"Левада-Центр": "Умирание деревни" не является следствием реструктуризация школ

Самара, 16 февраля 2005, 12:13 — REGNUM  В 2004 году был дан старт масштабному социологическому исследованию социальных последствий реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Данное исследование проводится Аналитическим Центром Юрия Левады ("Левада-Центр") в рамках федеральной компоненты проекта Международного Банка реконструкции и развития "Реформа системы образования". Заказчиком исследования выступил Национальный Фонд подготовки кадров (г. Москва).

15 февраля 2005 года специалисты "Левада-Центр" представили к обсуждению экспертами промежуточные результаты исследования, в основу которого легли данные опросов жителей Самарской области и Чувашской Республики.

Изменение сети общеобразовательных учреждений является наиболее болезненным процессом модернизации системы образования Российской Федерации: уровень школьного образования в селе отстает от городского, во многих сельских школа обучаются по 10-15 учеников, которые не могут в последствии конкурировать со своими городскими сверстниками при поступлении в вузы. Тем не менее, государство обязано гарантировать равные права на получение качественного образования всем гражданам вне зависимости от места их проживания. С этой целью происходит преобразование сети школ не только в Самарской области, но и по всей России. Для выравнивания качества предоставляемых образовательных услуг между городом и селом строятся и оснащаются современные сельские образовательные центры, школьные автобусы обеспечивают возможность получения современного образования для детей из самых отдаленных населенных пунктов.

К сожалению, процесс реструктуризации в последнее время стал предметом голословной критики отдельных политических деятелей. Поднятый "на флаг" лозунг популистской риторики "Умирает школа - умирает село", как становится понятно из исследований ученых, не имеет под собой оснований.

В действительности все совершенно иначе: с разрушением экономики села происходит отток населения в крупные города, что и приводит к "умиранию" школы. Ученые считают, качественное образование в крупных образовательных центрах способно не только подготовить конкурентоспособного человека, но и внести существенный вклад в социально-экономическое развитие села. Вот один из выводов социологов: "Исход немногих учеников из малокомплектных школ мало влияет на процессы миграции из этих мест, которые идут по другой причине (отсутствие рабочих мест, общий урбанизационный процесс). Закрытие старших ступеней и переход на подвоз не ведет само по себе к отъезду семей с детьми школьного возраста. "Умирание деревни" не видится местным сообществом как следствие процесса реструктуризации. Упоминание этого клише происходит только в рамках идеологической полемики, причинно-следственные связи осознаются как противоположные (сначала умерла деревня, сельское хозяйство и пр.). Социальная ситуация остается, по сути, прежней, т.е., плохой - местом проживания нетрудоспособного населения".

Вот один из выводов, характеризующий состояние некоторых сел, в которых уже созданы образовательные центры: "Только здесь мы обнаружили некоторые зачатки внутреннего экономического развития этих мест, проекты и планы, которые можно отнести к новой экономике. Можно утверждать, что в случае успешного решения этих экономических задач, школа сможет стать фактором, способным изменить к лучшему социальную ситуацию в данной местности для данного сообщества".

И далее: "Следует констатировать, что и у руководства, и у населения есть понимание того, что деревня умирает не из-за школы (т.е., не из-за того, что ее нет), а из-за отсутствия рабочих мест. Деревенский почвенный миф разбивается о вполне осознанную рациональность. Им по-прежнему оперируют - в основном, в качестве инструмента публичной риторики, но у большинства заинтересованных участников образовательного процесса (родители, ученики) их личные жизненные стратегии не лежат в плоскости возрождения деревни", - сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе министерства образования и науки Самарской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.04.17
«Ничто не мешает нефти обновить «дно»»
NB!
25.04.17
«Рублю больше некуда расти»
NB!
25.04.17
Кадровая перезагрузка в мэрии Уфы: трое уволенных замов и новый «кадровик»
NB!
25.04.17
Глава Якутии: «У нас будут большие проблемы по исполнению бюджета»
NB!
25.04.17
Юань снова просел по отношению к американской валюте
NB!
25.04.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 25 апреля
NB!
25.04.17
Строить дороги или сразу вертолетные площадки?
NB!
25.04.17
«Дальневосточный треугольник» как вызов советской дипломатии
NB!
25.04.17
Диктатор, открывший новую эпоху
NB!
25.04.17
Японские ученые обнаружили «русских хакеров» на выборах во Франции
NB!
25.04.17
Associated Press: Трамп готовит «подарок» нефтяникам
NB!
25.04.17
Анкара и Баку непреднамеренно сыграли в пользу Тбилиси
NB!
25.04.17
Who is мистер Гомер Симпсон?
NB!
25.04.17
Пушков считает логичным сокращение финансовой помощи Киеву от США
NB!
25.04.17
Вышла ли Польша на перепутье?
NB!
25.04.17
Франсиско Миранда, авантюрист и революционер
NB!
25.04.17
Сердце российского подводного флота: Северодвинск восстанавливает мощь
NB!
25.04.17
В Дагестане трасса М-29 разблокирована после освобождения дальнобойщиков
NB!
25.04.17
Трамп последовал примеру Обамы: США по-прежнему боятся термина «геноцид»
NB!
25.04.17
США сократят финансовую помощь Украине в 2018 году на 69%
NB!
25.04.17
По ком звонит Мечеть Парижской Богоматери
NB!
25.04.17
Фабрика законов: как строится новая Государственная дума