Интервью главного федерального инспектора по Республике Марий Эл Ирины Татариновой корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Ирина Сергеевна, тема нашего разговора - деятельность органов федеральной власти в республике Марий Эл. Оценка её работы и приоритеты деятельности. Хотя начать хотелось бы с того вопроса, который затронул каждый орган федеральной власти в Марий Эл. Речь идет об административной реформе.

Прежде всего, отмечу, что главная цель административной реформы - сделать понимание каждым человеком вопросов кто, чем занимается, и кто за что отвечает. А её суть - эффективность работы власти, открытые и честные отношения.

Напомню, что административная реформа была начата с подписания в марте 2004 года Президентом России Указа "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Создана принципиально новая для России трехуровневая система управления правительства: министерства, отвечающие только за стратегию и идеологию развития ведомства, федеральные службы с контрольно-надзорными функциями и федеральные службы, управляющие государственной собственностью и предоставляющие гражданам государственные услуги.

В прежней структуре управления министерство напоминало армейское подразделение: начальник определял в каком направлении двигаться, руководил всем, контролировал все и оценивал результаты движения. Но это не просто неэффективно, это управленческий нонсенс. Основная новация новой административной реформы заключается в "разведение" этих функций.

ИА REGNUM: А как все это отражается на конкретном жителе страны, и, в частности, республики Марий Эл?

Поймите, конечная цель административной реформы - это исполнение функций федеральными органами власти во имя конкретного человека. Иными словами, когда органы федеральной власти скажут, что они сделали то-то и то-то во благо гражданина - они выполнили свою работу эффективно. Качество жизни человека достигается только за счет правильной и рациональной организации управления обществом.

ИА REGNUM: Возникают ли проблемы с реализацией этой реформы на местах?

На сегодняшний день завершается формирование территориальных органов федеральной власти, которые согласно закону должны были быть сформированы до 1 июня 2004 года. Но этого не произошло. И причина не в том, что в указе что-то не было додумано, просто жизнь подсказывает новые пути решения многих вопросов.

ИА REGNUM: Приведет ли административная реформа к назначению новых руководителей территориальных органов федеральной власти в Марий Эл?

Если рассматривать реформу с точки зрения появления новых людей, ранее не знакомых управленцев - то здесь особых неожиданностей, думаю, не будет. Появляются руководители вновь образованных территориальных подразделений, которые ранее работали в должностях, например, заместителей управлений и имеющие достаточный управленческий опыт.

ИА REGNUM: Каковы сроки проведения административной реформы?

К марту должны быть сформированы все управления территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, определены их задачи и функции, скомпонованы штаты. Но с содержательной точки зрения, эти прогнозы имеют отсроченный характер. Система заработает только тогда, когда федеральные агентства самостоятельно, а может и при привлечении общественных организаций, найдут варианты решения реализации поставленной министерством стратегии. В конечном итоге такая структура органов исполнительной власти должна повысить эффективность работы правительства.

ИА REGNUM: Намного большим шумом и эмоциями сопровождается социальна реформа.

Необходимость замены льгот денежными компенсациями была очевидна, потому что льготы в том виде, в котором они существовали, не обеспечивали достойной жизни: большинство социальных обязательств не обеспечивалось, так как были только на бумаге. Да и льготополучателей было больше, чем тех, кто этими льготами не пользовался. Поэтому, если дальше бы так продолжалось и дальше, льгот бы просто не надо было: автобусы развалились бы окончательно, а лекарств в аптеках или не было бы вообще, либо их цена бы еще больше взлетела. Не отрицаю, что при проведении реформы российское правительство столкнулось с серьезными ошибками. К примеру, при реализации 122-го федерального закона были упущены интересы большой категории граждан - пенсионеров, пользующихся региональными льготами на проезд, но в тоже время ни являющихся, ни региональными, ни федеральными льготниками. Обида пенсионеров на лицо, и, причем заслуженная. Но впервые за многие годы, представители все уровней власти, вплоть до первых руководителей, ежедневно разбираются в вопросах не только связанных с ходом реализации закона о замене льгот денежными компенсациями, сколько в вопросах социальной защиты граждан, которые в ней нуждаются.

ИА REGNUM: Выходит, что представители власти стали ближе к народу?

Эту оценку должны дать граждане. Очевидно то, что оценка деятельности власти зависит от социального самочувствия человека.