Премьер Латвии Айгар Калвитис сегодня, 17 февраля, рассказал журналистам о серьезных проблемах высшей школы республики, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Речь пошла о том, что учебные заведения готовят большое количество невостребованных затем выпускников, пополняющих ряды безработных. По словам президента министров, для устранения возникших диспропорций в подготовке специалистов необходимо незамедлительное вмешательство правительства. "Проведя в последнее время ряд встреч, в том числе и с учеными Академии наук, представителями Совета по высшему образованию, а также различных отраслей и т.д. мы были вынуждены признать, что в течение нескольких лет не наблюдалось никакой активности в плане улучшения качества высшего образования, - рассказал А. Калвитис. - Мы гордимся, что в нашей стране больше всего студентов на 100 тыс. жителей, чем во многих странах ЕС, но, проанализировав результаты, которые в итоге получаем, следует признать, что 49% выпускников затем вынуждены переквалифицироваться, то есть учиться чему-то другому". На взгляд главы правительства, в значительной степени это проблема государственного заказа в области образования: "То, что в последнее десятилетие мы ориентировались на социально-гуманитарные науки, привело к тому, что сегодня действительно 49% выпускников приходится продолжать обучение за государственные средства, осиливая другие профессии".

Другой бич - безработица среди выпускников. Так, по словам премьера, безработными становятся 21% выпускников по педагогическим специальностям, таким как дошкольный учитель, учитель основной школы, средней школы. "Если в начале 1990-х годов у нас были очень популярны различные руководители, менеджеры и мы действительно испытывали дефицит знаний в этих областях, то сейчас здесь безработица среди выпускников составляет 20%, - заметил А. Калвитис. - И так же речь идет и о переквалификации. Третья категория специальностей: экономисты, бухгалтеры, которые тоже были очень популярны и востребованы в начале 1990-х годов. Но сейчас, к сожалению, и среди них 19,7% выпускников - безработные. Оценив результаты нашей системы образования, мы пришли к выводу, что необходимо незамедлительное вмешательство со стороны правительства - как Министерства образования, так и в целом Кабинета министров. Так как есть целый ряд вузов, готовящих специалистов, которые затем вообще не востребованы. У меня даже составлен рейтинг. Например, высшие школы: психологии, социальных технологий, экономики и культуры, Рижский колледж предпринимательской деятельности - в действительности они готовят специалистов для народного хозяйства, которые народному хозяйству не нужны".

Как подчеркнул А. Калвитис, студенты социально-гуманитарных факультетов в Латвии составляют более 53%, а инженеры только 14%. На его взгляд высшей школе республики следует возвращаться к точным наукам, необходимо переоценивать и среднее образование: "Мы дошли до того, что физика в средней школе больше не является обязательным предметом, а изучается по выбору. Тогда как наибольший дефицит на рынке труда сейчас именно в точных науках. Я не против, если человек хочет реализовать свое хобби и учиться на психолога, социолога или, что еще популярнее, на политолога - если он это делает за свой счет, то пусть делает. Государство за это не будет платить. Государству следует платить за тех студентов, которые полезны нашей экономике". Правда, на обычный в таких случаях вопрос что делать, А. Калвитс заметил: "В будущем учебном году нам на эту проблему следует обратить особое внимание, правительство этим серьезно займется, кроме того необходима и общественная дискуссия". В свою очередь, как корреспонденту ИА REGNUM пояснили в Государственной канцелярии, премьер уже призвал руководителей различных ведомств делегировать до 23 февраля своих представителей в специальную рабочую группу. Она займется анализом причин возникновения безработицы среди выпускников высших, профессиональных и всеобщих учебных заведений, а также разработкой в соответствии с требованиями рынка труда долгосрочной стратегии получения и совершенствования образования.