Бельгийское судно "Христофор Колумб" будет уничтожено на месте аварии. Как сообщает "ЭХО-ДВ" со ссылкой на общественную организацию "Зеленый патруль", спустя полгода с момента аварии владельцы судна "Христофор Колумб" "Европейская компания по дноуглубительным работам" признали, что снять его с мели и транспортировать на ремонт не возможно. Зимние шторма увеличили пробоину по левому борту "Колумба" до размеров 30 метров в длину и 2 метра в ширину. Все мероприятия по спасению земснаряда оказались безрезультатными.

Владельцы планировали две спасательные операции. Первая - проведение дноуглубительных работ, создание искусственной дамбы и повышение уровня воды. Однако 60 тонн грунта, завезенные для дамбы, размыло волной во время шторма. Затем владельцы земснаряда планировали сдернуть его с мели с помощью другого судна, которое в декабре специально пришло из Сингапура. Но эта операция также оказалась безуспешной. В январе 2005 года спасательные работы вообще прекратились.

Тем не менее, убрать "Колумб" с побережья необходимо как можно быстрее. Грунт, который отсыпали вокруг "Колумба" размыло водой. Он забил городские канализационные и дренажные стоки. По словам генерального директора ЗАО "Сахалинремфлот" Анатолия Моисеева, на чьей территории стоит "Колумб", две недели назад их завод уже затопило водой, они с помощью городских властей прочистили стоки. Но с наступлением весны, ситуация резко ухудшиться, паводковые и канализационные воды затопят Набережную, и частично улицу Советская. По словам начальника управления ГО и ЧС Холмского района Михаила Ситникова, в зоне потопления окажутся 5 тысяч человек. Кроме того, грунт оставшийся от строительства дамбы на воздухе разлагается на пыль. С наступлением весны его понесет на город.

На экстренном совещании в мэрии Холмского района с участием представителя "Европейской компании по дноуглубительным работам" господина Хейне, принято решение об утилизации судна на месте. Однако Хейне не уполномочен ответить на вопросы как это будет происходить, в какие сроки, и какая компания этим займется. Он только заверил, что соответствующие предложения они направили в японские, южно-корейские и американские фирмы и теперь ждут от них ответа. Возможность участия в этом проекте российских предприятий пока не рассматривается.

"Зеленые" утверждают, что даже сегодня, спустя полгода, о реальных последствиях катастрофы по-прежнему ничего не известно. Данные о состоянии окружающей среды после аварии и степени воздействия нефтяных испарений на здоровье горожан до сих пор не обнародованы. По словам Председателя совета сахалинского отделения экологической партии "Зеленые" Андрея Нагибина, экологам известно, что осенью прошлого года за счет средств областного бюджета Сахалинским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводился мониторинг состояния окружающей среды в Холмском районе. Однако просьба предоставить его результаты осталась без ответа. По словам А. Нагибина работы по утилизации земснаряда должны проходить под контролем экологов, это позволит избежать ошибок допущенных при проведении аварийных работ в прошлом году.

Напомним, что бельгийское судно "Христофор Колумб", выброшенное тайфуном "Сонгда 8 сентября, находится на каменистой отмели в 50 метрах от берега. В результате из пробоин в топливных танках в море и на берег вытекло около 200 тонн мазута и дизтоплива. Его вынесло на улицы Холмска и участок побережья длиной около шести километров. Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту загрязнения морской среды. Капитан судна Николас Вербракен во время следствия находится на Сахалине, за него внесен залог в рублях, эквивалентный $100 тысячам. Спасательные работы по снятию с мели судна начались еще 1 ноября 2004 года. "Христофор Колумб" должны были снять с мели к 15 января.