Эстонский фонд природы и движение "зеленых" решили прекратить шестилетнюю судебную тяжбу с государством по поводу оценки рисков для окружающей среды, которые повлечет за собой строительство глубоководного порта на острове Сааремаа. Причина - слишком высокие судебные издержки. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил член правления Эстонского фонда природы Урмо Лехтвеэр (Urmo Lehtveer). Несмотря на отказ от судебного противостояния, "зеленые" готовят документы для обращения в Еврокомиссию и надеются на европейские природоохранные организации и структуры. Лехтвеэр сообщил, что ответ из европейских структур можно получить через месяц-полтора: "К сожалению, нет политической воли решить этот важный для экологии региона и всей страны вопрос, а без этой воли мало что возможно". Он подчеркнул, что, несмотря на то, что в поддержку строительства порта высказываются местные власти, большинство сааремаасцев выступает против. Эколог уточняет: "Мы и жители острова не против порта. Мы за то, чтобы были выполнены все природоохранные мероприятия и порт был безопасен".

В конце 2002 года по распоряжению волостного старейшины Мустяла началась разработка детальной планировки будущего порта, который планируется построить в заливе Кюдамаа на севро-западной оконечности острова. В апреле 2003 года Министерство окружающей среды дало положительный отчет о влиянии будущего порта на окружающею среду. "Зеленые" не согласились с выводами министерства, обвинив отчет в поверхностности, а сам анализ - в недостаточном профессионализме его авторов. Природоохранная организация потребовала нового анализа, подчеркивая, что речь идет об уникальной флоре и фауне острова, о судьбе тысяч гнездовий птиц на побережье. Упрек вызвало и отсутствие оценки возможных экологических рисков при коммерческой эксплуатации порта или чрезвычайных происшествиях, связанных с его деятельностью. Так началась целая серия судебных разбирательств, начатая в Пярнуском административном суде и продолженная в таллинских административном и окружном судах, которая закончилась отказом "зеленых" от дальнейших судебных тяжб против министерства.

Главный заказчик строительства - государственное предприятие "Таллинский порт", со своей стороны, было вынуждено принять некоторые претензии экологов и внести поправки в проект будущего порта. Стоимость порта выросла за последние два года с первоначальных 70 млн крон до 140 млн крон, не в последнюю очередь из-за громких судебных процессов и освещения данной проблематики в прессе страны.