенно наращивает темпы развития.

Введены школы в Нязепетровске и в деревне Мамаево в Сосновском районе, детские дома в Чесме и в Чебаркуле, жилые дома для ветеранов в Сатке, Троицке, в Красноармейском районе, дом для пожилых людей в Верхнеуральском районе.

Построены межрайонный онкологический и туберкулезный диспансеры в Магнитогорске, поликлиника в Троицке, детская больница в Коркино, центральная районная больница в Еткуле, молочная кухня в Кунашаке.

После коренной реконструкции открыта областная филармония, преобразились железнодорожные вокзалы в Челябинске и Кыштыме, территория областной больницы. Завершено строительство музея-заповедника Аркаим.

В текущем году будет закончено строительство областного краеведческого музея - единственного музейного учреждения такого уровня, которое будет построено в России за последние 20 лет. Построим школы в Пласте, в селе Долгодеревенское, в Ашинском районе, центральную больницу и поликлинику в селе Уйском, акушерский комплекс в Южноуральске, терапевтическое отделение в Чесме.

Областной центр украсили уникальные для России, знаковые для области Центр дзюдо и Ледовый дворец "Уральская молния". Завершилась реконструкция центрального стадиона в Магнитогорске, преображаются центральный стадион и спорткомплекс "Метар-Спорт" в Челябинске, стадионы в Пласте, Симе, Верхнеуральском районе.

Заканчивается строительство легкоатлетического стадиона в Челябинске. По инициативе главы города В.М.Тарасова построено семь уникальных школьных стадионов. Сооружен физкультурно-оздоровительный комплекс в Кунашаке, введена первая очередь ФСК в Усть-Катаве. Возводятся плавательные бассейны в Копейске, Златоусте, Еманжелинске, Бакале, спортивные комплексы в поселке Увельском, в Чесме.

В этом году приступаем к строительству еще 9 физкультурно-спортивных комплексов. Начата коренная реконструкция Дворца спорта "Юность" и Дворца спорта имени Рамазана. В Челябинске планируется реконструкция и строительство 21 школьного стадиона.

Все это должно способствовать массовому привлечению детей, юношей и девушек, взрослого населения к спорту и укреплению здоровья.

На строительстве и содержании дорог в 2004 году освоено более 3 млрд. рублей. На улучшение дорожного покрытия в городах направлено 675 млн. рублей. Сдано в эксплуатацию 34,7 км новых дорог и 906 погонных метров мостов и путепроводов. Отремонтировано 153 км автодорог. 1 млрд. рублей направлен на содержание дорог.

Эти меры позволили обеспечить в целом нормальное движение транспорта по дорогам области, хотя проблемы здесь остаются серьезные.

В текущем году средства на дорожное строительство возрастут. Только на реконструкцию трассы Челябинск-Магнитогорск дополнительно выделено 400 млн. рублей.

Продолжится строительство объездной дороги вокруг Магнитогорска и Челябинска, автомобильной дороги Челябинск-Харлуши, Кизильское-Бреды-Марининское. Завершается формирование программы строительства сельских дорог. Из всех источников финансирования предполагается направить 600 млн. рублей на строительство метрополитена.

Необходимое условие существование человека - это кров над головой. Но жилищная проблема как по стране в целом, так и в нашей области остается крайне болезненной. За годы реформ объемы вводимого жилья сократились вдвое. Средний износ коммунальной инфраструктуры составляет около 60 процентов. В очередях на улучшение жилищных условий состоят около 130 тысяч семей. Свыше миллиона кв. метров ветхо-аварийного жилья, либо домов, расположенных в санитарно-защитных зонах.

В прошлом году был предпринят ряд мер по решению этих проблем. На переселение граждан было направлено 207 млн. рублей, что позволило построить 522 квартиры, это почти в два раза больше предыдущего периода. На условиях ипотеки улучшили жилищные условия 1400 семей.

В целом жилой фонд прирос на 803 тыс. кв. метров, или на 8,7 процента. Это позволяет улучшить жилищные условия около 16 тысяч семей.

Однако для значительной части населения приобретение жилья остается не по карману.

В текущем году уставной капитал областного ипотечного агентства увеличен в 10 раз - с 108 млн. рублей до 1 млрд. 8 млн. рублей. Более пяти тысяч семей смогут воспользоваться ипотекой.

Значительно усилено финансирование подпрограмм "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", "Обеспечение жильем молодых семей", "Свой дом в сельской местности".

Определены четыре площадки для эксперимента по инженерной подготовке земельных участков и продаже их на конкурсных условиях под массовую застройку. В проведение этого эксперимента обещана поддержка федерального Министерства регионального развития.

Нам вместе предстоит подумать и осуществить меры по доступности приобретения жилья. Мы уже готовим предложения в правительство страны. Часть из них касается субсидирования процентных ставок и первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита. Не теряя времени, мы должны вместе с вами, уважаемые депутаты, приступить к разработке областных законов, других нормативных актов в развитии федерального пакета жилищных законов и нового Жилищного кодекса РФ.

Комплекс мер будет осуществлен по финансовому оздоровлению ЖКХ и развитию жилищно-коммунальных, транспортных услуг и средств связи.

В прошлом году на капитальный ремонт жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры выделено 775 млн. рублей. На социальную поддержку населения по оплате услуг ЖКХ направлено 1 млрд. 765 млн. рублей.

С целью снижения тарифного давления на малообеспеченные категории населения приняты меры по большей доступности субсидий. Они позволят увеличить число их получателей почти в два раза (сейчас 76,5 тысяч семей). На выплату субсидий и жилищные льготы отдельным категориям граждан предусмотрено более 2-х млрд. рублей.

Правительство области продолжит реализацию программы газификации, по темпам которой мы находимся в России в числе лидеров. За 8 последних лет результатами массовой газификации смогли воспользоваться 585 тысяч южноуральцев. Только в прошлом году построено 511 км газопроводов, газифицировано 35 тысяч квартир и домов. Впервые газ пришел в Верхнеуральск и Нязепетровск.

В текущем году будет газифицировано не менее 15 населенных пунктов и завершено строительство газопровода в село Октябрьское, в последний не газифицированный в области Октябрьский район. Газ придет в более чем 50 тыс. квартир и домов и в 26 котельных.

Социальные планы Законодательного собрания, Правительства области опираются, прежде всего, на продуктивную и прибыльную работу реального сектора экономики и сбалансированный бюджетный процесс.

Прошедший год для бюджета области был напряженным и одновременно успешным. Поступления в консолидированный бюджет выросли на треть и составили 43 млрд. 934 млн. рублей.

Все дополнительные средства направлены на решение областных проблем, проблем южноуральцев. Финансовая помощь муниципалитетам возросла вдвое и составила 11 млрд. 870 млн. рублей. Это позволило укрепить финансовую устойчивость местных бюджетов.

Свою положительную роль в итогах бюджетной политики сыграли мероприятия по расширению доходной базы, управлению государственным имуществом, завершившийся переход на казначейскую систему получателей средств областного бюджета, совершенствование практики конкурсных закупок продукции для государственных нужд.

Усилена социальная защита инвалидов и на треть выросли затраты на реализацию федерального закона "О ветеранах". В текущем году вместе со всей страной будем отмечать 60-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На мероприятия по подготовке и достойному проведению юбилея выделяется более 450 млн. рублей. Предусмотрена материальная поддержка участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей погибших.

Установлена надбавка к заработной плате (с оказанием материальной помощи) молодым педагогам. Всем работникам бюджетной сферы в декабре выплачено по 1,5 тысячи рублей (352 млн. рублей).

С января обеспечено повышение заработной платы на 20 процентов. С сентября зарплата будет повышена еще на 11 процентов. Среди немногих регионов мы с вами сохранили 25-процентную надбавку к зарплате и льготы по ЖКХ сельским учителям. Коммунальные льготы на селе по-прежнему будут получать врачи и работники культурных, оздоровительных учреждений. На эти цели будет направлено более 300 млн. рублей.

В целом среднемесячный доход южноуральцев вырос в прошлом году на 18 процентов и составил 4700 рублей на человека.

Это положительно сказалось на структуре потребления и демографическую ситуацию. В минувшем году родилось 38 тысяч 154 ребенка, или на 749 больше. Рождаемость 1997 года превышена на 6 тысяч 872 ребенка.

В текущем году и Правительству, и Законодательному собранию области, главам, представительным органам городов и районов придется работать в условиях меняющейся системы межбюджетных отношений.

Суть изменений - резкое разграничение полномочий каждого уровня власти. С 2006 года бюджетный объем будет включать в себя уже не 39 бюджетов муниципальных образований, а 307. Новое требование - включать в бюджет только те расходы, которые имеют под собой нормативную базу, нами выполнено. Помощь и поддержка Законодательного собрания в этой работе просто неоценима. Бюджет Челябинской области на 2005 год является единственным в России бюджетом, который принят на основе полного пакета нормативных и законодательных актов, учитывающих новые межбюджетные отношения.

Нами серьезно просчитаны меры по реализации 122 федерального закона. Закон коснулся свыше 650 тысяч южноуральцев, из которых более 400 тысяч включены в областные категории льготников.

Первые два месяца действия закона стали серьезным испытанием. Однако они подтвердили правильность выбранной нами позиции. Нет и не было необходимости тотального и стремительного отказа от льгот, когда приемлем и не запрещен законом поэтапный переход с сохранением ряда льгот в натуральной форме и предоставлением человеку выбора.

Главный итог этих двух месяцев в нашей области - положение людей, как того и требовал Президент РФ, не ухудшилось. Удалось во многом избежать и социальной напряженности.

Уважаемые депутаты!

Неотложной заботой Законодательного собрания, Правительства области остаются экологическая и радиационная безопасность, здравоохранение, образование, наука, культура и правоохранительная деятельность.

В здравоохранении вопрос повышения доступности и качества медицинской помощи решался в рамках "Территориальной программы государственных гарантий оказания помощи гражданам, проживающим в Челябинской области". На ее реализацию было направлено 7,5 млрд. рублей, в том числе 406 млн. рублей на приобретение медицинского оборудования и 417 млн. рублей на льготное и бесплатное обеспечение лекарствами. Это почти в два раза больше, чем в 2003 году. Но еще многие южноуральцы высказывают обоснованные претензии на стремительный рост платных услуг и недостаточное качество медицинского обслуживания. В текущем году мы все же проведем ревизию платных медицинских услуг и определимся по мерам.

Планируется ряд других мер. В том числе:

- разработка областных целевых программ по новым клеточным технологиям оказания медицинской помощи, по оснащению медицинских учреждений рентгеновскими компьютерными томографами;

- развитие профилактического направления в медицине и общеврачебной (семейной) практики;

- разработка стандартов оказания медицинской помощи в территориальном разрезе, и другие.

В образовательной сфере за последние 4 года вложения возросли в два раза. Компьютеризация позволила внедрить новые образовательные технологии. Укрепляется связь науки с системой высшего образования. Восстанавливается система дошкольного образования. 73 процента детей посещают детские сады. По России этот показатель не превысил 56 процентов. Но детских садов не хватает, и нам надо разработать и реализовать программу, в которой предусмотреть механизмы возврата помещений, в которых ранее размещались детские дошкольные учреждения, программу реконструкции детских садов.

В концептуальном плане перед здравоохранением, образованием, учреждениями культуры стоят следующие задачи:

- высокая конкурентоспособность - и внешняя, и внутренняя;

- положительная оценка работы жителями области;

- высокие абсолютные показатели работы.

Особое внимание Правительство области уделяло и будет уделять сотрудничеству со средствами массовой информации, с профсоюзами, ветеранскими, молодежными и другими организациями, с национально-культурными центрами и конфессиями.

Требует повышения эффективности борьба с преступностью. В минувшем году опять допущен ее рост, и это уже невозможно объяснить исключительно социально-экономическими и финансовыми трудностями.

Задачи правоохранительных органов состоят в повышении профессионализма, ответственности, требовательности. В налаживании сотрудничества с общественностью, трудовыми коллективами, ветеранскими, молодежными и студенческими организациями.

Только так, совместными усилиями, мы можем бороться с терроризмом, с экономическими преступлениями, с коррупцией, наркоторговлей, с посягательствами на жизнь и имущество граждан.

Безусловное следование принципам правового, демократического государства, это значит усиление дисциплины и ответственности на всех уровнях власти. В области, как и в стране в целом, продолжается административная реформа. Ее суть - не банальное сокращение управленческого аппарата, а укрепление вертикали власти при четком разграничении полномочий, усиление роли и значения органов местного самоуправления.

Меньше, чем через месяц, - выборы в органы местного самоуправления. Нам предстоит много сделать, чтобы они прошли на высоком организационном уровне и в правовом поле. Я искренне благодарю вас, уважаемые депутаты, за вашу масштабную и позитивную деятельность, конструктивное сотрудничество с Правительством области и губернатором!

Выражаю благодарность трудовым коллективам, бизнесу, руководителям предприятий и организаций, главам, представительным органам городов и районов, федеральным структурам, их руководителям, всем южноуральцам за существенный вклад в развитие Челябинской области.

Мы с вами немало сделали, но еще больше предстоит нам сделать."