Норильск, 4 июля 2002г. - Можете ли Вы прокомментировать дальнейшую судьбу КВ бюджетников?

- Начну с общих проблем. Те социальные стандарты, которые сейчас есть в Министерстве Финансов, не учитывают специфику Севера. Эти стандарты жестко ограничивают размер заработной платы бюджетников. На Севере же другие цены, другие условия труда, федеральные законы не учитывают эту специфику. В то время, когда Красноярский край был донором, вопросов не было. Если у края есть деньги, он может платить любую зарплату работникам бюджетной сферы.

Когда ситуация поменялась, Минфин занял жесткую позицию, хотя в министерстве понимают существующую методологическую ошибку. Приведение социальных стандартов в соответствие с потребностями северян занимает более длительное время чем-то, каким мы располагали. Исходя из этого, компания приняла решение не напрягать ситуацию в регионе и доплачивать КВ бюджетникам по согласованию с городом.

Нужно не только разработать новые стандарты, но и механизм защиты НПР от того, чтобы подобная ситуация не повторялась. У нас есть определенный план действий, мы довольно быстро по нему движемся, тем не менее, насколько будут решены вопросы бюджетников, зависит от того, сколько денег удастся НПР из части налогов, которые платит ГМК "Норильский Никель" а также часть местных налогов, которые собираются оставить на территории. Механизм защиты мы сейчас активно разрабатываем. Я смотрю на этот вопрос достаточно оптимистично. До того момента пока нам не удастся изменить стандарты, будем находить различные фантастические формы, для того чтобы удерживать достойный уровень обеспечения сотрудников бюджетной сферы.

Для нас это не просто люди, это члены семей работников компании. Я бы не стал разделять проблемы заработной платы работников комбината и бюджетников. Это единая семья и поэтому проблемы общие.

Плохо то, что территория отстала от развития федеральных законов. Хотелось бы наоборот. Севера всегда славились тем, что это были наиболее энергичные, умные, профессиональные люди, надо это на практике доказать. Надо отражать жизнь и наши проблемы вводить в стандарты федеральных законов. Норильск - исключение везде. Когда являешься единственным исключением, всегда тяжелее достигать результатов. Это касается и наших пенсий, и некоторых стандартов по жилищно-коммунальному обслуживанию.

Проблема Норильска - она комплексна. Нельзя выдернуть какую-то отдельную, нельзя решить вопрос с КВ не решив вопрос с пенсиями и вопрос по жилищно-коммунальной системе.

- Рассматривается ли переход от местной методики расчета БПМ к Российской?

- Мы обсуждаем этот вопрос, к сожалению пока я не нахожу понимания у профсоюзов. Я их понимаю, но я обязан соблюдать федеральные законы, как и любой гражданин.

Экономическая грамотность освобожденных профсоюзных работников пока недостаточная. Я предприму усилия, чтобы мы говорили в ближайшее время на одном языке. Многие конфликты, которые у нас происходят не оттого, что у нас есть какие-то противоречия, просто иногда мы друг друга не очень понимаем. Надо профсоюзам просто немного подучиться и тогда им будет понятно, какую программу мы строим.

То же самое касается любых проблем комбината. Выдергивая одну проблему нужно разматывать весь клубок. Нельзя отдельно рассматривать вопрос индексации, не разложив доходы сотрудников на составляющие. Вот когда мы понимаем, какой источник, следом очень легко говорить. Подход новый. Довольно сложный. Мы поставили высокую планку - стать мировым лидером, чтоб нас больше не лихорадило. Коллективу придется научиться понимать эти вопросы. Сколько надо, столько буду объяснять.

- Вы не рассматриваете вопрос реструктуризации профсоюзов?

- Бытует мнение, что есть антагонистические отношения между работодателем и профсоюзами. Я так не считаю. Каждый защищает разные стороны, но эти отношения, в хорошо организованных компаниях носят нормальный, партнерский характер. У нас есть очень хорошая база - Коллективный договор. Наша проблема заключается в том, чтобы научиться быстро вносить изменения быстро меняющейся жизни. Смотрите, какой пакет законов каждую сессию принимает Дума. Там очень много вопросов, которые касаются непосредственно нас.

Вопрос структуры профсоюзов это проблема трудового коллектива и самих профсоюзов. Это их обязанность защищать сотрудников. Вот как им это делать эффективно, они должны это сами решать. Я рассматриваю всех освобожденных членов профсоюза как своих сотрудников, только со специфическим статусом. Никаких противоречий нет. Пока меня, к сожалению, не понимают, это моя задача, чтобы меня поняли. И я этого добьюсь.

- Вы привнесли новый менеджмент. А профсоюзы из той жизни. И личности, и система отношений.

- Общий уровень компании очень высокий. У меня была возможность познакомиться с другими предприятиями. Профессиональный уровень и уровень интеллектуального развития компании очень высокий. Соответственно представители профсоюзов тоже достаточно грамотные. Я не ощутил того, что этим людям нельзя не объяснить очевидные вещи, даже сложные. Просто нужно притерпеться, нужно совместно поработать.

У меня была плановая рабочая поездка, и режим был очень жесткий. Вы знаете, какие решения мы принимали. Встреча с профсоюзами просто не была запланирована. Профсоюзы это нормальный рабочий механизм. Я недавно проводил совещание с профсоюзами в Москве, где мы все проблемы обсуждали. Есть другая проблема - те документы, которые мы подписываем по Коллективному договору, не исполняются низовыми подразделениями. Мы эту проблему анализируем сейчас, видимо дело в том, что задачи не понимаются.

- Каскад Таймырских ГЭС не планируете принять в комбинат?

- Хорошо планировать, когда являешься собственником. Рынок электроэнергии вещь очень специфическая. Есть программа, в рамках которой есть план одобренный Правительством, Президентом, должен быть одобрен Государственной Думой осенью. Вся энергетическая система создавалась в увязке. Есть два основных источника производства электроэнергии, и они дополняют друг друга, плюс сети, все переплетено. В любом случае, независимо от форм собственности мы обречены на нормальное сотрудничество. Мы встречались с представителями РАО ЕЭС. Отработали несколько моделей взаимодействия и в сентябре должны обсудить вопрос, по какой модели мы будем действовать. Надеюсь на то, что мы найдем нормальное, здравомыслящее решение. От удорожания стоимости электроэнергии в Норильском промышленном районе не выиграет никто. Нужно сделать все, чтобы и так дорогую здесь жизнь удешевить. Эффективная модель производства и реализации электроэнергии должна быть осуществлена. Мы должны как предприятие получать дешевую электроэнергию и население тоже должно оплачивать по максимально низким тарифам. У нас и так много проблем связанных со сложными условиями труда, но раз природа распорядилась, что у нас есть ГЭС и газ, то хотя бы здесь мы должны найти разумный компромисс, чтобы реализовать конкурентное преимущество и для предприятия и для населения.

- Первоочередность инвестиций.

- Вопрос комплексный в зависимости от той модели развития, которую мы выберем. Будет решаться вопрос инвестиций.

Модель, которую мы строим, она не является линейной. Там сложная корреляционная связь. Если нам не удастся восстановить рынок палладия, тогда инвестиции в первую очередь пойдут в производство базовых металлов. Если удастся, и мы вернем потребителя на рынок палладия, тогда будем больше делать упор на вкрапленные руда, медистые. Как сыграют базовые факторы.

- Будут успевать инвестиции за изменениями факторов?

- У компании нет проблем по привлечению "длинных" денег с международного валютного рынка для осуществления инвестиционных программ.

- Гостайна до сих пор на запасы и продукцию не позволяет быть прозрачным "Норильскому Никелю". Предпринимается ли что-либо?

- Этот процесс движется, но медленно. Мое отношение к этому следующее: если бы у нас были бедные руды, у нас не было бы конкурентных преимуществ, можно было бы все засекретить и сделать большую дымовую завесу. А так как у нас есть, чем похвалиться, этим надо хвалиться. Абсолютно рассекретить все невозможно. Это нужно время. Мы отработали определенную технологию и надеемся, что пошагово этот вопрос будем решать. Каких-то патологий на этом пути я не вижу. Идет нормальная, профессиональная работа по объяснению и т.д. Правительство само сделало уже ряд шагов, рассекречены объемы производства по никелю и меди. Это сделано без наших усилий. Мы сейчас работаем над тем, чтобы договориться о частичном рассекречивании запасов. Не обо всех, всех, это неправильно.

- Оценка ситуации в крае и прогноз результатов губернаторских выборов?

- Ситуация экономическая в крае очень тяжелая. Дефицит бюджета 9 млрд.руб., при общем бюджете 27 млрд.руб. В крае очень мало хорошо работающих предприятий. Чтобы увеличить сбор налогов предстоит восстановить промышленный потенциал края.

По политическим прогнозам я не специалист, поэтому воздержусь, чтобы не напрягать общую обстановку.

- Взаимоотношения с местными СМИ

- Я считаю, что степень открытости должна быть больше. Я за то, чтобы это была улица с двухсторонним движением. Нам хотелось бы чтобы вы информировали население о том, что собирается делать компания, а вы, соответственно должны задавать вопросы, запрашивать нужную вам информацию. Если мы обменяемся вопросами, у нас проблем никаких не должно быть.

- Когда Вы в следующий раз собираетесь сюда приехать? Собираетесь ли Вы приехать сюда на длительный период? Что-то изменилось после этого двухдневного визита?

-У меня улучшилась картинка для восприятия. Но я хорошо понимаю, что нужно сделать. Есть ряд вопросов, которые более приоритетны для моего нахождения в Москве. Например, восстановление рынка палладия. Для этого мне необходимы контакты с федеральными органами власти. Нужно получить довольно много разрешительной документации и лицензий.

Если у нас плохо продается 30% нашей выручки, то более важно находиться там. Если задач будет больше здесь, я естественно, приеду сюда. В следующий раз приеду на День металлурга.

Пожалуй, в этот приезд Прохоров разбил прежнее представление о себе: "сухарь", "машина".

Симпатичный, улыбчивый, легко идущий на контакт, разговорчивый. Как мне показалось, влюбленный в Норильск. Часто говорит: Норильск особая страна, норильчане особенные, исключительные люди. И все здесь для него особенное, исключительное, непохожее, ни в коем случае не провинциальное. И это было искренне.

Абсолютно оптимистично смотрит на будущее комбината и города. Не чувствуется, что финансиста Прохорова тяготит нынешняя не финансовая должность. О планах и перспективах рассказывает охотно и увлеченно. Наверное, Норильску в очередной раз повезло.

Наверное, самая большая на сегодняшний день проблема компании лежит в области человеческих отношений. Пришло время научиться понимать друг друга, научиться слушать и слышать других. А с пониманием придет ответственность за себя, компанию, город.