Психолог рассказала, как лучше всего обучать детей патриотизму
Москва, 7 июля, 2021, 11:10 — ИА Регнум. Ко включению патриотического воспитания в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования с большой долей настороженности отнеслась детский психолог Елена Бурьевая. Корреспонденту ИА REGNUM она пояснила:
«С одной стороны крайне необходим патриотизм, а с другой стороны — это человеческий фактор, который не всегда положительный. Поэтому я считаю, что это вопрос семьи, а не школы.
В идеале, перед тем как вводить данный предмет в школе, хорошо бы ознакомить родителей с программой, для того чтобы они могли понять — соответствует ли их мировоззрению. Если дома будет транслироваться ребенку одно, а в школе другое — это может привести к внутреннему разрыву. Может получиться так, что обучая патриотизму, мы также будем учить детей врать — «в школе говори по-другому, не говори, как дома».
Важно быть искренним, не обвинять учителей, объяснять ребенку, что система может ошибаться, помогать ему думать и сопоставлять разные мнения. В конечном итоге воспитание — это всегда дело семьи и родителей.
Что касается патриотизма, на котором делается акцент, нужно понимать, что это, прежде всего, про способность к любой жертве во имя интересов Родины — хотя есть вопрос о том, кто определяет эти интересы?! И в большинстве случаев речь идет больше о военном, а не гражданском патриотизме. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери.
Но, конечно же, детям необходимо рассказывать о Родине. Для этого смотрите и читайте русские народные сказки, советские мультфильмы, сказки и фильмы. Делайте традиционные русские игрушки. Во многих городах России есть музеи игрушек с мастер-классами для детей. Мне нравится многосерийный мультфильм «Гора самоцветов» очень познавательный для деток всех возрастов. Рекомендую!
В возрасте 3−4 лет можно начинать знакомить ребенка с историей вашей семьи. Можно составить генеалогическое дерево (в идеале с фотографиями) без особых углублений в корни, то есть указать самых близких. Ребёнок будет гордиться тем, что у него такая большая семья.
Можно рассказывать ребенку о городе, в котором он живет. Историю названия его улицы. Сходить в краеведческий музей. Рассказывать о знаменитых людях, которые родились в этом городе. Побывать у всех памятников. Ребенок будет гордиться тем, что он живет в этом городе!
С 5−6 лет можно знакомить с достопримечательностями города и страны. Очень здорово, если рассказы подкреплять воспоминаниями родственников, а также интересными легендами.
Также в этом возрасте очень интересны будут деткам поездки в различные города России. Составляйте план заранее. Можно даже придумать мини-квест по городу. И вообще, гуляйте по усадьбам и паркам.
Посмотрите гербы различных городов и флаги стран, нарисуйте герб своего района и семьи. Расскажите их историю.
Возвращаясь к вопросу: «С чего начинается любовь к Родине?» Конечно же, с семьи! Для человека важно знать не только происхождение своего рода, но и своего народа! Чем больше ребенок узнает о своих родителях, тем больше он гордится ими и чувствует их защиту. Точно также, узнавая историю России, своего народа, ребенок начинает гордиться своей Родиной и чувствовать себя защищенным».
Как сообщало ИА REGNUM, ранее о том, что Минпросвещения включило воспитание патриотизма в образовательный стандарт, известили в РБК.