Об основных проблемах, связанных с реализацией закона 122-ФЗ на территории Пензенской области, в интервью ИА REGNUM рассказывает заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Юрий Лаптев.

- Юрий Александрович, у вас не складывается впечатления, что введение закона о монетизации льгот большую часть России, да и Пензенскую область, застало врасплох, как будто об этом ничего предварительно не говорилось?

- Если говорить о временном факторе, то тему предстоящего реформирования социальных льгот мы в области начали обсуждать почти за полгода до 1 января 2005 года. И, полагаю, кривят душой многие из протестующих пензенских активистов, утверждая, что было дано мало времени для подготовки к этому реформированию. Вот передо мною стенограмма областных парламентских слушаний от 27 июля 2004 года именно на тему предстоящего реформирования. На них выступили заместители губернатора области, руководители отраслевых министерств и комитетов областного правительства, представители очень многих общественных организаций и обществ инвалидов, союзов ветеранов и пенсионеров, партий и движений. Все, кто хотел, получил возможность высказаться. К этим слушаниям мы готовились основательно, была большая подготовительная и информационная работа, не одно совещание провели на разных уровнях. По итогам слушаний мы подготовили, сформулировали почти 150 предложений и замечаний к проекту закона, выносимого на рассмотрение в Госдуму. Высказались о том, что Законодательное Собрание Пензенской области считает принятие этого закона преждевременным, в том числе в части перераспределения отдельных полномочий между федеральным центром и регионами. К примеру, о нецелесообразности деления ветеранов на региональных и федеральных льготников. Мы также высказали свое несогласие с введением 10-дневних зимних "каникул", и направили документ об этом в Москву. Просили также сообщить, как отреагировали на наши замечания и поправки. Поэтому, могу определенно сказать, что пензенские депутаты делали все возможное, чтобы в новом законодательстве о реформе социальной сферы были максимально учтены наши предложения и замечания. И я знаю, не мы одни по стране отнеслись к этой работе добросовестно и основательно.

- Но вот закон был принят, и все получили то, что получили...

- С 1 января Закон 122 - ФЗ вступил в силу, и его надо было исполнять. В четвертом квартале прошлого года, подготавливая свои законодательные акты, при рассмотрении еще в первом чтении мы провели расчеты и определили размеры компенсаций для тех категорий льготников, финансирование которых было отнесено к ведению регионального бюджета, а это более 160 тысяч человек. Не буду перечислять категории, полагаю, их уже успели все хорошо запомнить. Чтобы компенсации были на минимально приемлемом уровне, нам требовалась помощь из федерального центра в размере 525 миллионов рублей. Но тогда Москва нас не поддержала. Мы приняли закон, которым устанавливалась величина ЕДВ в 100 и 150 рублей при сохранении 50-процентной льготы на оплату стоимости услуг по жилью и коммунальным услугам, а также по оплате за пользование телефоном. Потом, когда в январе возникли проблемы с проездом льготников в общественном транспорте, мы в начале ввели льготный проездной билет стоимостью 50 рублей. Однако быстро стало ясно, что этого недостаточно, слишком большая нагрузка ложится на транспортников. Сейчас стоимость проездного билета для региональных и федеральных льготников установлена в 120 рублей, но это потребовало увеличить суммы ЕДВ для региональных категорий на 70 рублей ежемесячно. На недавней сессии областного Законодательного Собрания такие поправки к ранее принятому региональному закону были внесены. Но и это не окончательные суммы. По истечении первого квартала мы посмотрим, и возможно внесем новые изменения.

Но вот что примечательно. Когда схлынул ажиотаж первых недель действия нового закона, когда мы еще раз многократно все объяснили нашим гражданам, развезли по домам всем льготникам проездные талоны-вкладыши, мы увидели, что очень многие стали сдавать обратно проездные талоны, решили получать "живые" деньги. И это понятно, расчеты показывают, что ветеранам выгоднее из этих компенсационных денег оплачивать каждую поездку, потому что их в месяц у большинства не так, в общем-то, и много. Особенно в зимний и ранний весенний период, когда нет нужды ездить на дачи. Да и летом многие пенсионеры уезжают в свои пригородные хозяйства и преимущественно живут там. Это к тому, что не всегда у нас в народе трезвый расчет берет верх над эмоциями.

- Во что же все это обойдется региональному бюджету?

- Дефицит областного бюджета на сегодняшний день составляет порядка 800 млн. рублей. Он вырос, естественно, за счет дополнительных расходов на льготников. У Москвы мы просим хотя бы 500 млн. рублей, но наши просьбы, насколько мне известно, пока безответны. Областное правительство уже оформило кредит в 100 млн. рублей, и на 400 млн. будет выпущено облигаций областного займа. Сейчас трудно подсчитать реальные расходы по транспортным затратам. Посудите сами, в январе, да и частично в феврале ветераны у нас в транспорте ездили бесплатно, хотя компенсационные деньги получили. Теперь только в марте мы будем иметь реальные цифры и тогда посчитаем, во что нам все это выльется. Думаю, не ошибусь, если скажу, что расходы по всем видам выплат и компенсаций, так или иначе связанных с реализацией закона о монетизации льгот, способствовали почти двукратному увеличению дефицита областного бюджета.

- В последние недели наблюдался доселе невиданный спрос на льготные лекарства, пенсионеры буквально хлынули в поликлиники. Чем вы это объясняете и какова ситуация с лекарственным обеспечением льготников?

- Начнем с того, что в область регистр лекарственных средств для льготного обслуживания пришел очень поздно, 12 января. "Рождественские каникулы" выбили из графика работы медицинские учреждения. Разъяснения по линии минздрава поступили поздно. С лекарственным обеспечением было далеко неблагополучно. В этих условиях врачи, фактически, оказались заложниками непростой ситуации, когда толпы людей пришли за тем, что им принадлежит по праву, а механизм предоставления этих услуг только нарабатывается. Ажиотажному настроению способствовали разного рода слухи, которые среди пожилых людей распространяются очень быстро. Вот они, упрощенно говоря, все бросились "отоваривать" причитающиеся 350 рублей на лекарственное обеспечение из 450 рублей, предусмотренных в соцпакете, по всему "букету" болезней, которых у пожилых людей, как известно, немало.

Я сам врач по специальности, много лет работал в системе здравоохранения, и понимаю, в каких сложных условиях оказались именно врачи. С одной стороны, толпы пожилых пациентов, которые, подчас, сами мало представляют, чего они хотят. С другой стороны, громоздкая система выдачи льготных лекарств. Чтобы заполнить все формуляры на лекарства для льготника у врача уходит от 20 до 40 минут. Отсюда и очереди, и недовольство. Так и получается, что отчетная документация по лекарствам удобна сегодня для фирмачей-поставщиков лекарств, бухгалтеров, страховых кампаний, но только не для врачей. Для тех стариков, которые приходят за лекарствами, основным виновником их проблем оказывается именно врач, и они на нем вымещают свое недовольство. Не все представляют, как усложнились с начала года условия работы поликлинических, особенно участковых врачей. Не буду утомлять цифрами, но во многих районах в январе-феврале рецептов на льготные препараты выписано больше, чем за весь прошлый год. И многократно возросла нервная нагрузка. И в итоге специалисты уходят из медицины. В городе Заречном, где проживает более 60 тысяч человек, осталось всего 4 участковых врача. В г. Сердобске уволилось 12 врачей, в Белинском - 7, в Каменке - 5, в Тамале - 5, и список можно продолжать.

Если говорить об обеспеченности лекарствами, то этот процесс постепенно отлаживается, он под контролем губернатора и областного Законодательного Собрания. Во всех аптеках, где производится выдача льготных препаратов, выделены для работы с ветеранами специальные сотрудники и секции. Выправляется ситуация с лекарствами, из 322 непатентованных наименований, указанных в регистре лекарственных средств, в наличие имеется около 300.

Что касается санаторно-курортного лечения льготников, то буквально 16 февраля этот вопрос рассматривался на специальном совещании в областном правительстве. На территории области располагается 15 санаториев, турбаз и домов отдыха, с начала года в них отдохнуло свыше 2 тысяч льготников.

Конечно, депутаты областного Законодательного Собрания хорошо понимают, как много понадобится сил, средств и времени, чтобы отработать все механизмы реализации закона о монетизации льгот, в том числе и по отношению к другим, не названым сегодня, категориям наших граждан. Но чтобы у нас в стране социальная реформа реализовалась в полном объеме, решать надо и другие проблемы. Человек начнет чувствовать себя полноценным гражданином только тогда, когда он будет получать достойную заработную плату, а по завершении трудовой деятельности - не менее достойную пенсию.