"Смерть капитализму, Путину - клизму", - так бурятский пенсионер пожелал здоровья Путину. В Минюсте этого не поняли и готовят иск, пишет "Номер Один в Бурятии".

Плакат, вынесенный неким бурятским пенсионером на площадь Революции на митинг против отмены льгот, с надписью "Смерть капитализму, Путину - клизму" стал предметом разбирательств Минюста и КПРФ. Неизвестно, кому первому пришла идея написать именно так, кто именно стоял с этим плакатом, но шум негодующие старики навели недетский. Дело в том, что через несколько дней после митинга Бурятское управление федеральной регистрационной службы Министерства юстиции России вынесло местному отделению КПРФ предупреждение о некорректности данного лозунга, чтобы впредь коммунисты были более осмотрительными в своих действиях. Медлить с ответом коммунисты не стали. И дали свой ответ на самом высшем уровне. Руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев написал письмо министру юстиции Юрию Чайке. В нем главный юрист российских коммунистов со ссылкой на Большую Советскую энциклопедию пояснил, что такое капитализм и клизма. Есть там и про гаранта Конституции: "Фамилия "Путин" является очень распространенной в России, и указание данной фамилии не может быть расценено как некорректное выражение в отношении Президента России Путина В.В." В общем, по мнению коммунистов, все сводится к тому, что в своем плакате неизвестный бурятский поэт-правдоруб наряду с желанием отмены капитализма как общественноэкономической формации, пожелал доброго здоровья путем древней, но чрезвычайно надежной лечебно-диагностической процедуры. Неизвестно, какие дальнейшие последствия будет иметь эта надпись. Вполне возможно, что в некорректности, а может, наоборот, в доброжелательности неизвестного бурятского пенсионера будет разбираться суд. Всего-то две строчки, а сколько шума, пишет "Номер Один в Бурятии".

Коммунисты едва не побили социал-демократов. Протест населения против монетизации льгот становится объектом партийной конкуренции, пишет газета "Центральная".

Во время митинга на площади Революции в Улан-Удэ произошло массовое столкновение между сторонниками КПРФ и ЛДПР, пишет "Информполис". Акция протеста организованная Бурятским рескомом КПРФ проходила в субботу, около памятника борцам павшим за революцию. На митинговом грузовике стояли Сергей Будожапов, Владимир Первушкин и другие лидеры. Несмотря на довольно сильный мороз на площади собралось от пятисот до тысячи человек, в основном пенсионного возраста. Замерзнув, митингующие ходили отогреваться в универмаг. Старики жались в фойе, а старушки, по неистребимой женской привычке углублялись в торговые залы бесцельно разглядывая, в большинстве своем, недоступные им товары.

Митинг проходил по отработанному сценарию. Наверху, на грузовике сменялись выступающие. Они привычно, но вполне цивилизованно обличали "зарвавшуюся власть и олигархов", внизу, не стесняясь в выражениях, поносили федеральную власть и местную. Казалось, ничто не предвещало неожиданностей.

Вдруг в задних рядах толпы поднялся шум, люди обернулись - на них надвигалась фаланга сторонников ЛДПР, порядка двадцати-тридцати молодых мужчин. Соколы Жириновского шли с развернутыми голубыми знаменами. Возглавлял их Игорь Бобков, предприниматель и депутат Народного Хурала, один из наиболее решительных и бескомпромиссных бурятских политиков новой волны. В руках он держал громкоговоритель, в народе называемый просто "матюгальником". Говорили они одновременно - Сергей Будожапов и Игорь Бобков. В общем шуме было сложно что-то разобрать, но смысл диалога был понятен. Лидер местных жириновцев заявил: "Мы за трудовой народ! Мы пришли поддержать вас!" А лидер коммунистов ответил что-то вроде: "Люди с синими флагами! Вы нам не нужны, уйдите отсюда!" В это время фаланга жириновцев вплотную подошла к толпе, и наверху схлестнулись волны голубых и красных знамен. Внизу стенка пошла на стенку, словесная перепалка быстро перерастала во взаимные тычки и толчки. Особенно бойко наседали разъяренные старушки. Но тут вмешались милиционеры, они не допустили массовый мордобой и развели обе стороны. Жириновцы организованно отступили, погрузили стяги в грузовичок, сели по машинам и уехали. В дальнейшем митинг вновь вошел в нормальное русло и завершился принятием резолюции с требованием отмены закона о монетизации льгот".

После митинга Сергей Будожапов заявил "ИП": "Может быть, они пришли присоединиться, это же наши ребята, не приезжие, не из Москвы. Я допускаю такое. Но они пришли с этими флагами ЛДПР, партии, которая, по сути дела, - политическая проститутка. Они принимали законы, о которых говорилось сегодня. А их вождь, Жириновский, будет издеваться над людьми... Он говорит, что коммунистов и ветеранов надо расстреливать, их надо ставить к стенке. Поэтому терпеть присутствие таких флагов мы не можем".

Игорь Бобков объяснил, что они пришли выразить солидарность с митингующими: "Мы пришли не скандал устраивать. Я против монетизации, против тех жалких, дешевых подачек, которые наше правительство кидает нашим людям. Я всегда выступал против увеличения тарифов в ЖКХ, но монетизация должна проходить с хорошей индексацией. В целом реформы нужны, но без ущемления интересов людей. Поэтому я пришел показать свою гражданскую позицию. А то, что там шизофреники-провокаторы на нас кидались, так это одни и те же лица бегают, они бывают на всех мероприятиях..."

Буряты обсудят, свое место в мире, пишет "Информполис". В мае текущего года в Улан-Удэ пройдет Всероссийский съезд бурят. Решение об этом было принято 2 февраля во время встречи президента Леонида Потапова с представителями бурятских национальных организаций. Правительство республики обещало им поддержку в проведении съезда. А уже 10 марта, в рамках его подготовки, в Бурятском научном центре пройдет "круглый стол" по теме "Буряты в условиях современной трансформации общества и государства".

- Опыт и уроки бурятского национально-культурного возрождения нуждаются в осмыслении, - говорит Борис Базаров, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - Это и станет основной темой "круглого стола".

Острую полемику обещают вызвать вопросы федеративных отношений и соответственно национально-государственного устройства бурят. В первую очередь, это касается проблемы ликвидации самостоятельности бурятских автономных округов. Будет затронута и тема наличия национальных программ у ведущих российских партий. Кроме того, ученые, представители правительства, Народного Хурала, религиозные деятели и общественность обсудят статус и условия работы Всебурятского съезда, Всебурятской ассоциации развития культуры и Конгресса бурятского народа.

""Транснефть" хочет сэкономить на Бурятии. Судьба Байкала решается без нас", - пишет "Номер один в Бурятии". Экологи Бурятии продолжают привлекать внимание общественности к проблемам вокруг строительства нефтепровода через республику. Они настаивают на том, чтобы одобренный Правительством России проект был реализован по всем нормам и на самом высоком уровне безопасности, либо не был осуществлен вообще. Свои предложения экологи направили ОАО "Транснефть" и обратились за поддержкой к президенту Бурятии Леониду Потапову.

- Для "Транснефти" это строительство будет своего рода экспериментом, - говорит Сергей Шапхаев, председатель экологической организации "Бурятское региональное объединение по Байкалу". - У компании не было опыта работы в таких сложных условиях. Да и вообще аналогов такого строительства в таких условиях в нашей стране еще не было. Участок трубопровода, который проходит по нашей территории, характеризуется экстремальными инженерно-геологическими условиями. Это и высокая сейсмичность, доходящая до 9,5 баллов, и вечная мерзлота. По маршруту нефтепровода есть даже лавиноопасные участки.

Как считают экологи, это накладывает огромную ответственность на проектировщиков, ведь они вступают на зыбкую почву неизвестности. Как поведут себя проверенные в более спокойных местах технологии, с уверенностью не сможет сказать никто, даже ученые. И нам всем следует помнить, что в заложниках - Байкал. Серьезные основания для недовольства у бурятских экологов вызывает то, что подготовка проекта, вопреки смыслу природоохранного законодательства, осуществляется за закрытыми дверями и за тысячи километров от того места, где он будет осуществляться.

- Сейчас нас держат на голодном информационном пайке, - рассказывает Сергей Шапхаев. - В частности до сих пор общественности не предоставлена полная информация о проекте. А в ответ на запросы о ее получении нам пишут, что некая общественная организация из Москвы уже провела экологическую экспертизу, и именно у нее и можно получить окончательный вариант оценки. ОАО "Транснефть" отказало в доступе к информации не только нашей организации, но и многим другим из соседних регионов - Хабаровска, Благовещенска, Иркутска и Владивостока.

Возможно, поручение проведения экспертизы московским организациям не противоречит законодательству и формально является достаточным для начала работ, однако это, по крайней мере, безответственно по отношению к территориям, где будет проходить нефтепровод.

- Мы хотели бы видеть этот проект с учетом всех наших предложений и замечаний по данному вопросу, - говорит Сергей Герасимович. - В соответствии с природоохранным законодательством окончательный вариант проекта по запросу заинтересованных общественных организаций или граждан заказчики обязательно должны предоставлять для ознакомления. Нас волнует, учли наши замечания или нет. Окончательный вариант материалов оценки воздействия на окружающую среду мы так и не получили, несмотря на то, что был соответствующий запрос с нашей стороны.

Экологов настораживает не только то, что они недополучили определенный объем информации об измененном варианте проекта, но и сама приближенность нефтепровода к Байкалу: 140 км трассы пройдет в пределах водосборной зоны озера. По их мнению, проектантами недостаточно были учтены вопросы экологической безопасности. Трасса нефтепровода Бурятии пересечет 50 рек и ручьев. Но самое страшное, что нефтепровод пересечет и реку Верхняя Ангара. А ведь это второй по величине и значению приток в озеро. По словам экспертов, для северной чаши озера Байкал Верхняя Ангара является главным притоком. Поскольку Байкал является слабопроточным водоемом и качество воды в нем напрямую зависит от качества воды в реках, которые в него впадают, то становится очевидным, что если будут нарушены и загрязнены водотоки реки, то это неизбежно негативно повлияет на всю экосистему озера.

Хотя в нынешнем варианте нефтепроводная система и смещена на 70 км севернее Байкала, четверть трассы разработчики все-таки оставили в пределах бассейна озера.

- Они рано повернули систему к Байкалу, - объясняет Сергей Герасимович. - Наверное, решили сэкономить. А ведь это большой риск, озеро стоит больше, чем нефтепровод. Желание удешевить строительство прослеживается и на следующем примере. В первоначальном варианте проекта 70% труб предполагалось пустить по земле, в нынешнем их решили закопать. Если учесть, что арендная плата за наземную прокладку труб будет взиматься в течение всего времени эксплуатации нефтепровода, то есть 25 лет, то становится понятным, что разработчики экономят.

Руководитель общественной организации настаивает, чтобы заказчик строительства в полном объеме предоставил всю необходимую документацию, в которой бы доказал, что объект строительства неопасен. Если же он не сможет этого доказать, то проект не имеет право на существование. Экологи требуют, чтобы к их мнению прислушались. Чтобы государственная экологическая экспертиза учла все факторы. Чтобы была обеспечена экологическая безопасность для населения и окружающей среды.

Чиновники и бизнесмены полюбили монументализм, пишет "Номер один в Бурятии" в статье "Дочь Байкала подарят Владимиру Путину". Художник Юрий Мандаганов определяет стиль свого творчества как монументализм. Работая в технике флорентийской мозаики, он не может равнодушно проходить мимо бесхозно валяющихся осколков мрамора и бордюрного камня. Весь этот материал идет на создание уникальных картин, которые в завершенном виде стоят не менее двух тысяч долларов. Его работы хранятся в частных коллекциях известных людей Иркутска, Улан-Удэ, украшают фонды многочисленных зарубежных музеев. В феврале жители столицы республики смогли увидеть эти работы на первой в Сибири выставке флорентийской мозаики, которая проходит в музее истории Бурятии.

Техника флорентийской мозаики зародилась еще в Средние века в Италии, где неподалеку от Флоренции были открыты каменоломни с мрамором высокого качества, и тогда местные ремесленники изобрели этот вид искусства, украшая местные храмы и дворцы. В советское время в России эта техника широко применялась при отделке общественно значимых зданий, флорентийская мозаика украшает немало станций Московского метрополитена, здание Центра олимпийской подготовки, а Храм Христа Спасителя практически полностью отделан в этой технике. Кроме картин, помещенных на фасадах зданий, в технике флорентийской мозаики выполняют и картины, предназначенные для интерьерного украшения. Юрий Мандаганов, закончивший Московский художественный университет, практически единственный в республике, кто занимается этим делом профессионально. Он рассказывает, что замысел его картин складывается у него в голове неделями, а порой и месяцами. Затем он делает несколько эскизов на бумаге и только после этого приступает к самой трудоемкой, но в то же время захватывающей части создания картины. Все материалы, из которых выполнены картины, природного происхождения - это минералы и самоцветы, которые художник собирает по всему Байкальскому региону. Яшму и нефрит Юрий находил на Хамар-Дабане, в Саянах и Горной Оке, лазурит - в Иркутской области. Все его камни - это "магия природы", они представляют собой окаменелые растения и водоросли. Часто они берутся в местах, находящихся вблизи так называемых "святых мест", которыми много в Бурятии. Одними из самых близких Юрию Мандаганову по духу людей являются геологи, которые рассказывают ему, где в республике встречаются заброшенные каменные карьеры и каких сортов мрамор там можно найти.

- Один из опытнейших геологов Бурятии Евгений Багадаев всегда помогал мне с консультациями, рассказывал о структурах камней, о том, в каком районе республики я могу найти мрамор определенного оттенка и где встречается, например, россыпь того или иного минерала, - поделился художник.

В своей мастерской художник-"флорентиец" распиливает камни на пластины толщиной в пять миллиметров. В процессе вытачивания и обработки участвует не только сам автор, но и два его ученика - Очир Галсанов и Батор Жанаев, с которыми он выпиливает и шлифует детали мозаики на семи станках, затем обтачивает на бор-машине и завершает процесс обязательной ручной обработкой.

Двадцать картин, которые экспонируются на выставке в Музее истории Бурятии, художник собирал по частным коллекциям состоятельных людей в Иркутске и Улан-Удэ. Даже в работах, сделанных на заказ, как, например, в созданной для эвенкийской общины Бурятии картине "Праздник моего детства" Юрий уверяет, что как художник чувствует себя свободно.

Каждая работа художника-"флорентийца" стоит достаточно дорого и, как определяет сам автор, относится к разряду роскоши как для самого автора, так и для ее будущих хозяев, тем не менее покупатели этих картин в Бурятии находятся. Совсем недавно его картину "Дочь Байкала" приобрел один из высокопоставленных чиновников Улан-Удэ для того, чтобы при случае подарить ее Президенту России Владимиру Путину. Сам художник заветным своим проектом считает мозаичное панно дворца Потала в Лхасе. Работая над эскизом, Юрий исследовал точный четырехметровый проект Поталы, который использовался на съемках голливудского фильма "Кундун". Художник считает, что эта работа, возможно, станет самой важной в его жизни.