С момента вступления в силу 122 федерального закона касающегося замены льгот денежными компенсациями" минул месяц. Большинство регионов столкнулись с клубком неразрешимых проблем, решать которые придется весь последующий год. О том, как будет реализовываться закон и что от него ждать костромичам, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с председателем костромской областной думы Валерием Ижицким.

ИА REGNUM: В одном из интервью лидер фракции ЛДПР в государственной думе высказывал удивление по поводу того, что с момента вступления в силу закона "о замене льгот" большинство акций протеса прокатились не в бедных регионах, таких как Кострома или Псков, а в богатых и самодостаточных. Почему это произошло, и каковы ваши прогнозы на счет акции протеста в Костроме?

В условиях проведения рыночных реформ очень четко проявилось неравенство не только среди граждан России, но и в доходах субъектов России. Те регионы, где были нефть, газ, мощные металлургические предприятия, где сосредотачивались основные финансовые потоки, получали огромные доходы. Эти регионы имели возможность выделять дополнительные средства на ветеранов, на систему здравоохранения, образования, на поддержку социально-незащищенных слоев населения. Они же, например, Татарстан, либо Санкт-Петербург, учитывая большой экономический потенциал, имели возможность получить миллиардные суммы из федерального бюджета на социальные программы. Теперь ситуация изменяется.

Значительная часть льготников, льготами не пользовалась, а деньги готовы получать. А их даже в регионах-донорах на все нужды недостаточно. Так, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на госсовете заявила, что городу нужно еще 2,5 миллиарда рублей на реализацию 122-го закона. Поэтому там, где привыкли за счет всей страны жить относительно благополучно, первые же проблемы вызвали бурную протестную реакцию.

То, что нужно вводить денежную компенсацию, сомнений нет ни у кого. Однако нельзя разделять ветеранов на "лучших" и "худших" по размеру денежных выплат. Убежден, что нельзя было в год 60-летия Победы лишать каких-либо льгот участников войны и тружеников тыла, ибо для них льготы - это не только материальная поддержка, но и нравственная оценка их заслуг перед Отечеством. Нельзя одновременно вводить скромные компенсации и высокие тарифы на услуги ЖКХ. И, конечно же, такая серьезная реформа должна проходить в более тщательной организационной подготовке.

ИА REGNUM Тем не менее, возвращаясь к первому вопросу, явных протестов в Костроме против введения закона так и не было...

Не надо обольщаться. В Костромской области действительно не было бурной протестной реакции, но судя по звонкам и письмам, недовольных законом очень много. Хочется, надеется, что улицы не заполнят протестующие ветераны. Но боюсь и нам не избежать соответствующей реакции костромичей. Хотя власти делают все, чтобы разрешить транспортную проблему и вопросы лекарственного обеспечения. Основная часть льготников уже получила проездные билеты. Очевидно, в ближайшее время резко сократятся очереди в поликлиниках. Но предстоящий рост тарифов на услуги ЖКХ может дестабилизировать и без того сложную ситуацию.

ИА REGNUM: Судя по вашему ответу, закон Вы не поддерживаете?

Повторюсь, я поддерживаю общую идею замены части льгот достойной денежной компенсацией. Другое дело, что сегодня властям предстоит немало работы для того, что бы все-таки уровнять в правах тружеников тыла и ветеранов войны, рассмотреть вопрос с дополнительными трансфертами из федерального бюджета для дотационных регионов. Надо рассмотреть вопрос о пенсионерах, не имеющих льгот, крайне сложная ситуация с ветеранами Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Одним словом, работы впереди еще очень много для всех властных структур. А главное, впереди много трудностей, связанных на столько с решением проблем по денежным компенсациям для льготников, сколько с повышением пенсий и заработной платы практически для всех в нашей стране.

ИА REGNUM: И за всеми этими проблемами мы почему-то совсем забыли о том, что с 1 января в силу вступил закон "О местом самоуправлении". Если отбросить всю критику по его поводу, какие его положительные стороны можно отметить?

К плюсам можно отнести четкое разграничение межбюджетных отношений, полномочий региона и муниципалитетов, доведение местного самоуправления до самых "низких" поселений, а также конкретное и ясное определение функций представительных и исполнительных органов.

ИА REGNUM: Как, по Вашему мнению, будет проходить реализация этого закона на территории Костромской области?

Несомненно, сложнее, чем 122-ой закон. Хотя подготовительная и предварительная работа проделана уже огромная. Но с финансированием еще ничего не ясно. Нигде я не встречал ни слова о том, например, за счет чего и на какие средства будут набирать и подготавливать кадры муниципалитетов. И потом где найти в нашей глубинке квалифицированных управленцев, специалистов, способных вести бюджетную сферу, и из кого выбирать депутатов в представительный орган?

ИА REGNUM: Как вообще можно было вводить в действие в одно время сразу два такие закона?

Это вопрос к правительству и депутатом государственной думы. Явно просматривается поспешность в реализации важнейших реформ и главное - слабое знание местных условий.

ИА REGNUM: 2005 год для областной думы станет судьбоносным. И не только потому, что нужно законы области приводить в соответствие с новым законодательством, но и потому, что это последний год для думы этого созыва

К марту текущего года мы выпустим последний пакет законов, касающийся 131-го федерального закона, решим все вопросы по смешанной системе выборов в областное законодательное собрание.

Активно будут прорабатываться вопросы лесного хозяйства, использования природных ресурсов. Нам предстоит вынести на обсуждение закон об ответственности чиновников за ненадлежащее исполнение своих функций, ряд вопросов по экологии и агропромышленному комплексу.

Отдельно будем рассматривать программы по энергосбережению, развитию малого бизнеса, газификации области до 2010 года. Наконец в 2005 году мы примем бюджетный кодекс Костромской области, где будут четко прописаны параметры подготовки бюджета и "отстраивания" межбюджетных отношений, чтоб у муниципалитетов не было никаких к нам вопросов.

Будут проведены слушания по образованию социальной защите семьи и детства, демографической политике, развитию текстильной отрасли.

ИА REGNUM: Вы не упомянули, что в 2005 году думе предстоит утвердить кандидатуру губернатора области...

По этому вопросу ничего не могу пока сказать с определенностью. Это еще достаточно далекая и я не знаю, какие кандидатуры и когда будут вноситься. Ясно одно: нам предстоит большая процедура согласования, так как губернатор не должен быть "темной лошадкой".

ИА REGNUM: Уже намечены сроки выборов депутатов в облдуму?

По всей видимости, выборы будут назначены на 11 декабря. К этому времени нам нужно будет окончательно решить вопрос с численным составом депутатского корпуса. Расширение его до 44 человек (с 23 имеющихся) нам кажется необходимым. Так как сейчас на одного депутата выпадают по 4-5 и даже 7 районов. Понятно, что мы орган законодательный, но то же время и представительный. Ведь люди, которые нас избирают, надеются не только на то, что мы нужные законы примем, но и будем заниматься насущными проблемами...