В 2004 году был дан старт масштабному социологическому исследованию социальных последствий реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Данное исследование проводится Аналитическим Центром Юрия Левады ("Левада-Центр") в рамках федеральной компоненты проекта Международного Банка реконструкции и развития "Реформа системы образования". Заказчиком исследования выступил Национальный Фонд подготовки кадров (г. Москва).

15 февраля 2005 года специалисты "Левада-Центр" представили к обсуждению экспертами промежуточные результаты исследования, в основу которого легли данные опросов жителей Самарской области и Чувашской Республики.

Изменение сети общеобразовательных учреждений является наиболее болезненным процессом модернизации системы образования Российской Федерации: уровень школьного образования в селе отстает от городского, во многих сельских школа обучаются по 10-15 учеников, которые не могут в последствии конкурировать со своими городскими сверстниками при поступлении в вузы. Тем не менее, государство обязано гарантировать равные права на получение качественного образования всем гражданам вне зависимости от места их проживания. С этой целью происходит преобразование сети школ не только в Самарской области, но и по всей России. Для выравнивания качества предоставляемых образовательных услуг между городом и селом строятся и оснащаются современные сельские образовательные центры, школьные автобусы обеспечивают возможность получения современного образования для детей из самых отдаленных населенных пунктов.

К сожалению, процесс реструктуризации в последнее время стал предметом голословной критики отдельных политических деятелей. Поднятый "на флаг" лозунг популистской риторики "Умирает школа - умирает село", как становится понятно из исследований ученых, не имеет под собой оснований.

В действительности все совершенно иначе: с разрушением экономики села происходит отток населения в крупные города, что и приводит к "умиранию" школы. Ученые считают, качественное образование в крупных образовательных центрах способно не только подготовить конкурентоспособного человека, но и внести существенный вклад в социально-экономическое развитие села. Вот один из выводов социологов: "Исход немногих учеников из малокомплектных школ мало влияет на процессы миграции из этих мест, которые идут по другой причине (отсутствие рабочих мест, общий урбанизационный процесс). Закрытие старших ступеней и переход на подвоз не ведет само по себе к отъезду семей с детьми школьного возраста. "Умирание деревни" не видится местным сообществом как следствие процесса реструктуризации. Упоминание этого клише происходит только в рамках идеологической полемики, причинно-следственные связи осознаются как противоположные (сначала умерла деревня, сельское хозяйство и пр.). Социальная ситуация остается, по сути, прежней, т.е., плохой - местом проживания нетрудоспособного населения".

Вот один из выводов, характеризующий состояние некоторых сел, в которых уже созданы образовательные центры: "Только здесь мы обнаружили некоторые зачатки внутреннего экономического развития этих мест, проекты и планы, которые можно отнести к новой экономике. Можно утверждать, что в случае успешного решения этих экономических задач, школа сможет стать фактором, способным изменить к лучшему социальную ситуацию в данной местности для данного сообщества".

И далее: "Следует констатировать, что и у руководства, и у населения есть понимание того, что деревня умирает не из-за школы (т.е., не из-за того, что ее нет), а из-за отсутствия рабочих мест. Деревенский почвенный миф разбивается о вполне осознанную рациональность. Им по-прежнему оперируют - в основном, в качестве инструмента публичной риторики, но у большинства заинтересованных участников образовательного процесса (родители, ученики) их личные жизненные стратегии не лежат в плоскости возрождения деревни", - сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе министерства образования и науки Самарской области.