Как уже сообщало ИА REGNUM, в распоряжении редакции оказался текст проекта Договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и Чеченской Республики. В январе этого года о его подготовке сообщил ряд федеральных СМИ, утверждая при этом, что договор дает региональным властям Чечни беспрецедентные полномочия. Представители исполнительной власти Чечни публично признали, что Договор о разграничении полномочий готовится к подписанию, которое может состояться в ближайшие месяцы. Текст проекта договора был разослан в ряд учреждений правительства Чечни, а также в ведущие СМИ республики. Корреспондент ИА REGNUM обратился с вопросами о сути Договора к Председателю профильного Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политик, председателю Межрегионального Координационного Совета "Единой России" в ПФО Виктору Гришину.

ИА REGNUM: Виктор Иванович, каково общее впечатление от проекта договора?

Сам текст пока не вполне официальный. Я пользовался только тем, что есть в Интернете. Я считаю, что текст не в полной мере соответствует тому законодательству, которое наработано сегодня: о разграничении полномочий, Конституции РФ. В части, скажем, налоговых льгот, которые должна получить республика, в части предоставления республики права пользования недрами и т.д. У меня все эти моменты вызывают вопросы, с ними придется достаточно детально работать. Вы знаете, что соответственно закону №95 об общих принципах организации власти, данный договор нужно будет утверждать в качестве закона РФ и, я думаю, как предмет совместного ведения, он потребует рассылки в субъекты страны. Думаю, закон будет доработан в той части, в которой он не в полной мере соответствует законодательству РФ.

С другой стороны, конечно, у нас есть сильнейшая необходимость, чтобы положение в Чечне было максимально смягчено, чтоб были предложены процедуры и механизмы, с помощью которых Чеченская Республика могла бы развиваться эффективно и быстро. Нам необходимо восстановить города, села, инфраструктуру и социальное производство. Для этого необходимо поискать механизмы в виде источников, которые с одной стороны давали возможность Российской Федерации восстановить все это, а с другой стороны, чтобы интерес восстановления был и у органов власти и у народа Чеченской республики. Мы должны найти те возможности, которые есть и в рамках бюджета, и в рамках Федеральных целевых программ. Правительство говорит о возможности создания кластеров, пространственных структур, которые бы давали возможность развиваться производству в увязке с другими близлежащими регионами.

Мы будем смотреть, каким образом обучить население Чеченской Республики, чтобы его квалификация и способности были встроены в производственные и социальные процессы, которые пойдут на территории Республики. Чтобы люди могли участвовать и в строительстве и, возможно, в рождении каких-то новых инновационных технологий, потому что в настоящее время большая работа ведется в регионах именно по части создания основ новой экономики, прежде всего инновационной. Мы начинаем отстраивать "с нуля" Чеченскую Республику, поэтому нам действительно важно предугадать дальнейшее развитие: как Чечни, так и Российской Федерации в целом.

ИА REGNUM: Существуют ли какие-то позиции в нынешнем варианте договора, которые вы уже могли бы назвать неприемлемыми для федерального центра?

Нет, я не могу так сказать. Договор написан в определенной мере осторожно. Но есть моменты, которые меня смущают. Например, полностью использование налогов на территории Республики: всех, включая российских. Здесь надо думать. Мы уже использовали этот момент, скажем, на территории Татарстана, и в свое время пришли к выводу, что это не очень хороший механизм, который необходимо менять, помогая со стороны Российской Федерации. Меня также насторожил вопрос пользования недрами: их предлагается отдать в распоряжение руководства Чеченской республики. Я считаю, что по нынешнему законодательству это предмет ведения Российской Федерации. Дальше. Вопрос создания условий для взаимодействия Республики с мировым сообществом с точки зрения установления внешнеэкономических связей. По проекту договора Чеченская Республика выступает субъектом международных отношений, но на самом деле это относится к Российской Федерации, не относится к субъектам РФ. Мы считаем, что здесь тоже стоит вопрос: каким образом сделать так, в части таможенных льгот, заключения договоров с иностранными государствами, чтоб это соответствовало действующему законодательству. Пожалуй, это наиболее существенные моменты, которые уже вызывают вопросы.

ИА REGNUM: Если говорить более конкретно, как вы относитесь к идее освобождения жителей Чечни от уплаты всех налогов и от платы за электроэнергию? Кем это будет компенсироваться?

Это тоже вызывает серьезные вопросы. Каким образом освободить жителей Республики от уплаты за электричество? По сути, это уже негосударственный вопрос. Есть хозяйственный субъект РАО "ЕЭС России", видимо, будет свое "ЧечняЭнерго", который будет заниматься этими вопросами. Чтобы РФ взяла на себя за счет бюджета выплату компенсаций за пользование электричество - думаю, это не очень здоровая тенденция. Люди перестанут говорить об экономии, об эффективном использовании электрической энергии, газа и т.д. Мы же по аналогичным причинам пошли на монетизацию льгот, потому что неувязанные с конкретным человеком льготы приводят к тому, что их предоставляют в ненадлежащем качестве, к тому же финансовыми средствами могут манипулировать государственные органы.

Да, население бедное. Да, оно должно получать минимальный уровень перечисленных услуг. Но я считаю, что здесь должен появиться какой-то иной вид льгот в том числе, чтобы население Республики могло само их оплачивать. Иначе мы можем снова породить систему, когда часть денег может уходить в любые другие структуры, в том числе в криминальные, к бандформированиям.

ИА REGNUM: Договор ограничен сроком действия - до 2015 года. Насколько он оптимален для поднятия экономики Чеченской Республики?

Срок достаточный. Я считаю, что десять лет для восстановления Республики - срок вполне приемлемый. Думаю, что его даже можно было бы сократить. Наша страна после Великой Отечественной Войны где-то в течение 5-6 лет достигла довоенного уровня производства, поэтому если мы все активно возьмемся за процесс созидания в Чеченской Республике, это можно будет сделать быстрее.

ИА REGNUM: Чтобы вы ответили тем политическим силам, которые заявляют, что в случае подписания подобного договора федеральным центром Чечня фактически обретет ту независимость, которую так добивалась?

Я не увидел этого. Я думаю, те политические лидеры, которые предлагают этот проект договора, тоже понимают, что Чечне достаточно тяжело объективно быть независимой. Даже если они получат те налоги, которые производятся на территории Республики, даже если они получат доступ к формированию договорных отношений с иностранными государствами. Я не думаю, что Чеченская Республика завтра сможет в полной мере воспользоваться всеми этими моментами. Для того чтобы получать налоги, нужно иметь производство, так же, как и для того, чтобы что-то поставлять зарубеж. Это непростые задачи. И речь идет не только о переработке нефти. Вы знаете, что сейчас, касаясь нефти, Чеченская Республика в какой-то мере обладает этими запасами. Но они выработаны, если говорить о Северо-Кавказском регионе, на 85%. Думаю, лидеры Чечни понимают это. Да, в течение 5 лет можно выкачать остатки нефти, а что дальше? Поэтому надо говорить об инновационных процессах и людях.

Это длительный процесс. Когда я говорю об организации производства, допустим, за 5 лет, это доброе пожелание. Я хотел бы, чтоб так было. И с точки зрения инновационных технологий: тот уровень, который был до 90-ого года, должен быть восстановлен. Химические предприятия, например. Все то, чем занимался г. Грозный. Но требуется очень большое время. Нужно подготовить хороших инженеров, слесарей, токарей, лаборантов и т.д. Подготовка слесаря 6-7 разряда требует времени 5-6-7 лет. Я не уверен, что сейчас в Чеченской Республике можно найти таких людей.

Поэтому нынешние лидеры должны владеть нынешней обстановкой и ставить перед собой реальные задачи. Я не вижу возможности выхода какого-либо региона России за пределы Федерации. Даже если взять наиболее обеспеченные регионы, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО... Да, какое-то время можно покачать нефть, но это не основание для подготовленного политика заявлять о выходе из состава РФ. Я не вижу такой возможности в договоре и не вижу такого желания у политиков, который этот документ представляют. Скорее наоборот. То, что я слышу сейчас от Алханова (Президент Чеченской Республики - прим. ИА REGNUM), председателя его правительства Абрамова - позиция здесь другая. И позицию свою они скорее обосновывают тем, что есть договор. Другое дело, что у них есть их видение. Но мы вместе с ними и с другими субъектами Российской Федерации должны внимательно подойти к этому вопросу, не обидя руководство Республики и ее народ, предложив реальные действенные механизмы по восстановлению Республики в интересах как Чечни, так и Российской Федерации.