Политика

Главы осматривают владения и готовятся к "революции" (Правда Севера)

В 12 районах области к власти пришли новые люди. Массовая замена первых лиц произошла в декабре, значит, новички уже успели осмотреться, наметить планы.

Старый "друг" лучше нового

Яков Горбунов уже руководил Устьянским районом, но четыре года назад выборы проиграл. А теперь народ решил, что старый "друг" лучше нового. Яков Всеволодович считает, что и во "вневластные" годы он был главой, но на общественных началах: помогал словом и делом молодежи, ветеранам. Официально долго нигде не работал, а последнее время возглавлял совет директоров нового предприятия, которое создали на базе почившей сельхозхимии.

Вернувшись в кресло главы, Яков Всеволодович нашел немало грустных изменений. Закрыто девять школ. Прекращена закупка молока, картошки, мяса у населения. А ведь в "его" годы по 420 тонн молока от частников принимали, люди имели большое хозяйство и хороший доход. Возврат к старому начнется уже в этом году. Горбунов хранит документ, где рукой мэра Москвы Лужкова начертано: "С Устьянским районом поддерживать связи". Было налажено сотрудничество и с заграницей. Увы, теперь все надо начинать с нуля. Займется этим отдел по развитию предпринимательства и межрегиональных связей. В эти дни Горбунов проводит встречи с лесопромышленниками и предпринимателями. Всем, кто работает на устьянской земле, предлагается вложиться в улучшение жизни на этой земле. К примеру, в договоре прописано, сколько рублей с кубометра леса нужно отдать на развитие социальной сферы. Причем не всего района, а именно тех поселков, где располагаются леспромхозы. Районная власть выдвигает и еще одно условие: повышение зарплаты работникам. Взаимопонимание, судя во всему, будет найдено.

Как под реформу подвести фундамент? Василий Андреевич Минин, возглавивший Шенкурский район, подполковник запаса, бывший военный строитель. Последнее место службы - Новая Земля. В Шенкурск военный пенсионер Минин приехал десять лет назад. Но отдыхать в полную силу не получилось. Работал в казначействе, был главой городской администрации.

Работу в новой должности Василий Андреевич начал с досконального изучения революционного для муниципальных образований закона N 131, который вступает в силу в 2006 году. Но даже беглого взгляда, по мнению Минина, достаточно для понимания: реформа затеяна масштабная, но нет самого главного - финансового фундамента. Уже на первых порах закон "съест" около 30 миллионов рублей: надо нанять штат во вновь образуемые МО, оснастить техникой и т.д. А между тем район лишили даже тех невеликих средств, которые шли от лесных аукционов. Шенкуряне надеются, что их услышат в Госдуме, готовят аналитическую записку нашим депутатам.

Аппарат администрации района пока на "насиженных" местах. Контракты продлены на год. Василий Андреевич считает, что на пороге реформы нет смысла перетасовывать кадры.

В женских руках Жители Красноборского района отдали власть в руки женщине. Ольга Леонидовна Смирнова начала с ревизии владений. Главе никто не смог четко сказать, сколько и какое имущество в активе района, с землей тоже неразбериха. Порядки в этих вопросах теперь наводит новый председатель экономического и имущественного отдела. Кстати, тоже женщина.

Еще проблема - ЖКХ. Из Костромы (потому что их услуги дешевле других) "выписан" аудитор. Как раз сейчас идет проверка финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных предприятий. В Красноборске нет мобильной связи. Но одна из компаний проявила заинтересованность. Сейчас процесс в стадии документального оформления отношений района и сотовой компании. В апреле должны установить первую вышку. Не хватает мест в детских садах. Пока в одном из детсадов открыли дополнительную группу, но это временная мера. Надо начинать строительство. Деньги на это не заложены, значит, потребуется пересмотр бюджета. По словам Ольги Леонидовны, проблемы одолевают ежедневно, но пока они не отбили у нее желания работать.

Экономика

В области нет сценарного мышления (Бизнес-класс. Архангельск)

Времена, когда экономика нашей страны на всех уровнях подстраивалась под единый сценарий спущенного сверху стратегического плана, постепенно уходят в прошлое и заменяются более гибкими схемами поведения. Современные управленцы и руководители предприятий во всем мире успешно используют методику сценарного стратегирования, позволяющую выбирать нужный сценарий в зависимости от изменяющихся обстоятельств. Причем разработанным сценариям вовсе не обязательно сбываться с точностью до запятой. Их назначение в другом - быть готовым к любому развитию событий.

Недавняя презентация в Архангельске книги норвежского исследователя Бьорна Брюнстада "Российский Баренцев регион к 2015 году" стала яркой демонстрацией проектного мышления со стороны наших норвежских соседей. Подобные технологии стратегирования могли бы оказаться весьма полезными и на нашем региональном уровне. Например, в сфере прибрежного рыболовства. Проект федерального закона, регулирующего отношения власти, бизнеса и общества в этой сфере, недавно обсуждался в Архангельской области почти всеми заинтересованными сторонами.

Игру на рыбном поле начал, как обычно, федеральный центр. 20 декабря 2004 года Президент РФ подписал закон за N 166 "О рыбной ловле и защите водных биоресурсов". Не успели рыбаки как следует вникнуть в смысл этого предновогоднего "подарка", как в игру был подан следующий "мяч" - на этот раз в более узкой сфере прибрежного рыболовства. Стоит отметить, что закон о рыбной ловле наша область успешно "пропустила" мимо своего внимания. Возможно, поэтому, работая над проектом закона о прибрежном рыболовстве, Госдума РФ не поленилась сама обратиться в органы власти прибрежных регионов с предложением направлять свои замечания и поправки. Прямое обращение возымело действие - обсуждение началось.

Москва - рыбная столица?

Начальный вариант, предложенный федералами, не устроил практически ни один из рыбодобывающих регионов. И это неудивительно - решение всех вопросов, связанных с распределением рыбных ресурсов, согласно проекту закона отдается Москве. Столице Российской Федерации предстоит, таким образом, стать еще и "рыбной столицей".

По мнению заместителя председателя областного Собрания депутатов Александра Поликарпова, такой порядок появился в законе в результате механического распространения "правил игры", возможно, оправданных для Дальнего Востока, но совершенно чуждых в условиях Северо-Запада. По выражению Александра Ефимовича, наш регион "попал под жернова" борьбы с коррупцией при распределении дальневосточных ресурсов в рамках единого федерального закона. Между тем, по словам Поликарпова, Москва просто физически не сможет организовать распределение квот между участниками нашего рынка - по крайней мере так, чтобы никого не ущемить. А ведь архангельская власть справлялась с этой задачей вполне успешно. Разработчики закона пока вряд ли представляют себе огромный объем работы, который обрушится на центр, и глубину социальных последствий в Архангельской области в случае неудачной реализации закона.

Еще одно новшество проекта, раздражающее периферийных чиновников, - предполагаемая раздача Москвой рыбных концессий. В случае реализации этот механизм грозит значительно изменить нынешний состав рыбодобывающих предприятий в регионах. Понятно, что в варианте чиновников обладминистрации все пункты, касающиеся концессий, оказались вычеркнутыми.

Откровенное перетягивание федеральным центром на себя общего рыбного одеяла заставило некоторые регионы задуматься: а нужен ли вообще подобный закон? В частности, областное Собрание Архангельской области получило письмо от мурманских законодателей, в котором архангельским законодателям предлагалось, объединившись, придушить недоношенную кремлевскую инициативу. Но архангельский областной парламент, отчасти сочувствуя бунтарям, подобные резкие действия не поддержал. Органы власти Архангельской области предложили свой сценарий.

Сценарий "Поправим центр"

Суть этого сценария сводится к тому, чтобы убедить федеральный центр принять поправки, предлагаемые органами власти Архангельской области. Помимо упомянутых выше предложений, предлагается направить федеральным законодателям еще одну крайне важную для спасения прибрежных поселений группу поправок.

Так, в законе прописано приоритетное право на ведение традиционных морских промыслов только для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Получается, что беломорские рыбаки-колхозники, не обладающие этим статусом, остаются, что называется, "с носом". Поэтому предлагается дополнить пункт о правах коренных народов формулировкой, придуманной областными чиновниками: ":и гражданам, проживающим в прибрежных поселениях, для которых рыболовство является основой жизни и занятости, в целях обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности".

Шансы, что такая формулировка будет принята, по мнению экспертов, сводятся к нулю (ведь все прежние поправки депутатов Госдумы, пытавшихся уравнять в правах обычных "граждан" с представителями коренных народов, провалились). Возможно, в областной администрации об этом не знают, а скорее всего, просто не видят иного сценария, кроме как еще раз сознательно наступить на те же грабли. Потом ведь всегда можно будет отчитаться, мол, мы же пытались внести поправки, а нам граблями по лбу:

Впрочем, забота о "прибрежных гражданах" изменениями в обсуждаемом сценарии не ограничивается. Известно, что комитет по рыбному хозяйству активно разрабатывает областную программу развития прибрежных поселений.

Как рассказал председатель комитета Андрей Широких, в рамках этой программы часть доходов местных рыбодобытчиков предполагается инвестировать в местное развитие. Объем финансирования может составить 50 млн рублей в год по всем 11 колхозам, что составляет примерно 4 тысячи рублей с каждой тонны добытой трески.

Правда, механизм движения финансовых средств в рамках этой программы пока четко не прописан. Зато есть понимание, что программа должна быть максимально адаптирована к потребностям жителей побережья. Как считает Андрей Широких, для этого будет целесообразно по каждому конкретному населенному пункту сформировать временный творческий коллектив.

Разработка областной программы позволит привлекать и средства из федеральных источников. В частности, в рамках реализуемой Минэкономразвития целевой программы "Мировой океан", также предусматривающей развитие прибрежных поселений, и ряда других программ. Правда, параллельно МЭРТ уже заявил о необходимости "оптимизировать" (в сторону уменьшения) число жителей побережья. Пока не очень понятно, как смогут ужиться столь разнонаправленные программы.

Сценарий "Открытая дверь"

К сожалению, органы власти Архангельской области в стремлении поддержать "граждан побережья" полностью отказались от других сценарных вариантов спасения прибрежных поселков. Получается, что в случае неудачи и отказе федеральных законодателей внести все предлагаемые областной властью поправки (а такой вариант развития событий наиболее вероятен), шансов на спасение у прибрежных поселков и "прибрежных граждан" не останется. Ведь запасного варианта, которым можно было бы воспользоваться, у власти нет.

Но наверняка есть запасные сценарии, которые можно и нужно разрабатывать параллельно с тем ненадежным вариантом, который выбрали в областной администрации? Наверняка рядом с закрытой дверью есть и открытые!

По мнению профессионального юриста, председателя Национально-культурной автономии поморов Павла Есипова, бессмысленно пытаться вызвать жалость у федерального центра или давить на него, чтобы протолкнуть свои периферийные поправки в новый федеральный закон (не тот у наших властей уровень политического влияния в центре, чтобы всерьез надеяться на успех). Напротив, по мнению Павла Есипова, надо воспользоваться действующим законодательством о коренных народах, так как в Архангельской области только поморы попадают под определение лиц, "традиционно занимающихся прибрежным рыболовством". Итоги переписи населения 2002 года доказали, что тысячи северян считают себя представителями коренного народа поморов. Государство было вынуждено признать этот факт и зарегистрировало поморскую Общину коренного народа, и Национально-культурную автономию поморов. Теперь, для того чтобы поморы получили все положенные остальным коренным народам Севера налоговые послабления и дополнительные квоты, от губернатора Архангельской области требуется всего одно действие - направить в Минрег РФ Положение о необходимости включения поморов в Единый перечень коренных народов России.

Кстати, согласно Федеральному закону "О территориях традиционного природопользования", равные права с коренными поморами получат и другие прибрежные граждане, проживающие рядом с поморами и ведущие тот же образ жизни. Увы, эту в полном смысле открытую дверь областная власть не видит. И с удивительным упорством бьется лбом в закрытую:

Сценарий "Без рыбы"

Увы, среди возможных сценариев развития событий есть и трагические, которые тоже надо учитывать при стратегическом планировании экономики. Об этом предупреждает, в частности, руководитель экологической организации "Этас" Николай Белугин. По его словам, если в регионе продолжится развертывание нефтяных проектов, в скором времени комитет по рыбному хозяйству можно будет распустить за ненадобностью. Причина - в ухудшении экологии морей. Например, крупномасштабная перекачка нефти за рубеж сопряжена с неизбежными (!) разливами нефти в Белом и Баренцевом морях, причем не только при авариях, но и при работе в штатном режиме. А к чему приводят даже сравнительно небольшие разливы нефти в условиях Севера, наглядно показала авария в Онежском заливе в сентябре 2003 года.

Разумеется, приведенные варианты сценариев лишь обозначают направления возможного развития событий. И разворачивание этих сюжетов - вовсе не пустая забава. Грамотно составленные сценарии позволяют не только определять основные точки для консолидированных усилий власти, бизнеса и общества, но и встречать любые неожиданности во всеоружии. Конечно, при условии максимально гласного обсуждения этих сценариев, к чему наша областная власть пока, увы, абсолютно не готова...

Лекарств по-прежнему не хватает... (Каргополье)

Одной из серьезнейших проблем в районе остается обеспечение бесплатными лекарствами. Об этом сообщила на планерке у заместителя главы администрации Л.П.Поповой главврач ЦРБ Н.Д.Кирова.

На минувшую пятницу получены лишь 96 наименований. По-прежнему бесплатные лекарства по этому неполному списку можно получить только в городе, потому что отправлять в свои филиалы в Ухту, Архангело у аптеки №14 просто нечего. И ситуация мало меняется, несмотря на обращения руководителей больницы, аптеки, администрации района в областной департамент здравоохранения, фирму "Протек".

В аппарат полномочного представителя президента сообщили также об острой необходимости компьютеризации - в больницу требуется 6 компьютеров и хотя бы один в аптеку. Их установка могла бы значительно улучшить качество обслуживания ветеранов, уменьшить очереди, высвободить время медперсонала.

Сложно попасть на прием к врачу сельским жителям. Снять проблему возможно, если фельдшер будет через регистратуру предварительно записывать своего больного. Узнать же о наличии требуемого лекарства можно было бы одним звонком в аптеку, для чего и следует установить здесь телефон для справок и информации.

Оживала только лесная промышленность (Знамя)

Итоги социально-экономического развития Красноборского района в 2004 году

Промышленность

За январь-декабрь 2004 года крупными и средними предприятиями промышленности района произведено продукции (в отпускных ценах) на сумму 115981 тыс. рублей, что в 2,3 раза больше, чем в предыдущем году (январь-декабрь 2003 г. к январю-декабрю 2002 года - 93%). Потребителям отгружено продукции промышленности на 106189 тыс. рублей, что составляет 92% от всей произведенной продукции за 2004 год. В декабре 2004 года крупные и средние промышленные предприятия района произвели продукции на 17081 тыс. рублей. В лесной и деревообрабатывающей промышленности производство основных видов продукции в целом возросло в 2,2 раза к уровню 2003 года.

По сравнению с январем-декабрем 2004 года увеличилось производство деловой древесины - в 1,5 раза, объем вывозки древесины - на 19%. Производство пиломатериалов сократилось на 89%. В пищевой промышленности крупных и средних предприятий, включая подсобные производства, сократилось производство хлеба и хлебобулочных изделий - на 20%, производство кондитерских изделий сократилось на 4%. Производство потребительских товаров за январь-декабрь 2004 года составило 5015 тыс. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 11%.

Строительство

Объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики и социальной сферы крупными и средними предприятиями, за январь-декабрь 2004 года составил 13259 тыс. рублей (81% к уровню прошлого года). 83% средств использовались на приобретение техники, 16% - на строительство зданий и сооружений. Подрядные работы в январе-декабре 2004 года составили 1554 тыс. рублей или 24% к уровню прошлого года. Жилищное строительство. В январе- декабре 2004 года введено 36 жилых домов общей полезной площадью 3187 кв. м, все за счет средств населения.

Сельское хозяйство

Животноводство. В январе-декабре 2004 года реализация скота на убой составила в крупных крестьянских хозяйствах 253 тонны (на 16% меньше, чем в прошлом году). Производство молока в крупных крестьянских хозяйствах уменьшилось на 10% и составило 1645 тонн. За январь-декабрь 2004 года, в крупных крестьянских хозяйствах в среднем от каждой коровы получено 1949 кг молока против 1886 кг за соответствующий период прошлого года. В крупных крестьянских хозяйствах суточная продуктивность коров в декабре по сравнению с ноябрем 2004 года уменьшилась на 9% и составила 2,9 кг молока от одной коровы.

На 1 января 2005 года по сравнению с соответствующей датой 2004 года на 24% уменьшилась численность крупного рогатого скота в хозяйствах населения, составив 1223 головы, в крупных крестьянских хозяйствах также уменьшилась на 22%, составив 1928 голов.

Отгрузка продуктов животноводства крупными крестьянскими хозяйствами района изменилась следующим образом: реализация скота в живой массе уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16% и составила 253 тонны, молока - уменьшилась на 13% и составила 941 тонну. Заготовительным организациям реализовано 86% молока.

Растениеводство. В 2004 году во всех категориях хозяйств зерновые убраны и обмолочены с площади 49 га, что составляет 21% к уровню прошлого года. Намолочено 39 тонн зерна (в весе после доработки) против 155 тонн в прошлом году. Урожайность зерновых составила 8,0 ц/га, что на 23% больше уровня прошлого года. Картофель выкопан на площади 845,9 га, собрано 11036 тонн - по 130,5 ц/га против 126,4 ц/га в прошлом году. С 73,1 га посевных площадей овощей получено 1492 тонны, по 204,1 ц/га.

Предприятия, имеющие подсобные хозяйства, убрали картофель с 24,5 га, что составило 102% к уровню предыдущего года. Урожайность составила по 18,4 ц/га (против 23,3 в 2003 году). Площадь уборки овощей составила 4,5 га, что на уровне предыдущего года, собрано 6,7 центнеров против 13,1 в предыдущем году. Крестьянские хозяйства, посеяв 69 га зерновых культур, собрали их с 35 га. Урожайность -5,3 ц/га. Картофель убран с площади 53,4 га - по 81,7 ц/га, овощей с 1,6 гектара собрано 93,8 ц/га.

Перевозка пассажиров

За январь-декабрь 2004 года Красноборским автотранспортным предприятием на автобусных маршрутах в пригородном сообщении не выполнено 38 рейсов (0,4%), предусмотренных по расписанию. Пассажирооборот составил 8479 тыс. пассажиро-километров, что на 7% больше соответствующего периода прошлого года. Перевезено 305,7 тыс. человек (55% к соответствующему периоду прошлого года).

Содержание и ремонт дорог

За январь-декабрь 2004 года Красноборским дорожным управлением затрачено на содержание и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений 10770 тыс. рублей. По сравнению с январем-декабрем 2003 года объем ремонтных работ в районе сократился на 36%.

Потребительский рынок. Оборот розничной торговли крупных и средних предприятий за январь-декабрь 2004 года сложился в объеме 56374 тыс. рублей, что составляет 103% к уровню прошлого года в товарной массе. В декабре т.г. физический объем оборота розничной торговли сократился на 5% по сравнению с декабрем прошлого года. Частный сектор торговли обеспечивает 88% общего товарооборота, доля потребкооперации в котором составляет 92% (92% - в январе-декабре 2003 года). Удельный вес продажи алкогольных напитков в общем объеме розничного товарооборота составляет 8%.

На рынках района население района приобрело товаров на сумму 29634 тыс. рублей, доля продовольственных товаров составляет 42%. Оборот общественного питания крупных и средних предприятий района за истекшие январь-декабрь 2004 года составил 3386 тыс. рублей, что на 0,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По состоянию на 1 января 2005 года в розничной торговле имелось текущих запасов потребительских товаров на 6,8 млн. рублей, что больше на 8%, чем на эту же дату прошлого года и на 9% больше, чем месяц назад.

Оптовый рынок. В январе-декабре 2004 года на оптовый рынок промышленными предприятиями (без учета малых) было предложено продукции на 106,8 млн. рублей: предприятиями лесной и деревообрабатывающей отрасли - на 101,5 млн., а предприятиями, производящими теплоэнергию - на 4,7 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 51% увеличилась отгрузка деловой древесины, отгрузки пиломатериалов в текущем году не было.

Услуги. Объем платных услуг, оказанных населению района крупными и средними организациями района за январь- декабрь 2004 года, оценивается в размере 22411 тыс. рублей, что на 22% больше соответствующего периода 2003 года. В объеме платных услуг 2% составляют услуги бытового характера. Их объем составил 476 тыс.рублей, что на 7 % больше уровня прошлого года.

Цены. Потребительские цены на товары и платные услуги по Архангельской области с начала 2004 года увеличились на 10,6%, что на 2,1 процентных пункта меньше удорожания за соответствующий период 2003 года (12,7%). Опережающими темпами росли цены и тарифы на платные услуги населению. С начала года платные услуги подорожали на 20,6%, товары - на 10,6%. Продовольственные товары стали дороже на 13%, непродовольственные - на 7,4%. За январь-декабрь 2004 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года индекс цен на товары и платные услуги по Архангельской области составил 111,9, в декабре по сравнению с декабрем 2003 года - 112,5. Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2004 года в среднем по области составила 1292,87 рублей в расчете на одного человека на месяц и увеличилась с начала года на 13,1%.

Занятость и безработица. На конец декабря 2004 года официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 439 человек. Число безработных граждан увеличилось по сравнению с декабрем 2003 года на 77 человек или на 21%. 39% зарегистрированных безработных - это молодежь в возрасте 16-29 лет, доля женщин в общей численности безработных составляет 63%. На конец декабря 2004 года по сравнению с соответствующей датой 2003 года потребность в работниках, сведения о которых поступают от предприятий и организаций в органы государственной службы занятости, сократилась на 29% и составила 17 вакантных мест. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила к концу декабря 2004 года 26 человек против 15 человек в прошлом году. За январь-декабрь 2004 года в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве обратились 1087 человек, ищущих работу. При содействии службы занятости нашли работу 619 безработных, что на 67 человек (на 12%) больше, чем в январе-декабре 2003 года.

Оплата труда. За январь-декабрь 2004 года работникам крупных и средних предприятий начислено 165,3 млн. рублей заработной платы и 2,5 млн. рублей выплат социального характера. Среднемесячная заработная плата одного работника за январь-декабрь 2004 года составила 4341,7 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 30%. В декабре 2004 года среднемесячная заработная плата составила 4836,4 рублей против 4434,7 рублей в декабре прошлого года (увеличилась на 9%). Среднемесячная заработная плата работников промышленности в декабре составила 5216,7 рублей, что на 13% меньше уровня декабря прошлого года, в строительстве - 2700,0 рублей (увеличилась на 93%), у работников сельского хозяйства -5130,0 рублей ( увеличилась на 65%).

На начало января 2005 года просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату по обследуемому кругу предприятий и организаций составила 1971 тыс. рублей. Объем просроченной задолженности по выдаче средств на оплату труда увеличился по сравнению с прошлым годом в 1,8 раза: в производственной сфере просроченной задолженности нет, а в непроизводственной сфере она увеличилась в 1,8 раза. Задолженность длительностью свыше двух месяцев составила на начало января 2005 года 1848 тыс. рублей, что на 28% меньше, чем на начало предыдущего месяца.

Финансы предприятий.

В январе-декабре 2004 года результатом финансовой деятельности крупных и средних предприятий, организаций района явился убыток на сумму 18815 тыс. рублей. Он сформировался следующим образом: 6 предприятий получили прибыль в размере 3983 тыс. рублей, а 9 предприятий имели убыток на сумму 22798 тыс. рублей. Доля убыточных предприятий составила 53% и увеличилась на 3 процентных пункта по сравнению с январем-декабрем 2003 года.

Суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) крупных и средних предприятий и организаций района на начало января 2005 года составила 111,7 млн. рублей, в том числе кредиторская - 91,3 млн. рублей, из нее просроченная - 44,5 млн. Сумма просроченных платежей в бюджеты всех уровней составила 16,4 млн. рублей. Размер дебиторской задолженности составил 15,7 млн.рублей, в том числе просроченная -5,1 млн.

Государственные финансы.

По данным райфинотдела, за январь-декабрь 2004 года превышение доходов над расходами в бюджете района составило 4762 тыс.рублей или 3% от общей суммы расходов. Доходы бюджета составили 158032 тыс.рублей. В структуре доходов бюджета района за январь-декабрь 2004 года удельный вес всех налоговых поступлений составил 14%, неналоговых платежей - 10%. Израсходовано из бюджета 153270 тыс. рублей. В структуре расходов основными направлениями финансирования являются: образование, на которое израсходовано 53% бюджетных средств, здравоохранение и физическая культура - 15%, культура - 6%, государственное управление - 11%, жилищно-коммунальное хозяйство - 5%, социальная политика - 5%.

Демографическая ситуация. Численность населения района продолжает сокращаться, в основном за счет естественной убыли. За январь- декабрь 2004 года в районе родились 157 человек, а умерли 404 человека. По сравнению с январем-декабрем 2003 года в текущем году умерло на 15 человек меньше, зарегистрировано родившихся на 8 человек меньше уровня прошлого года. В результате коэффициент естественной убыли увеличился на 0,27 процентных пункта и составил - 14,81 на 1000 человек населения. Смертность превышает рождаемость в 2,6 раза.

За январь-декабрь 2004 года в район прибыло 189 человек, а выбыло 222 человека. За январь-декабрь 2004 года в районе зарегистрировано 56 браков и 43 развода. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число браков сократилось на 56%, а разводов - уменьшилось на 33%.