Об итогах экономического развития Москвы в 2004 году и перспективах на 2005 год сообщила в рамках своей пресс-конференции руководитель департамента экономической политики и развития г. Москвы Марина Оглоблина.

По ее словам, согласно предварительной оценке рост валового регионального продукта состоялся в 2004 году в процентах к 2003 году в размере 8% - приблизительно эта величина прогнозировалась столичными властями на прошедший год. При этом, отметила М. Оглоблина, в целом по РФ рост ВВП оценивается в 7,1%. Объем промышленной продукции вырос на 9,1%, розничный товарооборот увеличился на 8,3%; при этом рост розничного товарооборота в 2004 году был на 4,2% выше, чем рост в 2003 году (в 2003 году по отношению к 2002 году товарооборот вырос на 4,1%). Уровень зарегистрированной безработицы остается стабильным и составляет 0,7% от числа экономически активного населения. Индекс потребительских цен - 10,2% - на 3% ниже, чем рост в 2003 году относительно к 2002 году. Индекс цен производителей также оставался достаточно стабильным: в 2003 году к 2002 году - 112,6%, в 2004 году к 2003 году - 112%. Среднемесячная заработная плата, по оценке Мосгорстата и департамента экономической политики и развития, составила 10637 рублей на одного работающего с учетом работающих в малом бизнесе.

При этом М. Оглоблина отметила один показатель, который показал тенденцию к снижению - это инвестиции в основной капитал. Рост составил только 103,2% относительно 2003 года, а в 2003 году относительно 2002 года этот показатель достигал 105,3%. "Это не очень отрадная тенденция, то есть инвестиционная активность в определенной степени в прошлом году упала, - констатировала М. Оглоблина.

Что касается выполнения бюджета города в 2004 году, то он, по данным департамента, исполнен и по доходной и по расходной части. Кредиторская задолженность имеет тенденцию к сокращению. "Мы учимся жить по средствам, соизмерять возможности с потребностями, - подчеркнула М. Оглоблина. Также она добавила, что в 2004 году дважды повышался минимум оплаты труда по трехстороннему соглашению: с 1 мая - 2000 рублей и с 1 октября - 2500 рублей. Кроме того, согласно достигнутым договоренностям, с 1 мая 2005 года минимум предполагается поднять до 3000 рублей, с 1 октября - до 3600 руб. "Прожиточный минимум трудоспособного населения на 3-й квартал 2004 года в Москве составляет 4190 рублей, а прожиточный минимум по РФ - 2629 рублей, - пояснила руководитель департамента экономической политики. - Доведение до 3600 рублей позволит даже первый разряд единой тарифной сетки почти подтянуть до прожиточного минимума. Бюджет несет большие затраты для обеспечения поднятия заработной платы, но это тоже одна из основных социальных функций и одна из задач, которые ставит мэр города".

Что касается планов развития на 2005 год, то здесь, по словам М. Оглоблиной, многое будет зависеть от изменений в налоговом законодательстве: изменилось распределение налога на прибыль между федеральным и городским бюджетами, что внесло свои коррективы в расчеты возможностей города. В частности, с 1 января 2005 года вступила в силу 31-я глава "Земельный налог" Налогового кодекса РФ. По новому законодательству налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога в процентах, при этом Налоговым кодексом установлены предельные размеры ставок в зависимости от целевого использования земель. Таким образом, изменение суммы земельного налога для каждого налогоплательщика будет зависеть от кадастровой стоимости и целевого использования земельного участка. "В течение этого года нашим Департаментом земельных ресурсов должна быть проведена очень большая работа и налоговые платежи по земельному налогу с 2006 года должны быть определены уже в большей сумме, - сообщила М. Оглоблина. Также определенное влияние на экономическую ситуацию в столице могут оказать единый налог на вмененный доход по рекламе и отмена субвенция для компенсации расходов на выполнение столичных функций.