"Самый предусмотрительный".
(Собеседник, 16-22.02.05).

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин оказался одним из самых предусмотрительных глав регионов. Он с 1 января 2005 года не монетизировал ни одной льготы. А на днях неожиданно поддержал идею независимого депутата Владимира Рыжкова создать новую демократическую партию, "которая позволила бы изменить политику власти". Теперь политологи гадают: то ли у проекта Рыжкова растут ушки из администрации президента, то ли Хлопонин готовится перейти на федеральный уровень правления.


"В чём политическая интрига объединения?".
("Красноярский рабочий", 17.02.05)

Вчера в общественном центре референдума по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО состоялось второе заседание дискуссионного клуба на тему "В чём политическая интрига объединения?" с участием известного российского политолога, доктора философских наук Александра Ципко.
"Состоится у вас объединение или нет - это вообще проблема будущего России. Если у вас получится, то эти процессы пойдут по всей стране, и мы будем преодолевать сложившуюся некогда советскую территориальную систему", - сказал на заседании Александр Ципко. Известный российский политолог считает нецелесообразным для жизнеспособной экономики иметь субъекты Федерации с несколькими десятками тысяч населения. Александр Ципко с удивлением узнал, что в Таймырском АО проживает порядка 40 тысяч человек, а в Эвенкии - около 20 тысяч. "При всём понимании важности сохранения народов Севера, уважении к их культуре сохранение такого типа субъектов в современной рыночной экономике - абсолютный нонсенс", - сказал он.


"Шанс для губернатора".
("Сегодняшняя газета", 17.02.05, Евгения Светлова)

Экономическую и политическую необходимость объединения Красноярского края с Таймыром и Эвенкией подчеркивают первые лица страны во главе с президентом. Губернаторы и депутаты законодательных органов трех субъектов федерации тоже слились в объединительном порыве: объясняют населению, почему жить врозь дальше невыносимо, и следят, чтобы союз был законным. Однако при этом все понимают, что успех референдума отнюдь не гарантирован. Настоящие вершители его судеб, разочарованно поглядывающие в свой кошелек, могут просто не прийти на избирательные участки.
Ситуация на контроле
Отрицательно сказаться на явке избирателей могут последние непопулярные реформы правительства. Явку, а точнее неявку, населения назвали главной проблемой объединительного процесса губернатор Александр Хлопонин и спикер краевого парламента Александр Усс, отчитываясь перед журналистами о встречах в администрации президента, посвященных референдуму. На пресс-конференции оба руководителя высказали опасение, что обилие реформ может подорвать доверие населения к власти, люди могут попросту проигнорировать референдум.
"Мы стали заложниками этих процессов, - признается губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. - Сегодня на голову каждого жителя России и нашего края одновременно свалилось несколько серьезных реформ: реформа органов местного самоуправления, монетизация, рост тарифов на электроэнергию, ЖКХ, административная реформа. Мы в крае пытаемся эту кризисную ситуацию сглаживать. Отмечу, что сегодня такого набора законов Красноярского края о социальной защите нет ни в одном регионе страны. Теперь наша задача - максимально защитить федеральных льготников, чтобы они не чувствовали себя отделенными от льготников краевых. Мы будем решать эти вопросы и одновременно рассматривать вопрос об энерготарифах. Вполне вероятно, что все реформаторские процессы могут сказаться на процессе объединения, поэтому мы будем держать ситуацию на контроле".
Председатель Заксобрания по поводу последних действий правительства высказался еще категоричнее: "Главная беда России - излишний вкус к реформам". Однако, по словам Александра Усса, Красноярский край отличается сдержанностью в этих процессах, а временный отказ от монетизации - мужественное решение исполнительной власти.
Инвестиции авансом
Хлопонин не скрывает, что пытается всеми силами "сглаживать кризисную ситуацию". В ответ он рассчитывает на избирательную активность населения. К сожалению, не все понимают, что это не подкуп, а своеобразный аванс: именно от успеха референдума зависит, удастся ли сохранять и увеличивать упомянутый краевой набор законов, которого "нет ни в одном регионе страны". Слишком большой может оказаться цена срыва референдума. Не секрет, что крупные инвесторы готовы вкладывать средства в проекты стабильного единого субъекта федерации. В день голосования население само ответит на вопросы: будут ли осваиваться пока недоступные богатства Севера? Ждать ли краевой прибавки к пенсии, доплат бюджетникам? Подорожает ли электроэнергия? И так далее...
Губернатор рассказал и об одной из первых удач на этом пути: инвестиции "Газпрома" в разведку месторождений газа на территории Красноярского края в 2005 году составят порядка двух млрд рублей. Между компанией и краевой властью подписано соглашение, которое предусматривает в случае подтверждения запасов газа многократное увеличение инвестиций в последующие годы. Как отметил Хлопонин, это строительство предприятий по переработке газа, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в региональный бюджет. Такой интерес "Газпрома" к освоению месторождений в Восточной Сибири объясняется тем, что запасы газа в Западной Сибири, по оценке специалистов, истощатся через 5-7 лет. На территории же единого Красноярского края запасов газа только по предварительным подсчетам - около трех трлн кубометров.
Компенсацию - ждать?
По словам Хлопонина, межведомственная рабочая комиссия по вопросам объединения, в которую входят представители трех субъектов федерации, администрации президента, нескольких министерств, в настоящий момент готовит два базовых документа.
Это федеральный конституционный закон, в который вносятся поправки, регламентирующие формирование власти в регионе на переходный период. По словам Александра Усса, выборы губернатора и депутатов Заксобрания нового субъекта федерации предположительно состоятся 15 апреля 2007 года.
Но наиболее важный для нас, жителей края, документ - это указ президента, который гарантирует финансовую поддержку федерального центра и реализацию крупных инвестиционных проектов. Таким образом Москва пытается стимулировать объединение территорий, помочь "молодому" новоиспеченному субъекту федерации компенсировать потери от болезненных реформ. Это в будущем. Пока же получается, что действия правительства не сильно помогают объединению. Однако если регион останется раздробленным, никакой компенсации ждать, естественно, не стоит. Справляться с обязательствами, которыми федерация щедро "наградила" регионы, придется самим. Получится ли "держать на контроле" монетизацию, тарифы на услуги ЖКХ, электроэнергию и впредь, без поддержки инвесторов и федерального центра? Сегодня губернатор и спикер прекрасно понимают: если край не объединится, социальная стабильность окажется под большим вопросом.
Отвечает репутацией
Хлопонин не раз говорил, что объединение для него - задача приоритетная, что в результате выиграет каждый житель края. Губернатор известен как человек амбициозный, он всегда гордился званием одного из самых успешных руководителей России. В большом бизнесе, из которого Александр Геннадиевич пришел в политику, принято отвечать за свои слова. И сам Хлопонин, и представители его команды - отличные финансисты, поэтому можно утверждать, что озвучиваемые выгоды от объединения - это не просто красивые слова, а точно просчитанный экономический прогноз.
Объединение - это шанс для региона, для всех живущих здесь людей. Несомненно, это шанс и для самого Хлопонина. Если референдум закончится неудачей, об "экономическом рывке", который он обещал, избираясь губернатором, можно будет забыть на долгие годы. Больше того, в этой ситуации будет непросто даже сохранить нынешний жизненный уровень жителей края, не говоря уже об его росте. А за благосостояние людей на вверенной территории губернатор отвечает политической карьерой и собственной репутацией.
И напротив, если референдум даст положительный результат и край вновь станет единым и сильным, - придут инвесторы, заработает промышленность, в бюджете появятся деньги. Следовательно, губернатор сможет выполнять свои обязательства перед избравшими его людьми даже вопреки неблагоприятной экономической ситуации в стране в целом. Единый край и дальше сможет гордиться своим социальным благополучием.


"На границе тучи ходят хмуро, или История с географией". ("Сегодняшняя газета", 17.02.05, Валентина Майстренко)

Тема передела границ и изменения карты Красноярского края впервые была поднята депутатами Законодательного Собрания края в 2002 году. Но главы местных администраций перекройки границ явно не жаждали, а краевая администрация от решительных шагов вообще воздержалась. Федеральный закон 2003 года об установлении границ и статуса муниципальных образований заставил депутатов вновь обратиться к этой проблеме и взяться за работу. И вот конечный срок исполнения - март 2005-го - уже на подходе, пришло время докладывать об исполнении закона.
Без конфликтов не обошлось
- Много ли городов и районов утвердились заново в своих границах и в своем статусе? - поинтересовалась я у депутата ЗС Алексея Михайловича КЛЕШКО, председателя постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества.
- На сегодня законами края мы утвердили границы девятнадцати городов и районов. Это - Норильск, Енисейск, Боготол, Бородино, Канск, Сосновоборск, Дивногорск, часть сельских районов.
- 19 из 59 муниципальных образований? Негусто.
- Причем 14 из них еще вообще не вносили своих документов, а законопроекты по остальным территориям либо рассмотрены в первом чтении, либо находятся на экспертизе в ЗС.
- Любой передел, как известно, без скандалов не обходится. Взять хотя бы последнюю ситуацию - с Ачинском, который требует расширить свою территорию за счет нефтеперерабатывающего завода. А завод-то стоит в Большеулуйском районе. И с какой стати район, который землю отдал под предприятие, отбросы принимает в свои недра, выбросами его дышит, должен лишать свое население хоть каких-то доходов от этого предприятия?
- Но давайте подойдем с другой стороны. Кто работает на этом предприятии? Люди, которые живут в Ачинске. Кто несет затраты на содержание домов, где они живут, школ, где учатся их дети, медучреждений, где они лечатся? Ачинск. А налоги куда платит НПЗ? В Большеулуйский район. Очевидно, что промплощадка, если она освоена городом, она городу и должна принадлежать. И не проще ли расширить границы города за счет Большеулуйского района и покончить с этой двойственностью? Такова логика. Но решение сейчас принято
- сохранить нынешнюю ситуацию, то есть вопрос опять "подвесили".
Из-за неразумно установленных городских границ у нас сложилась сложная ситуация вокруг Минусинска. Там водозабор для нужд горожан расположен на территории Минусинского района. Так, район выкручивал руки городу в течение нескольких лет, не заключая договор на земельную аренду! А истинной причиной противостояния было то, что город хотел заключить договор на аренду земли водозабора через муниципальное предприятие, а район, как хозяин территории, требовал, чтобы стороной по договору выступала коммерческая организация - видимо, хотели прибыль дополнительную получить.
Реформа нужна!
- Административно-территориальная система края формировалась в основном хаотично, границы все время менялись, туда-сюда отходили. Поэтому давно уже требуется ее коренная перекройка. И прежде всего - укрупнение районов. Взгляните на карту: вполне можно было бы объединить Абанский, Иланский, Канский районы, то же самое можно сделать и вокруг Шарыпово. Мы бы создали более эффективную систему управления на местах, сократили бы управленческий аппарат.
- Но это уже реформа!
- О чем я и говорю, реформа краю нужна! Когда мы подступались к этой проблеме, невольно возникал вопрос: нам как наводить порядок - глобально или просто подойти, технически? Я, например, изначально был за реформу и за укрупнение районов. У нас сегодня есть районы, где проживают 6-8 тысяч человек. Это Пировский, например. И есть районы, где население составляет почти 40 тысяч человек - тот же Курагинский. Выравнивание должно быть хотя бы по численности. Я не беру в данном случае северные территории, это особая статья.
Продуманное административное деление помогло бы эффективно решать многие вопросы. Давно пора сократить количество городов краевого подчинения. У нас в Туруханском районе Игарка подчинялась напрямую Красноярску. Ей бы сразу войти в этот район, вместе строить перспективные коммуникации и прочее, но город жил своей жизнью, район - своей. Ничего от этого никто не выиграл. Недавно Игарка вошла, наконец, в состав Туруханского района. Или взять Заозерный. Никто сейчас вразумительно не объяснит, почему этот город не должен входить в состав Рыбинского района.
В результате все сейчас зависит от того, каковы руководители на местах. Например, главы администраций Игарки и Туруханского района сумели преодолеть личные амбиции, игарчане провели референдум, дали свое согласие на то, чтобы войти в состав Туруханского района, и вопрос был решен. А в Заозерном ничего подобного не происходит. А если главы не находят общего языка, то и возникают скандалы вроде минусинского. Реформа многие такие столкновения попросту бы исключила.
Мы опять остались на перроне
- В "Сегодняшней Газете" недавно была публикация о печальной судьбе деревни Песчанка. Это красноярская окраина, куда ходит городской автобус 13-го маршрута. Но сама деревня, из-за того что у депутатов горсовета не было карты города, 20 лет назад вдруг отошла к Емельяновскому району. "Пока "скорая" приедет, могилу можно выкопать", - трагично шутят жители Песчанки. И трагедии по этой причине здесь происходят, часто со смертельным исходом.
- Знаю об этом, недавно старушка там умерла, ожидая "скорую". В том-то и дело, что все на людях отражается. Таких примеров несуразного, нецелесообразного административного деления вокруг крупных городов множество. Давно уже необходимо резко расширить границы краевого центра и крупных городов. Вокруг того же Красноярска возникла огромная зона дачных массивов, которые территориально относятся к разным районам. Я как депутат сталкивался с тем, что дачники обращаются с какой-то просьбой к районной власти, а им говорят - мол, вы же нас не избирали, вы не наши жители, у нас и так бюджет худенький, мы его потратим на своих. Дачники идут тогда к городским властям, а им говорят - не наша это территория, мы не имеем права тратить на вас деньги. Так давайте же, наконец, городские дачи отдадим городам! За счет зеленого кольца мы сможем увеличить границы Красноярска, Ачинска, Минусинска и облегчить жизнь дачников.
- Так что же помешало реформе осуществиться? Что помешало сделать управление территориями более современным, более мобильным, более отвечающим интересам жителей края?
- Помешала обычная чиновничья лень, боязнь перемен. Кому нужны лишние хлопоты? На словах все согласны, но не на деле. Хотя из высших государственных интересов, из интересов края нам надо было пойти на кардинальную реформу по административно-территориальному устройству. А сейчас у нас законсервировалась та система деления, которая довольно хаотично сложилась приблизительно в 60-е годы минувшего века. В других регионах России административные границы были пересмотрены в начале 90-х, во времена перестройки. А мы тогда законсервировали ситуацию и сейчас, когда пересмотра границ потребовал федеральный закон, тоже законсервировали. Ни к чему хорошему это не приведет.
К сожалению, мы не решили вопрос концептуально, ведь у любой границы должна быть не только история, но и логика. Поэтому в ближайшей перспективе нас ждет много проблем, пограничных войн, так как экономическое районирование не совпадает с административно-территориальным делением. Все равно край придет к необходимости такой реформы. Не захотел губернатор Хлопонин делать ее, не проявила нынешняя краевая власть волю в этом вопросе - что ж, проблемы от этого не исчезли.
Я часто вспоминаю слова Хазанова: когда рухнул Союз, страна уехала, а люди остались. Мы могли вскочить на "подножку уходящего поезда", если бы, пользуясь новым законом РФ, решились на серьезную реформу, но этого не произошло. Мы опять на перроне, толкаемся, место себе отвоевываем, сумочками себя вокруг обставляем. О какой модернизации края тут можно говорить!
Не ищите их на карте
- В таком случае, Алексей Михайлович, сейчас-то что идет?
- Маленький техническо-косметический ремонт, который тоже крайне необходим. Уточняются не только границы, но и статус населенных пунктов. Вы, наверное, знаете эпопею с Овсянкой? По федеральному закону пришлось поселок преобразовывать в село, чтобы он остался в привычном подчинении Дивногорску.
- Вот бы Виктор Петрович Астафьев порадовался - он упорно свою Овсянку называл селом. А то наделали в одно время поселков городского типа, а они к этому "городскому типу" и шагу не сделали.
- Партия чрез эти "пгт" разрушала пропасть между городом и деревней. Многие села получили тогда этот громкий статус. Что городского в них было? Ничего. То же подворье, что у крестьян, тот же сельский уклад жизни. Но в селе врач, учитель пользовались льготами, а в "пгт" - поселке городского типа - уже не имели тех преимуществ, хотя так же кололи дрова и топили печь. Сейчас мы возвращаем "пгт" их истинное название - в том случае, если с такой инициативой выходят местные власти.
Географические карты тоже надо приводить в порядок. Государство - это не только армия, это возможность идентифицировать каждую точку на карте, чтобы видно было, где находятся граждане. Это возможность у людей связываться между собой. Для этого существуют дороги, транспорт, почта, географические карты. Но что творится с картами районов! Это просто кошмар. Один и тот же населенный пункт может называться в разных документах деревней, поселком, селом. Может быть занесен сразу в два сельсовета. Даже названий встречается у одного и того же населенного пункта несколько! Например, на карте Иланского района значится деревня Баево, а в скобках дается еще одно название - Новосеменовка. В справочнике за 1990 год она зовется Новосеменовкой. И такое сплошь и рядом.
А какие разночтения в наименовании населенных пунктов! В одном случае пишут Шарабыш - в другом Шарбыш; в одном Межово - в другом Межево; в одном Тачек - в другом Таачек...
- Вспоминаю литературного героя - бедного учителя географии Берлагу, который сошел с ума, не найдя на географической карте любимого пролива.
- Жители поселка Озерный и деревни Белоглинной тоже не могут найти своих населенных пунктов на карте родного Абанского района. А на карте Курагинского района мы недосчитались шести существующих населенных пунктов! Вполне можно сойти с ума. Тот же самый недобор на картах Ермаковского, Манского районов. И наряду с этим на картах того же Абанского, Иланского, Бириллюсского, Канского, Козульского, Новоселовского районов - перебор, там значатся многие населенные пункты, которые не существуют, более того - некоторые давно уже покоятся на дне Красноярского моря.
Рожденные на Птицефабрике
- А как вам нравится строка из биографии: "родился я на Птицефабрике". В данном случае правильнее сказать - в Птицефабрике, потому что так именуется поселок в Боготольском районе, а в справочниках 1990 года его именуют уже иначе - поселок ПТФ, то бишь поселок птицетоварной фермы. В том же районе, не перетруждая себя, населенные пункты поименовали разъездами: номер 3834, 3885, 3887...
- А как их можно переименовать?
- На сельских сходах. Если нет инициативы со стороны населения, власти на местах могут за это взяться, с народом поговорить, объяснить все. Ничто им не мешает навести порядок с наименованиями у себя на территории. А дальше уже эту работу и взаимодействие с соответствующими федеральными ведомствами продолжат краевые власти. Было бы желание.
- Народ, видно, очень устал, все ему теперь безразлично.
- Это заметно по прилагаемым к законопроекту решениям сходов. Например, Абанская администрация приложила к проекту об изменении границ района два решения схода граждан деревни Шивера под одним номером и датой, но совершенно различных по содержанию. Так что даже технически-косметические меры требуют огромных усилий, чтобы навести мало-мальский порядок на карте края.
- Кстати, у вас в кабинете висит карта Красноярского края какого года?
- Перепечатана с карты 1977 года в 1987-м. Думаю, комментарии тут излишни. Надо выходить на Москву, географические карты - компетенция центра.
Есть рекламный клип, где российский правитель означает на карте Транссибирскую магистраль, глядя на очертания бутылки пива. Но это ложь. Наши предки границы обозначили так безупречно, в таком соответствии с бассейном Енисея, рельефом и прочее, что на протяжении двух столетий они практически не изменялись.
- Да, явно не хватает нам, строящим жизнь по очертаниям бутылки пива, их безупречности и любви к Отечеству.
- Согласен.
***
В октябре 2003 года принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он предписывал до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом. В декабре 2004 новым федеральным законом срок установления продлен до 1 марта текущего года.


"Прокрустово ложе для высшей школы".
("Красноярский рабочий", 17.02.05, Юрий Чувашев)

Вслед за прочими отраслями реформенный черёд дошёл и до науки с высшей школой. Академическое и вузовское сообщества сейчас ждут президентского указа, который во многом определит их дальнейшую судьбу. Список научных организаций, имеющих право на государственную поддержку, в правительстве уже составлен. В ближайшее время прояснится и будущее многих вузов.
И следует признать, что предварительный замысел столичных реформаторов российской высшей школы не внушает особого оптимизма коллективам провинциальных вузов, в частности - красноярских. На вершине иерархической пирамиды - достаточно немногочисленные, скажем так, высшие учебные заведения общенационального значения, в силу своего статуса находящиеся на государственном финансировании. Красноярских адресов в этом перечне нет. А в самом основании отраслевой "табели о рангах" - куда большее количество вузов, которым впредь, возможно, предстоит готовить лишь бакалавров, а не магистров.
Таков правительственный замысел на сегодняшний день. Впрочем, детализировать его сможет лично министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, который должен скоро приехать в Красноярск. А тем временем в красноярских вузах наряду со вполне объяснимым смятением чувств и мыслей по поводу грядущей реформы наблюдается и явственный всплеск усилий, направленных на расширение занимаемого сегмента регионального рынка высшего образования и качественное улучшение самих образовательных услуг. В той мере, естественно, в какой на это способен профессорско-преподавательский состав каждого отдельно взятого вуза. В Красноярске поняли, что переждать реформу в окопе не удастся. Что бы там ни говорилось про равнодушие Москвы к интересам и специфике регионов, всё равно последнее реформенное слово останется за ней. Центр может в большей или меньшей степени учесть запросы провинции, но решать по извечной российской традиции будет всё сам.
Потому-то сегодня в Красноярске столь активно множатся сценарии различных вариантов развития вузов и межвузовской интеграции. Один проект создания Большого университета чего стоит. Молва упорно объясняет возникновение этого замысла тем, что председатель Законодательного Собрания Александр Усс продвигает эту идею в собственных интересах, поскольку, мол, через два года у спикера ЗС истекает срок депутатских полномочий, вот он и решил стать в будущем ректором этого самого Большого университета.
На частые подобные вопросы Александр Викторович реагирует спокойно, с улыбкой поясняя, что в крае не осталось практически ни одной значимой должности, на которую его ещё бы не сватали. Ну а в принципе, не уходит Усс от ответа, по истечении срока депутатских полномочий может произойти всё что угодно, в том числе и его ректорство в объединённом мега-вузе.
Впрочем, рассматривается сейчас в Красноярске и другой вариант - более мягкой межвузовской интеграции. Вполне возможен и симбиоз этих сценариев. Но в любом случае время поджимает, до конца февраля необходимо, насколько это возможно, успеть разобраться в достоинствах и недостатках всех предложенных вариантов. Потому как, подчёркивает Александр Усс, нужно постараться использовать силу готовящегося президентского указа для поддержки высшего образования, науки и вообще инновационной деятельности в крае.
В схожем ключе о реформе высшей школы рассуждает и губернатор Александр Хлопонин. Его позиция последовательна: под флагом объединения края, Таймыра и Эвенкии нужно стопроцентно использовать предоставленный уникальный шанс и "затаскивать" в регион максимум средств и интеллектуальных ресурсов, в том числе и на развитие высшей школы. Что же касается "сватанья" широкой общественностью Усса в ректоры Большого университета, то Хлопонин объясняет это тем, что председатель Заксобрания просто-напросто назначен руководителем рабочей группы по реформированию высшего образования в крае...
Но кадровый вопрос, понятное дело, отнюдь не главный в набирающей ход реформе. Сейчас практически во всех красноярских вузах всерьёз озабочены созданием университетских комплексов, объединяющих довузовскую и вузовскую подготовку. Как на Западе, планируется включить в состав этих комплексов родственные по профилю колледжи и техникумы. Беда, однако, в другом. Россия, как известно, включилась в Болонский процесс, предусматривающий очень серьёзную унификацию систем высшего образования в Европе, конвертируемость дипломов, введение единых стандартов обучения, общий порядок лицензирования вузов, применение системы кредитных единиц, позволяющей студентам и преподавателям свободно обучаться и учить в вузах всех стран, подписавших Болонское соглашение, и ещё много там чего другого предусмотрено.
Но подписать-то соглашение подписали, а на самые важные для себя вопросы так и не ответили. На что именно будет делаться ставка в России - на фундаментальность высшего образования или на его практикоориентированность? Кто такой российский бакалавр - готовый специалист, выходящий на рынок труда, как на Западе, или человек, которого нужно ещё непременно доучивать в магистратуре, как у нас? Какой будет схема российского бакалавриата - с широкой программой обучения или узкоспециализированной? И почему, наконец, в России программа обучения в магистратуре непременно выстраивается как чёткое продолжение программы бакалавриата? Ведь всё на том же Западе, опыт которого мы сейчас столь ускоренно перенимаем, в магистратуру идут далеко не все бакалавры, а, как правило, те, кто намерен заниматься наукой. А если мы отстаиваем свои собственные приоритеты и национальные традиции в высшем образовании, то как же быть тогда с Болонским соглашением?
Понятно, что вопросы задавать всегда легче, чем отвечать на них. И всё же отвечать лучше сегодня, нежели потом, когда, не дай бог, обнаружится, что очередная реформа опять вышла боком стране.


"Трудности у нас большие. Хотя и покупаем машины".
("Красноярский рабочий", 17.02.05, Анна Бенедиктова)

На совместной пресс-конференции заместитель губернатора края, начальник ГУРЭП Эдхам Акбулатов и и. о. начальника краевого комитета государственной статистики Геннадий Храмов рассказали журналистам об итогах социально-экономического развития региона за прошедший год.
- Я считаю, что во всём нужно видеть в первую очередь положительные стороны, - предупредил представителей СМИ Геннадий Храмов, - несмотря на большие трудности, наш край стабильно идёт вперёд.
После таких слов все приготовились услышать детальный экономический анализ, сведения о достижениях в экономике края, о которых не было объявлено в прошлом году. Но...
Есть люди, которым интересно и цифирь изучить. Для них "Красноярский рабочий" опубликовал все данные Красноярскстата по прошлому году в номере от 12 февраля. Эту публикацию, кстати, на пресс-конференции прокомментировал Эдхам Акбулатов. Точнее, не сам материал, а его заголовок - "Хуже жить не стали, но и лучше едва ли". Господин Акбулатов считает, что жить стали всё же лучше. Попытался привести аргумент в пользу этого. В прошлом году, оказывается, в Красноярском крае было продано около 70 тысяч автомобилей. А коли продано, то, стало быть, и куплено. "Значит, - пояснил Акбулатов, - ещё 70 тысяч человек имеют автомобиль".
Мягко говоря, наивно. Ведь нет данных о том, сколько человек из этого внушительного числа приобрели не первое, такое долгожданное, авто, а, скажем, второе или пятое. А сколько человек продали "старый" двухлетний "Лексус" и купили взамен него новенький? То-то же. Кстати, примерно такая же ситуация со строительством жилья. Внешне всё обстоит лучше некуда. В сравнении с 2003 годом в прошлом году было возведено нового жилья на 13,3 процента больше. А вот кто живёт в новых квартирах? Не подсчитали...
И всё-таки надеяться на прошлый год ещё позволительно. Ведь итоги эти - предварительные. Вдруг что-то да изменится? А вы, читатель, пока катайтесь на новеньком автомобиле. Одном из семидесяти тысяч.


"Февральская эволюция".
("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 17.02.05, Андрей Хохлов)

Станет ли Красноярск политической площадкой для новой оппозиции?
"Долой депутата Валерия Зубова!" - кричали на субботнем митинге оппозиции в Красноярске. А двумя днями раньше Владимир Рыжков, также депутат Государственной думы, приехавший на Енисей создавать "первую в стране" оппозиционную президенту партию, говорил во всеуслышание - те, кто хочет записаться в новое движение, обращайтесь к Валерию Зубову. Это только одно из противоречий начинающегося "бунта Красноярского края" против Путина, "Единой России", монетизации льгот и повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то есть против власти в целом. Вся же политическая кампания, стартовавшая в нашем регионе, отличалась сумбурными речами, беспомощными выпадами в адрес правящего режима и из ряда вон плохой организацией: при условии того, что момент для фронды был выбран как нельзя более удачно, следует констатировать - действующая власть должна без труда справиться с зарождающимся протестом, потому что второго такого шанса просто не подвернется...
Случай подтверждает закономерность - правые и либеральные силы от "Демократического выбора России" до красноярской квадриги Рыжков - Задорнов - Зубов - Комарицын (как можно судить по выступлениям Михаила Михайловича, известный краевой политолог становится здесь его представителем) так и не научились технологиям политической борьбы. Сегодня даже закоренелые сторонники Путина понимают, что монетизация льгот превращается в первую горсть земли на могилу партии единороссов. Народные митинги прокатились по стране едва ли не мощнее, чем в 1997-98 годах - неплатежей заработной платы: в этих условиях взять власть, падающую из рук Грызлова и Шойгу, становится делом чести любой общественной организации, пользующейся поддержкой населения. Мало того: по словам самих думских оппозиционеров Рыжкова и Задорнова, Красноярский край в отличие от России остается демократической площадкой с системой сдержек и противовесов во власти. Как утверждали московские гости, здесь есть и сильный губернатор, и самостоятельное Законодательное собрание. В общем - идеальное поле для выращивания серьезной оппозиции президенту, единороссам и тоталитарным идеологам вроде канала "Россия". Пока же получается вот что.
После митинга против энерготарифов в Красноярск за политическими очками один за другим приезжают Сергей Глазьев, Владимир Рыжков и Михаил Задорнов - их объединяет только, пожалуй, неприязнь к Путину и партии власти. А если взглянуть на экономический фундамент этих достаточно разных деятелей, выяснится: единого антипутинского фронта нет ни в провинции, ни в Москве. По признанию самого Глазьева в интервью влиятельной красноярской газете, он пользуется поддержкой местного Союза товаропроизводителей и предпринимателей (читай - промышленных железнодорожников края). "Яблоко", чьи знамена, кстати, несли на митинге 12 февраля, некогда финансировалось здесь коммерческой фирмой, работавшей с Игарским морским портом; а с 2002 года, если верить Михаилу Ходорковскому, некие денежные субсидии этой партии перечислял "Юкос". В то же время действующая региональная власть несколько лет базируется на одной и той же твердой основе - "Норильском никеле", который силен настолько, что может лоббировать собственные интересы и в высшем совете "Единой России", и помогать избирательным кампаниям провинциальных губернаторов, в частности, Дмитрию Зеленину в Твери. Мало того, Рыжков, приехав сюда, открыто заявил, что встречается с Александром Хлопониным, дабы обсудить законодательные проблемы объединения территорий. В то же время всем в крае прекрасно известно, что красноярский губернатор - последовательный сторонник путинского курса, с весны 2003 являющийся одним из лидеров "Единой России". Создается впечатление, что Владимир Рыжков нарочно запутывает и без того смятенных избирателей, вместо того чтобы ясно заявить - с кем он и против кого. Как можно заявлять о своей "оппозиционности" президенту, одновременно помогая ему реализовать политический проект слияния регионов, совершенно непонятно.
Ощущение крайней бестолковости всего происходящего еще более усиливалось на минувшем субботнем митинге. К театру оперы и балета собралось около полутора тысяч человек, к площади Революции подтянулось еще полтысячи протестующих. Вместе шли коммунисты и "яблочники", всегда спорившие на тему собственности - в интервью один из либералов Явлинского заявил, что "ничего удивительного в нашем союзе нет, мы - демократы и терпимы ко всем позициям...". Судя по плакатам, люди выступали против всего, что только связано с властью - против олигархов, единороссов, жилищно-коммунальных тарифов... А то, что звучало с трибуны, свидетельствует о какой-то ментальной каше в головах организаторов: так, по словам одного из ораторов, Владимир Путин... едет в Европу, чтобы там передать Бушу контроль над стратегическими объектами России. Эта откровенная чепуха, не имеющая вообще никакого отношения к монетизации и единороссам (как раз спекулирующим на патриотических чувствах), вызвала дружное негодование собравшихся. Дальше - лидер местных коммунистов Владислав Юрчик начал выступление со здравицы ветеранам Великой Отечественной: при всем глубочайшем уважении к нашим славным фронтовикам следует все-таки заметить, что митинг протеста против власти - не вполне удобный повод для того, чтобы крикнуть "Слава героям!", для этого есть гораздо более удачные поводы. 23 февраля, например...
Накануне митинга нам из достоверных источников стало известно, что еще в конце января краевая администрация подготовила два варианта новых обоснований социальной нормы потребления энергии: один - "мягкий" в 75 киловатт, а другой - на случай жесткого развития протеста -116 киловатт-часов в месяц (краевой бюджет, кстати, верстали, исходя из принятой Лебедем еще планки в 120 киловатт). Источник "Первого ряда" утверждает, что в случае массового бунта 22 января чиновники могли еще тогда объявить о двукратном послаблении. Но не понадобилось - ни 22 января, ни 12 февраля, потому что события пока развиваются максимально мягко для властной вертикали. Возможно, этот подарок берегут к апрельскому референдуму.


"Месторождение "Иванкор".
("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 17.02.05, Иван Потапов)

Иностранцев больше не пустят в сибирские подземные кладовые.
Французская нефтяная компания TotalFinElf вряд ли будет участвовать в разработке и освоении Банкирского углеводородного месторождения. Об этом стало известно после того, как Правительство Российской Федерации запретило компаниям, доля нерезидентов в уставном капитале которых превышает 49 процентов, участвовать в аукционах на крупнейшие месторождения. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителя Министерства природных ресурсов. Представитель МПР сказал, что решение объясняется заинтересованностью государства в том, чтобы стратегически важные месторождения разрабатывались, в первую очередь, российскими компаниями. К таким месторождениям относятся Сахалин-3 (запасы около 600 миллионов тонн нефти), месторождения в Баренцевом море, северные нефтяные месторождения Романа Требса и Анатолия Титова (запасы более 50 миллионов тонн нефти). Также нерезиденты не будут допущены к участию в тендерах на месторождения, вызывавшие значительный интерес западных инвесторов: золотоносное Сухой Лог (запасы около 1000 тонн золота) и медное Удоканское месторождение (около 20 миллионов тонн меди). После этого становится понятным изгнание "Юкоса" из Туруханского района в 2002 - 2003 годах: там, как известно, большая часть акций лежала в кипрском и греческом оффшорах. Впрочем, о публичном конкурсе на право работать на Ван-коре вообще никто никогда не говорил - все ограничилось соглашением Красноярской администрации и "Роснефти" в мае 2003 года.
Известно, что под российским участником (акционером, владельцем доли в ООО) понимается компания или гражданин-резидент РФ, являющиеся прямыми владельцами акций или долей в компании-недропользователе. Эти нормы регламентируются Законом "О конкуренции". К таковым в РФ относятся, главным образом, компании с госучастием, например, "Газпром", "Роснефть", "Татнефть". Акционерные капиталы многих российских компаний находятся в формальном владении иностранных оффшорных компаний, и доли конечных российских собственников зачастую неизвестны.
Кроме того, в участии в аукционах на крупнейшие месторождения будет отказано и таким компаниям, как третий в мире золотодобытчик Barrick Gold, британская Highland Gold Mining и казахская медная монополия "Казахмыс". Из этого следует - единственным претендентом на Сухоложское золотое месторождение остается "Норильский никель". Он же - возможно, вместе с Уральской медной компанией - может включиться в борьбу за Удокан. С одной стороны, основной налогоплательщик края, выиграв спор за крупнейшие месторождения, очевидно усилится - и тем самым усилит власть и налоги объединяющегося региона. С другой же - репутация Красноярска как территории-монополиста явно ухудшится. Нельзя исключить того, что и средний бизнес пострадает от отсутствия самой идеи конкурентной борьбы.
Аналитики отмечают, что государству, очевидно, долгое время не хотелось "подставляться" в глазах иностранных инвесторов. Ведь, отлучая зарубежные компании от права участия в тендерах, чиновники тем самым фактически признаются в своем нежелании сделать стратегические для страны металлургическую и нефтяную отрасли открытыми для иностранных инвестиций. Однако как "сохранить лицо" и одновременно ограничить в правах иностранцев, государству придумать не удалось, поэтому на все издержки закрытых аукционов пришлось закрыть глаза. На рынке окончательное решение российских властей предвидели, однако объяснить его мотивы экспертам оказалось сложнее, чем самим чиновникам. Последние неизменно называют все вышеперечисленные объекты стратегически важными для России и из этого делают вывод, что разрабатываться они должны исключительно российскими компаниями.
Логику, по мнению наблюдателей, тут проследить трудно. Тимоти Маккачен из ИК "Атон" недоумевает: "Какая государству разница, в чьем владении - российском или иностранном - находится тот или иной объект: ведь налоговые поступления и в том, и в другом случаях будут поступать в российский бюджет". Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин полагает, что принятие подобного решения лоббировалось российскими претендентами. Свои интересы, по мнению эксперта, должны были отстаивать и "Норильский никель", и "Уральская горно-металлургическая компания" - основные претенденты на Сухой Лог и Удоканское месторождение.
Вот только покупка объектов российскими компаниями отнюдь не означает гарантию успеха и процветания государства. "Если страна может похвастаться хорошими условиями для жизнедеятельности бизнеса, то вопрос о бегстве капиталов отпадет сам собой. В противном случае деньги будут выводить из страны и российские предприниматели", - считает Маккачен. Но российские власти не настроены воспринимать иностранцев иначе как "денежные мешки". Этого мнения, в частности, придерживается генеральный директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, который утверждает, что принятое правительством решение "выглядит очень логичным в русле политики, лоббируемой так называемым блоком питерских силовиков".
Наши свое берут...
В городе Губкинский (Тюменская область) прошел тендер на устройство и обслуживание 220-километрового зимника к Северо-Ванкорскому месторождению. В конкурсе приняли участив пять организаций из городов Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Губкинский и поселка Уренгой. В итоге конкурсная комиссия рекомендовала "Роснефти" использовать услуги 000 "Монтажстрой" из поселка Уренгой, сообщает "Север-Пресс". Во-первых, техника этого предприятия находится на Заполярном месторождении (ЯНАО), то есть наиболее близко к Ванкорской группе месторождений. Во-вторых, механизаторы из Уренгоя могут приступить к устройству зимней дороги уже через месяц. Напомним, вокруг Северо-Ванкорского месторождения (Красноярский край) расположены десять перспективных нефтегазовых блоков. Уже в будущем году число буровых бригад ООО "Пурмефтегазбурение" здесь будет доведено до семи. А сейчас на Ванкореуже осуществляется переход от разведки к массовому освоению. Необходимое оборудование, материалы и буровые установки сюда будут доставляться из города Губкинский (ЯНАО) как по дорогам с твердым покрытием, так и по зимникам.
СПРАВКА
Золоторудное месторождение Сухой Лог располагается в Иркутской области. Запасы подсчитаны еще в 1977 году и составляют более 1 тысячи тонн золота при среднем содержании в руде 2,7 грамма на тонну. В рудах также зафиксировано наличие платины, палладия и родия. До последнего времени запасы были засекречены, и лишь два года назад о них объявили официально. Удоканское месторождение - третье по величине в мире. Запасы только по меди оцениваются в 20 миллионов тонн (при среднем содержании меди в руде 1,53 процента), фактически это 30 процентов разведанных запасов меди в России. Около 70 процентов руды может быть добыто открытым способом.


"Тарифы способны все задушить".
(Парламентская газета 17.02.05 Елена Полуян)

Власти должны компенсировать половину роста расходов сельчан. Только так можно помочь аграрному сектору. С такой просьбой к администрации Красноярского края обратились члены комиссии Законодательного собрания края по аграрной политике. Для большинства сельхозпредприятий края уже с 1 марта тарифы на электроэнергию могут вырасти в три раза. Как заявил заместитель губернатора края Виктор Раздуев, из 800 миллионов рублей, которые аграрии должны будут платить энергетикам, администрация края готова компенсировать лишь 153 миллиона. Однако менеджеры сельхозпредприятий уверены: даже это может привести к обвалу аграрного производства в крае.
Животноводство станет еще более убыточным, а затраты на выращивание зерновых резко вырастут.


"Вспомните дороги Победы".
("Красноярский рабочий", 17.02.05, Елена Деньгина)

В крае стартовал конкурс "Дороги Победы", который проводят некоммерческая организация "Центр социальной помощи "Русала" и компания "Русал".
"Центр социальной помощи" работает в Красноярске уже почти год и реально помогает пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам в решении их больших и малых проблем. Многим нуждающимся хорошо известен адрес: Ленина, 88, где можно не только постричься и заказать новое платье по минимальным ценам, но и воспользоваться помощью высококвалифицированных юристов. А недавно в центре родился клуб общения для пожилых людей, который называется "1+1". Конкурс, посвящённый 60-летию Победы, - ещё одно доброе дело "Русала", который субсидирует работу центра. В течение двух месяцев активисты центра будут рассматривать письма, в которых ветераны расскажут о самом запомнившемся из всех военных событий, а 20 мая всех участников конкурса пригласят на заключительное мероприятие, где победителям будут вручены солидные денежные премии.