"ЮКОС расплатился за монополизм".

(Газета 21.02.05. Н.Макеев)

Тремя миллионами долларов

ЮКОС выплатил 2,8 миллиона долларов за необоснованное повышение цен на бензин в Красноярске. Это рекордная сумма: ранее аналогичные штрафы не превышали 15 тысяч долларов. Правда, интересы обычных потребителей остались без внимания: автолюбители заплатили ЮКОСу сверх положенного еще на заправке.

Антимонопольное управление Красноярского края выдвинуло претензии ЮКОСу минувшей осенью. Холдинг обвинили в необоснованном повышении оптовых цен на топливо. По мнению местных чиновников, в сентябре нефтяники установили цены на бензин для Новосибирской области на 300-500 рублей за тонну выше, чем в сопредельном Красноярском крае. Дополнительный доход от этого несправедливого, по мнению чиновников, повышения оценили в 4-4,3 млн. долларов. Нефтяники не согласились с доводами антимонопольного ведомства. По словам адвокатов ЮКОСа, чиновники не нашли ни одного доказательства нарушения закона. Компания пообещала обжаловать их претензии в суде.

Вчера стало известно, что ЮКОС и Красноярское управление ФАС все-таки нашли компромисс. Торговый дом "ЮКОС-М", "дочка" холдинга, согласился вернуть часть заработка в бюджет. В обмен на это краевое УФАС также пошло на уступку: начальный долг нефтяников был снижен до 2,8 млн. долларов.

В минувшую пятницу эти деньги были перечислены в бюджет. У щедрости нефтяников, правда, есть и обратная сторона. Чиновники заставили компанию расстаться с несправедливо полученными доходами. Вместе с тем обычные потребители остались в проигрыше: они заплатили ЮКОСу сверх положенного, купив бензин на АЗС. Решение ЮКОСа добровольно вернуть бюджету большую часть средств, заработанных от продажи бензина в Красноярском крае, стало прецедентом для России. Это рекордная сумма, которую какая-либо компания отдала государству начиная с 1991 года, когда в России было создано антимонопольное ведомство.

Все крупные нефтяные компании доминируют в тех регионах, в которых находятся их перерабатывающие мощности. "Сургутнефтегаз" и "Славнефть" поделили между собой Северо-Западный федеральный округ; ЮКОС контролирует Поволжье; ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ занимают большую часть юга России. "Роснефть" освоила Дальний Восток, а Урал получает топливо преимущественно от "Сибнефти".

Положение региональной монополии позволяет нефтяникам повышать цену топлива зачастую субъективно, а не из-за рыночных факторов. Налагать штрафы за это при нынешних законах бесполезно. Максимальное наказание за необоснованный рост цен составляет 15 тыс. долларов. Эта сумма блекнет на фоне миллиардных выручек холдингов. По мнению аналитика ИК "Совлинк" Льва Сныкова, решение ЮКОСа расплатиться с государством является отчасти политическим. "Компании и так предъявлены многомиллиардные налоговые претензии. Неприятности с остальными государственными структурами ей не нужны", - отметил эксперт. Кроме того, многие нефтяники - ЛУКОЙЛ, "Сибфнеть" и ТНК-ВР - уже заявили о том, что будут сдерживать рост топливных цен. "ЮКОС не хочет выбиваться из их числа, поэтому без суда оплатил счет чиновников", - считает Сныков.

Остальным нефтяным холдингам пока рано беспокоиться о крупных взысканиях за нарушение антимонопольных законов. Инструментом, который заставит нефтяников отказаться от необъективного повышения цен, должен стать закон о конкуренции. Он предусматривает штрафы нефтяников до 2-4% от доходов компании. Речь может идти о десятках миллионов долларов. Правда, его проект пока находится на доработке в ФАС. Затем он должен получить одобрение правительства и только потом будет направлен в Госдуму.

"В чём особенности статуса".

(Заполярная правда. 19.02.05)

Таймырские депутаты просят определить правовой статус округа в составе объединённого Красноярского края.

Таймырская Дума приняла обращение к губернаторам Таймырского автономного округа Олегу Бударгину и Красноярского края Александру Хлопонину. Такое решение было принято на заседании сессии окружной Думы. Депутаты просят губернаторов определить правовой статус округа после вхождения его в состав объеденного субъекта Федерации, учитывая его "политическое значение и в целях обеспечения гарантий социальной защищенности населения края и автономных округов, заботясь о материальном благосостоянии людей". В обращении также говорится, что "нужно четко сформулировать и закрепить основные положения, определяющие особый статус Таймырского округа как административно-территориальной единицы, входящей в состав Красноярского края. Положения, закрепленные в данном законе, предлагается внести в проект федерального конституционного закона и, в обязательном порядке, в Устав нового субъекта Российской Федерации".

"Сохранить музеи, спасти библиотеки".

("Красноярский рабочий", 19.02.05, Наталья Сангаджиева)

В повестке дня ХIII сессии Законодательного Собрания края стояло 46 вопросов. За первые полчаса депутаты заслушали и утвердили более двадцати, связанных с установлением границ и наделением соответствующим статусом муниципальных образований края большой группы районов и городов.

Во втором чтении были приняты поправки к закону "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". Закон предусматривает предоставление дополнительных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Их в крае проживает 13 тысяч 400 человек. Валентина Бибикова заострила внимание на механизмах предоставления субсидий. По мнению Валентины Васильевны, открытие персонифицированных счетов, особенно для людей, проживающих в глубинке, не всегда оправданно, создаёт дополнительные неудобства. Льготники, проживающие в селе, где нет отделения Сбербанка, вынуждены ехать в районный центр для того, чтобы получить в банке деньги. Администрации края предложено на следующем заседании сессии дать информацию о ходе эксперимента по созданию персонифицированных счетов.

По предложению председателя постоянной комиссии по культуре, спорту и туризму Леонида Федотенко был рассмотрен законопроект с изменениями в закон края "О краевой целевой программе "Поддержка сельской культуры Красноярского края" на 2001-2005 годы". Во втором чтении приняты поправки к Закону края "О краевой целевой программе "Безопасность музейных и библиотечных фондов Красноярского края". Депутат Алексей Клешко горячо выступил за необходимость поддержки краевой научной библиотеки. Валентина Бибикова рассказала о печальном состоянии сельских библиотек.

Присутствовавший на сессии начальник милиции общественной безопасности ГУВД края Александр Горовой предложил депутатам создать перечень наиболее ценных для края музеев. Охранять эти объекты должны не частные фирмы, а государственные, иначе о какой безопасности можно говорить.

Заместитель губернатора Н. С. Глушков представил проект закона "О краевой целевой программе "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2002-2005 годы". Финансирование программы будет вестись не только из краевого, но и из федерального, муниципального бюджетов. По словам Николая Сергеевича, только в Шарыпове планируется ввести 223 квартиры, а в посёлке Дубинино снести 1600 квадратных метров аварийного жилья.

"Авиатор должен быть здоров".

("Красноярский рабочий", 19.02.05)

В медико-санитарной части авиакомпании "Красэйр" появилось новое оборудование, с помощью которого можно провести мониторинг состояния буквально всех органов и систем человеческого организма.

Речь идёт о современном аппарате для ультразвукового исследования Aloka-3500. Установка имеет современное программное обеспечение, пять специальных датчиков, цветной монитор с большой разрешающей способностью, благодаря чему исследование позволяет выявить малейшие отклонения в организме. Аналогичные устройства имеются не во всех ведущих клиниках края. По словам главного врача МСЧ "Красэйр" Владимира Иванова, узкие специалисты медико-санитарной части прошли специальную подготовку для работы на новом аппарате. Кроме сотрудников авиакомпании, в МСЧ "Красэйр" обслуживается персонал более чем тридцати организаций Красноярска.

"Хоть лесовоз, хоть яхту - за ваши деньги".

("Сегодняшняя газета", 19.02.05)

Красноярская судоверфь строит суда к предстоящей навигации. Об этом корреспонденту НИА сообщил вчера генеральный директор предприятия Виктор Полищук.

Заказы на Красноярскую судоверфь поступают от Енисейского речного пароходства, Таймыра и даже частных лиц.

Большой заказ пароходства на строительство лесовоза уже выполнен наполовину, и к навигации 2005 года судно будет спущено на воду. Ориентировочно, по словам Полищука, это произойдет в июне.

К лету будут выполнены и заказы от жителей Северо-Енисейска на строительство небольших яхт.