Экономика

Железная дорога готова возить региональных льготников по договору, но руководство области в раздумьях (Правда Севера)

Уже полтора месяца в России проводится социальная реформа, связанная с монетизацией льгот. Срок вполне достаточный, чтобы подвести первые итоги и оценить ее дальнейшие перспективы. Пока, судя по развитию ситуации, монетизация идет явно со скрипом, встречая активное неприятие тех, на благо кого она направлена. Акции протеста льготников прошли по всей стране, и наша Архангельская область не стала исключением. Причем время подобных митингов и демонстраций имеет любопытную закономерность: они носят волнообразный характер, возникают, так сказать, по мере актуализации тех или иных материальных проблем. Начался год, люди сели в автобус, троллейбус, а с них требуют билет за полную стоимость - протест. Пошли за лекарствами - протест, приходят счета за телефон и прочие блага цивилизации, цифры не радуют - снова волна возмущения...

Так, по прогнозам экспертов, следующая на очереди "дачная волна", когда тысячи огородников, в основном пенсионеров, двинут на свои шесть соток и обнаружат, что из суммы ежемесячной денежной компенсации в 300 рублей им нереально покрыть транспортные расходы. А ведь проблема вполне решаема. Во многих субъектах Федерации местные власти уже сумели договориться с руководителями автобусных предприятий и железнодорожниками в отношении загородных поездок, благодаря чему региональные льготники получили возможность добираться на свои дачи со скидкой.

И если благодаря договору, заключенному между ОАО "РЖД" и Федеральным агентством по здравоохранению и соцразвитию, с 1.01.05 с федеральными льготниками полный порядок: они, как прежде, ездят в пригородных поездах бесплатно, то о региональных то же самое сказать нельзя. Архангельские областные органы власти договор на их перевозку с железной дорогой не заключили. Поэтому с 1 января региональные льготники приобретают билет за полную стоимость из суммы, определенной местными органами власти в качестве "меры социальной поддержки".

Правда, пока, вопреки опасениям, конфликтов или других неприятных инцидентов не зафиксировано, да и очереди в кассах длиннее не стали. Словом, замена льгот денежными компенсациями не сказалась отрицательно на пассажиропотоке. За январь 2005 года в Архангельском отделении Северной железной дороги на пригородных поездах перевезено 68 тысяч пассажиров. Из них 1955 человек - федеральные льготники, за которыми сохранено право бесплатного проезда.

Тем не менее, пик перевозок, как уже было отмечено, еще впереди. И для многих дачников необходимость покупать билет на каждую поездку станет почти неподъемной для семейного бюджета. Понимая это, руководство Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - уже выходило на администрацию Архангельской области с предложением заключить договор на перевозку региональных льготников, но положительного ответа не получило. В конце января начальник дороги Василий Билоха направил в адрес губернатора письмо с просьбой еще раз вернуться к данному вопросу.

"Пока конкретного ответа на предложение о договоре по региональным льготникам дорога не получила. Документ находится в стадии рассмотрения, кроме того, даже при положительном решении руководства области он будет представлен на "суд" облсобрания депутатов, что потребует дополнительного времени. В любом случае мы готовы искать варианты, приемлемые для обеих сторон", - объясняет зам. начальника Архангельского отделения Северной железной дороги Евгений Сергеев.

В управлении соцзащиты администрации области нежелание заключать договор с железной дорогой на перевозку региональных льготников объясняют тем, что не каждый гражданин пользуется услугами пригородных поездов, и значит, изымать у всех 40-50 рублей из общей суммы ЕДВ будет несправедливо. Но обещают по итогам 2005 года рассмотреть опыт федерального соцпакета и обсудить необходимость предоставления его людям, получающим меры социальной поддержки из областного бюджета.

- Кто-то скажет, что железнодорожникам это, по-видимому, очень нужно, раз они так бьются за договор, - говорит Евгений Сергеев. - Но если брать экономическую сторону, то нам выгоднее оставить все так, как сейчас. Ведь замечательно, приходит гражданин в кассу, платит "живые" деньги, не надо заполнять лишние бумаги, дожидаться, когда же бюджет перечислит обещанную сумму. Так что договор нам нужен не из соображений выгоды, а потому что не хотим, чтобы наши пассажиры испытывали дополнительный стресс или негативные эмоции.

Кстати, об эмоциях: народ не только стихийно выпускает пар по поводу недовольства 122-м законом, но и пытается искать другие способы привлечь к себе внимание властей. Федерация профсоюзов Архангельской области на очередном пленуме приняла следующее заявление по поводу 122-й статьи. В документе, в частности, сказано: "Нас возмущает постоянная пропаганда правильности реформы и попытки представить положение в нашей области в розовом свете, как спокойное и стабильное, а действие властей - как своевременное и продуманные... Настоящего социального взрыва не последовало лишь благодаря природной сдержанности северян". Профсоюзные лидеры требуют вернуться к обсуждению реализации положений федерального закона N 122, внести изменения в региональное законодательство, предусмотреть сохранение ряда льгот в натуральном виде. Данное заявление направлено в администрацию Президента РФ, Госдуму, областное Собрание депутатов и губернатору Архангельской области.

Между тем до дачного сезона остаются считанные месяцы, и времени для принятия решений о том, как не превратить "огородную битву" в транспортную у областных властей все меньше. Люди, не раз обманутые в своих ожиданиях, хотят надеяться на благоразумие государственных мужей. В противном случае для пенсионеров выращенные на грядках картофель и лучок станут "золотыми", а власти вместо летних отпусков придется объясняться с пикетчиками.

Станцию ликвидировали. Помощь на воде окажет участок (Новодвинский рабочий)

На последней сессии Совета депутатов МО "Город Новодвинск" народные избранники дружно проголосовали за ликвидацию муниципального унитарного предприятия "Спасательная станция". Аргументы для вынесения смертного приговора планово- убыточному МУПу были у депутатов незамысловаты, но конкретны: купальный сезон у нас непродолжителен, частные "Прогрессы" и "Казанки" также 9 месяцев в году стоят на приколе. Да и спасение утопающих, по русской традиции, дело рук самих утопающих: После принятия на сессии столь радикального решения мэр города М.Юрьев был вынужден лично заняться поиском ответа на вопрос, кто теперь будет оказывать людям помощь на воде. Ответ нашелся: в летне-осенний период - с мая по октябрь, когда поток народа, устремляющегося водным путем к своим огородам на островах Северной Двины, достаточно велик, безопасность людей обеспечит так называемый спасательный участок. Возможно, эффективность его работы будет уже не та, что у круглогодичной станции, зато какая экономия бюджетных средств!

Медицина

Больница в Подюге закрывается! (Коношский курьер)

Так и не успели присвоить нашей подюжской больнице имя ее основателя и первого главврача Н.М.Кичигина. Не успели, потому что больница закрывается. Об этом нам стало известно после приезда и.о. главврача ЦРБ Ю.В.Абрамова. Все жители Подюги сейчас обсуждают эту новость, но по всему видно, что стационар ждет участь Тавреньгской больницы. Слышали, что и отделение переливания крови в Коноше тоже закрывают.

Нас, работников больницы, конечно, очень волнует собственная судьба. Мы пока еще не предупреждены о сокращении, но с тревогой ждем этого. Вроде собираются открывать дневной стационар в амбулатории на 10 коек, оставят в нем 2 медсестры. А что будут делать остальные из нас: другие медсестры, сестра-хозяйка, санитарки, повара? Что станет с большим двухэтажным зданием, в котором располагается больница? Да его разнесут в два счета! Эти вопросы крайне беспокоят не только нас, но и всех жителей поселка, они также подписались бы под этим письмом. Чтобы не просто жаловаться и плакать, мы предлагаем заинтересованным лицам, которых волнует судьба больницы, кто будет ее решать (администрация, депутаты или еще кто) следующие, на наш взгляд очень рациональные мысли.

1. В штате скорой помощи ввести единицу медсестры-диспетчера, которая бы постоянно находилась на дежурстве. А то ведь если что случится, то же дорожное происшествие с травмами, кои в Подюге бывают часто, куда обращаться, если "неотложка" будет далеко на выезде - территория обслуживания у нее очень большая? Сейчас в таких случаях все в больницу бегут.

2. Здание больницы отдать под детский дом, который намереваются открывать в Норменге. Зачем там, если здесь все готовое уже есть: помещения, кочегарка, водопровод и прочее. И детей не придется возить в школу за 20 километров туда и обратно каждый день. Место расположения хорошее и экологически благоприятное, рядом река.

3. Что весьма важно - если откроется детский дом, то понадобятся работники для него, т.е. может быть решаем вопрос с трудоустройством людей, высвобождаемых с закрытием больницы.

Просим считать это письмо открытым к администрации района и ждем ответа через газету.