Председатель Законодательного Собрании Ростовской области Александр Попов дал эксклюзивное интервью ИА REGNUM по проблемам, связанным с проведением реформы по монетизации льгот.

Александр Васильевич, Ростовская область, по мнению, высказанному в ходе визита в Ростов, министром здравоохранения РФ М. Зурабовым, стала одним из регионов, где удалось избежать большинства проблем, возникших у других при реализации 122-го закона. На Ваш взгляд, какие шаги законодательной и исполнительной власти способствовали этому?

- В 2004 году Законодательным Собранием области был принят пакет из 14 областных законов, которые определили основные направления реализации этой политики в Ростовской области. Администрацией области, в свою очередь, утверждено 43 постановления о порядке реализации этих законов. Самым острым был и пока остается "транспортный вопрос". Изменения произошли в форме и механизме предоставления этих льгот: введен единый проездной талон (внутригородской, внутрирайонный, внутриобластной, пригородный железнодорожный), который выдается по заявлению льготника с 10-15 декабря 2004 года в городах и районах, с 20.12.2004 года - в Ростове-на-Дону. Для ускорения этой работы в области было открыто 465 дополнительных раздаточных пунктов.

Изменен порядок при расчете субсидий по оплате ЖКХ. Теперь при их расчете учитывается размер прожиточного минимума для разных социально-демографических групп. По новым правилам предусмотрена возможность назначения жилищных субсидий семьям, имеющим неработающих членов семьи, семьям, имеющим задолженность при определенных условиях. Остальные льготы (многодетные, детское питание в малообеспеченных семьях, адресное, детское пособие) предоставляются в прежнем порядке.

Какие законодательные шаги предпринимались областным парламентом для благополучного проведения реформы в регионе?

- Я уже сказал о пакете областных социальных законов, принятых Законодательным Собранием в 2004 году. Видимо, стоит их перечислить, чтобы яснее представить себе сферы, которые были подвергнуты законодательному регулированию. Это законы: "Об установлении размера минимальной академической стипендии учащимся и студентам государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", "О социальной поддержке детства в Ростовской области", "Об оплате труда работников областных государственных учреждений", "О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области", "Об адресной социальной помощи в Ростовской области", "О социальной поддержке ветеранов труда", "О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области", "О культур", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области", "Об охране здоровья жителей Ростовской области", "Об образовании в Ростовской области", "О социальном обслуживании населения Ростовской области".

Теперь, когда реформа началась, можно сказать, что наши шаги были, в основном, верными. Все эти меры не являются революционным прорывом, но они были реализованы комплексно и своевременно, что в значительной мере создало предпосылки для безболезненного перехода на новые принципы социальной поддержки.

Несмотря на оптимистичную в целом картину, "некоторые шероховатости", по определению зам. губернатора А.Бедрика, в реализации закона в области есть? Что нужно для их устранения: время для "обкатки", дополнительные меры - от Федерации, от области?

- Одна из основных проблем в данной сфере сегодня заключается в том, что десятки тысяч людей, которые раньше никогда не сталкивались с компенсациями, банковскими счетами и т.д., испытывают сегодня стресс. Нередко это вызвано тем, что с человека уже требуют оплату, например, за телефон в полном объеме, а деньги на его индивидуальный счет еще не поступили. В этом же ряду и имеющие место задержки поступлений в аптеки лекарств по льготным ценам. Кроме того, несмотря на то, что Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы отнесены к категории федеральных льготников, статусный закон, предусматривающий меры социальной поддержки, адекватные заслугам этих людей, Госдумой РФ до сих пор не принят.

Федеральные льготники (преимущественно - инвалиды III группы и вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны), которым предусмотрены ежемесячные денежные выплаты в размере 350 рублей и 150 рублей соответственно, одновременно являющиеся ветеранами труда, обращаются в органы государственной власти с просьбой о переходе на региональные льготы в натуральном виде, включая бесплатный проезд на общественном внутригородском, внутрирайонном и пригородном железнодорожном транспорте с выдачей единых проездных талонов. Такое право у льготников есть, однако, переход с федеральных льгот на региональные до сих пор не отработан. Кстати сказать, в нашей области для федеральных льготников на период до 1 марта, по договоренности с транспортными компаниями, действует прежний порядок проезда - по удостоверению. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, отнесены к категории федеральных льготников. И здесь тоже порядок финансирования не установлен.

Что касается областных полномочий, то сегодня, поскольку финансовый блок решен нами довольно успешно, основные наши усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы последовательно развивать основные положения реформы. В январе в Законодательном Собрании образована специальная рабочая группа, которая будет осуществлять постоянный контроль над процессом реализации в области нового законодательства о льготах и вырабатывать для всех заинтересованных сторон необходимые рекомендации по улучшению ситуации. Также наши депутаты в настоящее время активно контактируют в своих округах с главами районов и городов.

И самое, на мой взгляд, главное, - для успешного проведения столь масштабной реформы необходима постоянная, четкая и согласованная работа всех структур на всех уровнях власти.

Какие проблемы, на Ваш взгляд, в большей степени волнуют ростовских льготников? Были ли обращения лично к Вам, как к депутату и спикеру парламента? Какие проблемы приходилось решать лично?

-По вышеприведенным проблемам обращения граждан лично ко мне были единичны. Люди, в основном, просили разъяснить те или иные положения реформы, чтобы не потерять ничего в материальном плане. Кроме того, первое в этом году заседание Законодательного Собрания началось именно с обсуждения со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами хода реформы в Ростовской области. Проведение "Правительственного часа" по этой теме позволило не только нам объективно оценить ситуацию, но и населению области получить полноценную и достоверную информацию о новом законодательстве.

М.Зурабов назвал проводимую реформу по монетизации льгот принципиально новой системой социальной помощи. Согласны ли Вы с тем, что данная реформа улучшит, в конечном итоге, жизнь социально незащищенной части населения? Может быть нужны другие, принципиально иные шаги - например, значительное повышение пенсий?

- На мой взгляд, эта реформа - лишь первый шаг к принципиально новой системе социальной помощи. И такая система будет создана и станет одной из главных основ жизни государства только в том случае, если будут решены два вопроса: единые принципы функционирования на всей территории страны, то есть единые ставки выплат, независимо от региона проживания гражданина, а также необходимо, чтобы эта новая система включала в себя универсальные механизмы страховки граждан от широкого круга проблем, в том числе чрезвычайного характера, таких, как защита от последствий ЧП, резких скачков инфляции, роста тарифов и т.д.