Политика - Парламент - Абхазия - Цхинвальский регион (Южная Осетия) - Экономика - Система образования - Общество

Политика

Смерть Зураба Жвания - не случайность

6 февраля в Грузии был объявлен траур, страна проводила в последний путь премьер-министра Зураба Жвания, пишет 7 февраля газета "Ахали таоба". Гражданская панихида прошла в Соборе Святой Троицы, похоронен Зураб Жвания в Дидубийском пантеоне выдающихся деятелей Грузии. Его трагическая гибель потрясла всю Грузию, простится с ним пришли близкие, друзья, соратники, представители правительственных делегаций зарубежных стран и аккредитованных в Грузии иностранных посольств, а также многочисленные представители общественности Грузии. Согласно официальной версии, Зураб Жвания и заместитель уполномоченного президента в регионе Квемо Картли Рауль Юсупов погибли в результате отравления угарным газом. В Грузии и за ее пределами сходятся во мнении, что премьер-министр Зураб Жвания был фактором стабильности в нынешнем правительстве страны, и его смерть может вызвать серьезную дестабилизацию. Абсолютное большинство и соратников, и оппонентов премьера не представляют себе политику Грузии без Зураба Жвания. Они расценивают его гибель как величайший удар для страны. И не в меньшей степени - для президента Михаила Саакашвили, от которого, кстати, сейчас во многом зависит сохранение единства в правящей команде. И все-таки, как отмечает издание, обстоятельства смерти премьера вызывают множество вопросов. Политолог Рамаз Климиашвили не считает, что Зураб Жвания стал жертвой несчастного случая - "его убили, что направлено против президента страны, чтобы ослабить его позиции". Между терактом в Гори и гибелью премьера политолог видит определенную связь, отмечая, что "за подобными действиями могут стоять такие реваншистские силы, как Аслан Абашидзе, Леван Мамаладзе и их сторонники, которых новая власть лишила имущества и власти". По мнению политолога, данные факты никак не связаны с властями какой-либо страны. Лидер Либерально-демократической партии Грузии Михаил Нанеишвили не исключает вероятности того, что гибель премьера - не несчастный случай. Он полагает, что существуют силы, которые хотели избавиться от Жвания. Но в одном Нанеишвили уверен: "эти силы не в России". Не может однозначно считать это несчастным случаем и независимый эксперт Майя Николеишвили, потому что не получены ответы на множество возникающих вопросов, аргументы власти не звучат убедительно. "И как следствие возникают вопросы в обществе, появляется недоверие к власти, которая предлагает фактически то же, что раньше предлагали нам, те, кто был неприемлем для нынешней власти", - говорит независимый эксперт. Исходя из всего этого, само правительство Грузии, должно быть заинтересовано в выяснении реальных причин смерти премьер-министра - таково мнение многих в Грузии. Президент Грузии Михаил Саакашвили временно взял на себя руководство исполнительной властью. В предусмотренный Конституцией срок президент должен назвать кандидатуру нового премьер-министра Грузии. Как отметил лидер парламентской "Правой оппозиции" Давид Гамкрелидзе, президент и правительство должны хорошо подумать и подобрать достойную замену Зурабу Жвания, чтобы сложная ситуация в стране не вышла из-под контроля. ("Ахали таоба")

Новый премьер должен выдержать принципиальный характер Саакашвили

Как пишет 8-9 февраля газета "Алиа", Саакашвили назовет кандидатуру на пост премьера страны человека из команды Зураба Жвания. Эту версию подкрепляют два соображения. Первое: это со стороны президента будет политическим жестом по отношению к начатым премьером дел и идей. Второе: Саакашвили заявил, что начатое Зурабом Жвания дело должно быть продолжено и завершено. Эти дела лучше всех знают члены экономической команды премьер-министра - Ногаидели или Бендукидзе. Министр финансов Зураб Ногаидели - старый друг и соратник Жвания. Во времена Шеварднадзе на пост министра финансов его лоббировал Жвания, на нем остановил выбор и после "революции роз". Что хотел и что планировал Зураб Жвания - это Ногидели хорошо знает. Говорят, что несколько раз Ногаидели чуть не покинул пост министра финансов, один раз даже написал заявление об отставке, но по настойчивой просьбе Зураба Жвания, остался на должности. Министр финансов не мог свыкнуться с эмоциями президента. Поэтому пост премьер-министра для него должен быть тяжелым. Во-первых, потому, что он должен заменить самого верного и старого друга, а во-вторых, должен выдержать принципиальный и требовательный характер Саакашвили, отмечает издание.

При этом, как пишет газета, не исключено, что спустя определенное время институт премьер-министра вообще будет аннулирован и Грузия вернется к модели правления Шеварднадзе, а именно, исполнительную власть возглавит президент. Фон для этого уже подготовлен, оппозиция давно требует аннулирования этого института. Оппозиция в лице Давида Бердзенишвили заявляет, что "пост премьера в Конституции Жвания подгонял под себя". Но стоит напомнить, что Жвания относился к тем политикам, которые еще тогда, когда Конституция писалась, лоббировали европейскую модель, т.е. институт премьер-министра. Тогда Жвания еще не был председателем парламента и, соответственно, не мечтал о премьерстве. Он просто верил, что Грузия, как член европейской семьи, должна быть устроена по европейскому образцу. ("Алиа")

Ногаидели должен заняться не делом, а своим характером

Сегодня Зураб Ногаидели обязательно станет премьером, но еще до назначения он знает, что не имеет больших прав, пишет 10 февраля газета "Хвалиндели дге". В Грузии будет новый кабинет министров, который формально выбирает премьер, а реально - президент. Внешне квоты соблюдены: премьер и несколько министров будут членами команды Зураба Жвания, но правила игры явно изменятся. Ногаидели, в первую очередь, должен заняться не делом, а "своим характером" - овладеть искусством дипломатического языка и компромиссов, желательна и милая улыбка - таков ультиматум парламента. А в свободное время Ногаидели должен также проводить структурную и кадровую реформу в правительстве. Не исключено, что после утверждения его премьер-министром, Ногаидели обратится в парламент с инициативой аннулировать некоторые министерства. Согласно информации, секвестр начнется с министерства по делам беженцев и расселению, а службу Этер Астемировой, возможно, передадут в подчинение правительству Абхазии. До осуществления конкретных реформ Ногаидели придется учиться премьерству. Следует отметить, что еще до назначения Ногаидели председатель парламента Нино Бурджанадзе дала ему понять, что в парламенте у него будут проблемы. Кстати, Бурджанадзе не забыла напомнить и то, что "сегодня как никогда президенту и правительству нужна поддержка парламента". До сих пор у премьер-министра была поддержка парламента, несмотря на то, что часть депутатов часто резко критиковала политику Жвания. А Ногаидели часто делали замечания и члены команды Саакашвили. По словам Гиги Бокерия, премьер-министр - более политическая должность, чем министр финансов. Поэтому Ногаидели будет вынужден избавиться от жесткости и упрямства. В противном случае, парламент даст соответствующую оценку его деятельности, отмечает газета. Создается впечатление, что отрицательная позиция Бурджанадзе и части парламентского большинства президента не только не огорчает, а наоборот, даже приемлема для него. Президент отметил, что "Ногаидели на данном этапе самая оптимальная кандидатура. Если премьер не будет действовать умно, то на другом этапе его легко можно заменить, и так, что никто не обвинит президента в принятии единоличного решения". Президент, до Ногаидели, предложил пост премьер-министра Нино Бурджанадзе, хотя знал, что отказ гарантирован. Как он отметил, ему понятна позиция Бурджанадзе, и он считает, что она сегодня больше нужна в парламенте, чем в правительстве. "Но я был обязан предложить пост премьер-министра, в первую очередь, ей", - заявил президент. Этим президент дал четко почувствовать, что второе лицо по Конституции - уже и практически второе лицо. И Бурджанадзе признает: "мы с президентом договорились о другой кандидатуре". В день презентации кандидатуры премьер-министра осталось такое впечатление, что Ногаидели неприемлемый для всех кандидат. В то же время, его упрекают за те качества, дефицит которых часто ощущается в грузинской политике, и что подразумевает способность принимать решение независимо. Как пишет газета, принципиальность Ногаидели почему-то называют жесткостью, а жесткость Ираклия Окруашвили - принципиальностью. Министром юстиции и вице-премьером будет Котэ Кемулария, который, хоть и недолго был послом, но известен достаточно уравновешенным характером. Вероятно, необходимость в таком вице-премьере обусловила то, что в жертву принесен Георгий Папуашвили, тогда как у правительства не было оснований для недовольства его деятельностью. Трудно сказать, будет ли Ногаидели приемлем для власти, которую раздражают разговоры о наличии команд, но которая делом доказывает существование команд. Во власти все признают, что Ногаидели - индивидуалист и коллективные порывы не терпит. Ногаидели был одним из самых надежных союзников Зураба Жвания, и оппозиция, которая говорит о противостоянии в лагере власти, предсказывает ему краткосрочное премьерство. ("Хвалиндели дге")

Внешнеполитические интересы Армении и Грузии совпадают - Иностранные войска не способствуют урегулированию конфликтов

На прошлой неделе в Тбилиси прошла международная конференция "Южный Кавказ в XXI веке: проблемы и перспективы", пишет 11 февраля газета "Свободная Грузия". В ней приняли участие политики, эксперты из 31 страны мира, а также представители таких авторитетных международных организаций, как НАТО, Евросоюз, Всемирный банк, МВФ. Инициатором и организатором проведения конференции выступил Фонд стратегических и международных исследований Грузии (GFSIS). Цель конференции - лучше ознакомить мир с тремя странами Южного Кавказа, с процессами, которые в них происходят. На конференции обсуждались вопросы политики, экономики, безопасности и демократического развития. Особый акцент был сделан на роли международных, евроатлантических институтов в укреплении безопасности и сотрудничества в регионе. Первая часть конференции, на которой выступил с речью президент Грузии Михаил Саакашвили, оказалась закрытой для журналистов. По словам министра иностранных дел Саломе Зурабишвили, в речи президента не было ничего секретного. Просто правительство в связи с известным трагическим событием решило провести конференцию как можно менее помпезно, в более заниженном режиме. Между тем, журналистам стало известно, что президент Саакашвили упрекнул Европу в пассивном отношении к Грузии и ее проблемам, поставив ей в пример США. Как заявил журналистам посол Армении в Грузии Георгий Хосроев, проведение такого рода конференций - "серьезный инструмент, если мы хотим серьезно заняться процессом евроинтеграции". "В основном внешнеполитические интересы Армении и Грузии совпадают, в первую очередь, в вопросе евроинтеграции. Это стратегическая цель наших государств", - отметил Хосроев. По словам президента азербайджанского Независимого научно-исследовательского центра Лейлы Алиевой, "сегодня Грузия воспринимается как ориентир и лидер в области реформ, причем, как демократических изменений в обществе, так и его трансформации в направлении европеизации и евроинтеграции". "А поскольку все три страны нашего региона изъявили желание двигаться в этом направлении, то в этом смысле опыт Грузии нам очень полезен", - считает Алиева. Роберт Симмонс, специальный представитель Генсека НАТО в Закавказье и Центральной Азии, отметил, что НАТО помогает Грузии в проведении реформ в оборонной сфере, способствуя этим укреплению в стране безопасности. Вопрос сроков вступления Грузии в НАТО в повестке дня пока не стоит. "На конференции рассматривались вопросы отношений НАТО с Грузией, но они носят партнерский характер, а не непосредственного вступления Грузии в Североатлантический альянс", - отметил Симмонс. "Что касается позиции НАТО в вопросе вывода российских военных баз, то она ясна и адекватна: между Грузией и Россией существует Стамбульское соглашение, которое должно быть выполнено", - считает Симмонс. По его словам, "военные базы иностранного государства должны находиться там с согласия и доброй воли страны, на территории которой они дислоцированы, чего в этом случае нет". "К тому же иностранные войска не способствуют урегулированию конфликтов", - отметил Симмонс. ("Свободная Грузия")

Парламент

Особый статус Южной Осетии не должен быть ниже особого статуса Абхазии

В парламенте Грузии разрабатывается концепция о статусе "Южной Осетии", пишет 7 февраля газета "Ахали таоба". В парламентском комитете по внешним отношениям выслушали концепцию "Политико-правового статуса Южной Осетии", разработанную грузино-осетинским союзом "Ибериони". Концепцию представила председатель этой неправительственной организации Майя Цабошвили, по словам которой концепция является документом, выражающим позицию не только авторов или одной из сторон, а отражающим реальность и нынешний настрой в обществе. Примечательно, что представленная концепция известна и осетинской стороне, и вызывает большую заинтересованность в осетинском обществе. Авторы концепции постарались максимально учесть интересы осетинской стороны, что, с одной стороны, должно склонить осетинскую сторону на проведение переговоров, а с другой стороны, избежать выдвижения контрпродуктивных предложений. Согласно концепции, присвоенный Южной Осетии особый статус по своему содержанию не должен быть ниже особого статуса другого субъекта (Абхазии). Согласно концепции, выборы на территории Южной Осетии проводятся по тому же принципу, что и на всей территории Грузии (открытые, прямые, демократичные и т.д.), не подлежат принципу этнического или религиозного различия и являются выражением воли всех проживающих на территории Южной Осетии граждан. Периодичность выборов парламента республики Южная Осетия, его состав и порядок работы определяется законодательством республики Южная Осетия. Республика Южная Осетия как составной субъект федерации (а не государство-член), в отличие от других, не имеющих особого статуса субъектов федерации, пользуется дополнительными правами. Первое вето - во время принятия решений в нижней палате парламента Грузии по вопросам, непосредственно касающимся республики Южная Осетия, необходимы две трети голосов депутатов парламента, в том числе две трети голосов депутатов, избранных от республики Южная Осетия. Второе вето - в случае преодоления первого вето, те вопросы, которые непосредственно связаны с республикой Южная Осетия, передаются на рассмотрение в верхнюю палату парламента Грузии - Сенат. Для принятия решения Сенату необходимы две трети голосов членов Сената. Конституция и все законодательные акты республики Южная Осетия должны соответствовать Конституции и законодательным актам Грузинской федеративной республики. Полномочия президента Грузии по введению особого президентского правления в каком-либо регионе страны, могут распространиться на имеющий особый статус субъект федерации только в том случае, если этим субъектом грубо нарушаются приведенные в соответствие с Конституцией Грузии конституционный порядок и вообще Конституция Грузия, и только после принятого Конституционным судом решения. Согласно концепции, конституцией Южной Осетии может определяться название республики, границы территории, государственные символы (знамя, гимн, герб), внутреннее территориальное деление, структура, функции и полномочия органов власти, экономическая и финансовая системы (согласно конституционному закону). Согласно концепции, четко разграничиваются сферы компетенции Южной Осетии и центральной власти Грузии. Надо отметить, что граждане осетинской национальности Южной Осетии на определенное время освобождаются от воинской обязанности, пока представители обеих сторон не сочтут необходимым аннулировать это положение. С введением в армии альтернативной службы и профессионально-контрактной системы этот пункт и так потеряет значение. На территории Южной Осетии на определенный срок не будут размещаться подразделения вооруженных сил Грузии, за некоторым исключением. В качестве гаранта политико-правового статуса Южной Осетии может быть применен международный опыт, когда гарантом можно рассматривать какое-либо государство, международную организацию или оба вместе. ("Ахали таоба")

Ногаидели хорошо работал на посту министра финансов, а за хорошую работу надо повышать

Президент Грузии выступил на первом заседании весенней сессии парламента страны с отчетом о деятельности правительства за 2004 год, пишет 11 февраля газета "Свободная Грузия". В частности, Михаил Саакашвили сказал: "сегодня Грузия - государство, это наше главное достижение. Страна сделала свой выбор, избрала новый политический курс и выбрала новый парламент. Всего за год Грузия смогла добиться очень многого - бюджет страны возрос в три раза, были мобилизованы доходы, перекрыты пути контрабанде, принят новый Налоговый кодекс. Мы провели финансовую амнистию, государство смогло расплатиться с долгами по зарплате и пенсиям, которые скапливались за минувшие годы, и впервые госслужащий может прожить на свою зарплату. В Грузии начался процесс приватизации, мы привлекли в страну деньги, которые пойдут на решение стоящих перед государством проблем, в частности, в социальной сфере и области здравоохранения". Президент также отметил создание патрульной полиции, модернизацию и строительство современных вооруженных сил, создание института резервистов и т.д. "Сегодня у нас у всех одна цель - мы создали идеологию, по которой строительством государства занимается весь народ, а не какие-то отдельные личности, как это было раньше", - заявил президент. Президент заявил, что в стране создана эффективная власть, которая доказала, что может противостоять шантажам, терактам и при этом оставаться сильной. "Альтернативы у нас нет. Нам предстоит вернуть утерянные территории, и этому противостоят самые агрессивные в мире силы. Грузии потребуются титанические усилия для этого. Что касается кандидатуры Зураба Ногаидели на пост премьер-министра, то он хорошо работал на посту министра финансов, а за хорошую работу надо повышать", - сказал президент, отметив, что все перестановки в правительстве удачные. Что касается отношений с Россией, то президент выразил готовность еще раз поехать в Москву и еще раз протянуть руку дружбы Владимиру Путину. Президент отметил прекрасные отношения Грузии с Турцией, Арменией и Азербайджаном - "я бы даже назвал их идеальными и идиллическими", эти отношения надо беречь и сохранять. Президент полностью поддерживает инициативу сокращения числа депутатов парламента до 150 человек, за что еще в 2003 году высказались более двух миллионов граждан Грузии. Но считает, что при сокращении численности депутатов необходимо сохранить баланс. В парламенте должно быть не менее 50 мажоритарных депутатов, и должны быть депутаты, прошедшие по пропорциональным спискам. "Также мы должны думать о создании верхней палаты парламента, подобно тому, как этот институт действует в других демократических странах", - заявил президент. Саакашвили заявил, что "сегодня мы возвращаем грузин обратно в нашу страну". 2004 год стал первым за последнее время, когда количество желающих выехать из Грузии значительно сократилось. Президент коснулся и вопроса позиции международного сообщества. Отметив, что Грузия впервые стала привлекательной страной для мирового сообщества, он подчеркнул, что вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы и внутри Грузии, в зонах конфликта. Он привел происшествие с Аликом Козаевым, который на свой страх и риск вывез на грузинские курорты около 800 детей из различных сел Цхинвальского региона. Сегодня Алик Козаев находится в тюрьме в Цхинвали. По словам президента, "позор нам, что такое происходит до сих пор". "И позор международному сообществу, что оно закрывает на это глаза, как на что-то незначительное. Мы приложим все усилия для скорейшего освобождения Алика Козаева", - заявил президент Грузии. ("Свободная Грузия")

Выступление Саакашвили - дешевое политическое шоу

Со стороны оппозиции оценки выступления президента прозвучали сразу после его отчета, пишет 11 февраля газета "24 саати". Впечатления не очень отличались, хотя если часть депутатов заострила внимание на содержании речи президента, то другая часть прямо заявляла, что никогда не присутствовала "на таком дешевом политическом шоу". Один из лидеров Консервативной партии Звиад Дзидзигури назвал президента "оторванным от реальности человеком", однако отметил, что "президент был искренним, и он действительно думает, что в стране все в порядке". Хотя, если президент "оторван от реальности", то консерваторы могли прямо сказать ему об этом двумя днями раньше, во время рассмотрения кандидатуры Зураба Ногаидели и ситуации в стране. Более откровенными были республиканцы, которым, правда, не понравилась форма выступления президента, но они все-таки положительно оценили его речь. Так, Давид Бердзенишвили в беседе с журналистами отметил, что форма выступления президента напомнила заседания Верховного Совета 1991 года, но содержание оказалось приемлемым. По словам Бердзенишвили, для республиканцев интересным и неожиданным было заявление президента о территориальном устройстве страны и самоуправлении. Явно этим президент очертил общие контуры плана действия, что вселяет надежду, что в этом смысле процесс двинулся, считает Бердзенишвили. Лидер "Правой оппозиции" Давид Гамкрелидзе свое выступление построил на "провалах" правительства. Он считает выступление президента "неудачным копированием выступлений президента США". "Правая оппозиция" разочарована тем, что президент не уделил внимания проблемам, которые накопились в стране в течение последнего года. По словам Гамкрелидзе, он удивлен, что президент не затронул событий в Цхинвальском регионе в прошлом году, недавний теракт в Гори, а также стоящие перед Патрульной полицией проблемы: по словам оппозиционера, зарплаты сотрудников полиции урезаны наполовину. Оппозиция уважает энтузиазм граждан, которые записываются в резервисты, но не верит, что они смогут оправдать себя в ходе военных действий. Гамкрелидзе никак не может объяснить огромные расходы, которые делаются в этом направлении. "Правая оппозиция" не понимает, почему в силовых структурах существуют привилегированные части, в то время как пограничники, которые несут службу в сложнейших условиях на рубежах страны, "игнорируются". Гамкрелидзе упрекает власть и в пренебрежительном отношении к экономике, малому предпринимательству и бизнесу. По словам Гамкрелидзе, сегодня в стране налицо экономическая стагнация. Всю экономическую политику Бендукидзе увязал с распродажей имущества, а не с формированием свободного предпринимательства и рынка. Он также отметил тяжелый социальный фон в стране, проблему безработицы, рост цен, и считает не соответствующими действительности утверждения властей, что контрабанда в стране побеждена. И, наконец, свои замечания к выступлению президента есть и у журналистов. Президент много говорил о демократических процессах в стране, но ничего не сказал о независимости масс-медиа. Не сказал он о правозащитных организациях, как об одном из главных гарантов демократического развития. На эти моменты не обратила внимания и оппозиция. Между тем, как пишет газета, это единственный на протяжении последних лет случай, когда высшее лицо государства в своем программном выступлении, фактически, игнорирует масс-медиа и те организации, которые борются за защиту прав человека. ("24 саати")

В резолюции Совета Европы, отразившей обозначившиеся в Грузии за год тенденции, один из пунктов касался отсутствия оппозиции, пишет 11-12 февраля газета "Версиа". Этот пункт в окончательном варианте резолюции был исправлен, и было записано - "слабая оппозиция". После отчета в парламенте президента Грузии общественность снова вспоминает резолюцию Совета Европы. Как пишет газета, монолог оппозиционера Давида Гамкрелидзе президент и его большинство восприняли цинично. А на общественность произвело впечатление заявление президента о финансовых и других деловых связях Гамкрелидзе с кланом Шеварднадзе. Потому, что в этом президент был действительно прав. Общественность, несомненно, вспомнила и то, что "Новые правые" присутствовали в парламенте 22 ноября 2003 года во время последнего выступления Шеварднадзе. Практически нулевой рейтинг Гамкрелидзе и его политобъединения наряду с другими причинами объясняется именно осевшим в памяти народа скандалом 22 ноября. Потому критика Гамкрелидзе и его соратников вызывает в общественности такую же реакцию, какую и в президенте - цинизм, отмечает издание. Что касается отсутствия оппозиции... До парламентского заседания еще казалось, что освободившуюся нишу эффективной оппозиции когда-нибудь займут "Консерваторы", но Коба Давиташвили и Звиад Дзидзигури, вероятно, именно в тот день потеряли этот шанс. "Консерваторы" были единственной фракцией, которая после отчета президента не выступила с трибуны. Это означает, что Давиташвили-Дзидзигури полностью согласны с пафосом президента в связи со строительством страны и присоединяются к бурным аплодисментам. Остается впечатление, что у Кобы Давиташвили не было вопросов по нарушению прав человека, соблюдению верховенства закона, тем же бессмысленно и в нарушении закона израсходованным из фонда президента 50 миллионам, по бюджетным процессам, по погибшим в цхинвальской кампании военнослужащим. А также не было вопросов в связи с террором бизнесменов, притеснением прессы, перекраиванием Конституции, признаками диктатуры, недееспособностью судебной власти, армией безработных и проблемой занятости, назначаемыми мэрами и главами управлений. Ведь обо всем этом первое лицо страны не говорил. Давиташвили был политиком, который "вещал с голоса народа". Именно это обусловило то, что он несколько раз попал в десятку рейтинговых персон. В последние месяцы почти во всех регионах страны, консерваторов поддерживали люди, надежды которых обманула новая власть. Консерваторы предали этих людей. Несколько дней назад мотивом перемещения на орбиту президента Давиташвили-Дзидзигури называли: сейчас президенту нужна наша поддержка, сотрудничество. Но мыслящий подобно Давиташвили политик, очевидно, знает, что сотрудничество предусматривает скорее правду, здоровую критику, нежели льстивый путь, как это делает окружение президента, пишет газета. В развитых странах оппонирование внутри правящей партии - обязательное условие политического сотрудничества. Там прислушиваются к мнению каждого, обсуждают его. К истинному, верному решению в Европе идут этим путем, это настоящая демократия. Там первое лицо страны никогда не говорит с оппозиционерами с использованием той лексики, к которой часто прибегает грузинский президент. Согласно Давиташвили, президенту, мол, трудно, ему нужна поддержка. Но как трудно будет Саакашвили, это проявится потом, когда вокруг не останется ни одного, говорящего правду человека; когда никто не будет говорить о верховенстве закона и нарушении прав человека. Тогда Саакашвили действительно будет трудно, и что случилось с Шеварднадзе, то же произойдет и с ним - он станет заложником окружения. И это будет вина Кобы Давиташвили, Звиада Дзидзигури, Романа Гоциридзе, Гиги Бокерия и многих других. И тогда, вполне возможно, будут оценены выступления Гамкрелидзе и его политические заявления, а цинизму и скоморошеству Саакашвили и аплодирующему ему большинства грош будет цена. Вот тогда действительно, что делать?! ("Версиа")

Абхазия

Грузинская сторона должна предложить абхазам что-то конкретное вне политики

Для урегулирования конфликта Абхазии, США предлагают Грузии осуществление плана совместных грузино-абхазских экономических проектов, и сотрудничество Вашингтона и Москвы, пишет 8 февраля газета "Резонанси". Об этом на встрече с председателем правительства Абхазии в Тбилиси Ираклием Аласания заявила заместитель Госминистра США Лора Кеннеди, которая вместе с делегацией США прибыла в Грузию на похороны Зураба Жвания. По ее словам, США поддерживают усилия власти Грузии по урегулированию конфликта мирным путем, и с этой целью вместе с представителями других стран-друзей Генсекретаря ООН готовятся к участию на запланированной в конце марта встрече в Женеве. По ее данным, на предстоящей в марте конференции в Братиславе президенты Джордж Буш и Владимир Путин также обсудят вопрос Абхазии. По словам Лоры Кеннеди, демократические реформы в Грузии проходят успешно, что является одним из условий урегулирования конфликта Абхазии. Америка продолжает диалог с Грузией по тем мирным инициативам, которые существуют в отношении Абхазии, заявила Лора Кеннеди, которая положительно оценивает основные принципы заявлений, сделанных президентом Грузии на Ассамблее Совета Европы и обещает власти Грузии поддержку в мирном урегулировании конфликтов. Об этом Кеннеди заявила после вчерашней встречи с госминистром Грузии по вопросам урегулирования конфликтов. Что касается конкретных проектов, то, по словам председателя Верховного Совета Абхазии в Тбилиси Темура Мжавия, пока разговоры носят общий характер. Речь идет о малом бизнесе и о сравнительно крупных проектах, идет прощупывание почвы, чтобы это предложение реально было бы осуществлено. Кстати, он отметил, что пример совместного предприятия уже существует. Это АО "Спецтоннельстрой", которое заключило договор о сотрудничестве с абхазской организацией "Абхазстрой". Эти две организации на основании договора проводят работы на ИнгуриГЭС. По словам Мжавия, Программа развития ООН уже предложила абхазам экономическую помощь, и грузинская сторона может принять участие в подобных проектах. Речь идет о территории Гальского района, а также о районах расселения беженцев на левом берегу Ингури. В этот процесс могут включиться все, у кого есть соответствующие ресурсы, в том числе, конечно, и министерство экономики Абхазии в Тбилиси, считает Мжавия. Примет ли абхазская сторона предложение США и Грузии, задается вопросом газета. Темур Мжавия считает, что с учетом социального фона в Абхазии, абхазы не должны отказаться от экономического сотрудничества. Вместе с тем, политолог Паата Закареишвили отмечает, что предложенный американцами проект экономического сотрудничества не согласован с абхазами. А это имеет принципиальное значение, считает политолог, по словам которого, если американцы хотят добиться успеха, они сначала должны обсудить это с абхазами, а потом разрабатывать проект экономического сотрудничества. Что касается настроя абхазов, то Закареишвили считает, что они ради независимости готовы вынести любые лишения. Хотя, по его мнению, если грузинская сторона, предложит абхазам что-то конкретное вне политики, то они могут этим заинтересоваться. "Мы все предлагаем им в контексте политики. Если же мы дадим абхазам возможность развития, то это окажет влияние и на их политику", говорит Закареишвили. Главными компонентами должны быть экономика, демократизация и урегулирование конфликта, считает политолог. ("Резонанси")

Цхинвальский регион (Южная Осетия)

Реабилитационные работы в зоне грузино-осетинского конфликта будут выполняться совместными силами, пишет 8-9 февраля газета "Алиа". Грузинские и осетинские инженеры будут вместе выполнять реабилитационные работы, финансируемые Еврокомиссией. Это требование выдвинула грузинская сторона на прошедшей в Цхинвали встрече, на что осетинская сторона ответила согласием, отмечает издание. В результате уже проведенных тендеров в Цхинвальском регионе запланирован целый ряд реабилитационных работ. В частности, будет осуществлено восстановление в Цхинвали водопроводной системы для обеспечения населения питьевой водой, а также сети газоснабжения. Будут приобретены и установлены счетчики электроэнергии и трансформаторы. В планах также восстановление мусороперерабатывающего завода, наведение порядка на мусорных свалках на прилегающей к Цхинвали территории, реконструкция водокачки в селе Кемерти, строительство газопровода в селах Тамарашени и Кехви, газификация села Авневи, реабилитация водного резервуара реки Цкнари, восстановление водопровода Эдиси-Цхинвали, завершение строительства ГЭС "Эдиси-2", ремонт в Тамарашени и Хеити двух грузинских начальных школ, а в Джавском районе обустройство двух осетинских школ. ("Алиа")

В Цхинвали возможен теракт?

Грузинские силовики и эксперты антитеррористических служб приходят к заключению, что сейчас в Цхинвали возможен теракт, пишет 8-9 февраля газета "Алиа". Это предположение делается на основании анализа теракта в Гори и внешней политики. Как пишет газета, угроза стара и знакома, хотя, власть Грузии по-прежнему воздерживается называть Россию. Стратегический план России - сохранение влияния на слабую Грузию, а локальный план на данном этапе - война с Цхинвали. Грузия пытается, пусть медленно, но стать на ноги и многое свидетельствует о том, что Грузия предпринимает первые шаги в развитии экономики. Чтобы остановить это движение, проще всего втянуть Грузию в войну. То, что России однажды удалось в Абхазии, она попыталась этим летом осуществить в Цхинвали - создать вооруженный конфликт. Тогда Запад строго предупредил президента Саакашвили, что Грузия экономически не настолько сильна, чтобы вести войну. Власть Грузии тогда одумалась и прекратила войну. А скоро Грузия выдвинула автономиям абсолютно приемлемые предложения, и должны были начаться конкретные переговоры. Согласно изданию, сейчас Россия пытается снова втянуть Грузию в войну и осуществляет грубые действия руками военной разведки. К этому добавляется ее месть Грузии за то, что она предоставила убежище чеченским беженцам (и в свое время, к сожалению, не только беженцам). Во время Бесланской трагедии, Россия утверждала, что грузины укрывают таких людей, которые убивали детей в здании школы. Специалисты силовых министерств в одном контексте рассматривают теракты, осуществленные на высоковольтных вышках, и взрыв в Гори, и полагают, что это один и тот же почерк. После нескончаемых взрывов в Шида Картли, несколько месяцев назад спецназ госбезопасности провел успешную операцию и на месте ликвидировал группу диверсантов. Как полагают сотрудники силовых министерств двое убитых русских - спецназовцы ГРУ. Этот почерк виден и в теракте в Гори, чему предшествовали несколько акций и волнений, похищений и происшествий в грузинских селах в Цхинвали. Тогда власть Грузии смогла потушить "искры", зато в Гори произошел теракт. Не в Тбилиси, Кутаиси, а именно в Гори, чтобы еще раз обострить ситуацию в регионе. Между прочим, власть Грузии умно просчитала этот фактор, и сразу же заявила, что самопровозглашенная республика Осетия здесь ни при чем. Взрывчатые вещества и в таком количестве, в магазине не приобретешь. Они есть только в военизированных частях, очень возможно, что они с российских военных баз или из миротворческих сил России, отмечает газета. Между прочим, на днях командующий грузинскими миротворческими силами Коба Лачкебиани заявил о задержании в грузинских селах Цхинвали 6 российских военнослужащих. Как выяснилось, они являются сотрудниками дислоцированной в Батуми российской военной базы. Как они заявляют, они ехали в отпуск и хотели через Владикавказ перейти в Россию. Их препроводили в военную комендатуру и, очевидно, скоро выяснятся цели их реального визита в Цхинвали. В результате анализа грузинские эксперты приходят к заключению, что скоро русские устроят теракт в районе Цхинвали. Простые люди, потерявшие близких вследствие теракта, не делают глобальных выводов. Ими движет чувство мести, и так начинаются беспорядки в населении. А затем для защиты грузинского населения власть Грузии будет вынуждена ввести в регион войска, и так начинается война - по расчетам российской военной разведки. Если в Цхинвали действительно произойдет теракт, то главное, чтобы цхинвальская власть осознанно подошла к этому вопросу и не судила так просто: мол, грузины мстят из-за теракта в Гори. ("Алиа")

Экономика

Государственное управление контрабандой - реальность или...

Хотя представители власти довольны эффективной борьбой с контрабандой, но работающие над этой проблемой специалисты считают, что контрабанду в Грузии по-прежнему не удается одолеть, пишет 8 февраля газета "Резонанси". Особенно велики масштабы контрабанды сигарет и спирта, считают специалисты, часть из которых видит один из путей решения проблемы в позабытом методе - в управляемой государством контрабанде. В последнее время, говоря о контрабанде, почему-то делают акцент только на Цхинвальский регион. Хотя, по словам специалистов, в большом количестве контрабанда проникает в страну через Гали и Красный мост. По словам эксперта в вопросах Кавказа Мамуки Арешидзе, масштабы поступающей через Цхинвали контрабанды сигарет не изменились, а в последние месяцы здесь заметно возросла и контрабанда спирта. Поскольку поступающий в Потийский порт из Украины спирт обходится дорого, в Цхинвали создалась плодотворная почва для контрабанды. В настоящее время спирт поступает с Северного Кавказа, и чиновники греют на этом руки, считает Арешидзе. По информации экспертов, кроме Цхинвальского региона, большое движение контрабандных сигарет и топлива между Гальским и Зугдидским районами. Есть информация, что действующие на территории Абхазии контрабандисты имеют тесные связи с бизнесменами, как России и Турции, так и различных регионов Грузии. Работающие над этими проблемами специалисты считают, что принятие административных мер против контрабанды в конфликтных зонах и прилегающей к ним территории - вопрос деликатный. В условиях постоянной политической и экономической напряженности в зонах конфликта, силовые методы борьбы с контрабандой могут вызвать переход конфликта в новую фазу. По мнению Мамуки Арешидзе, когда границы страны незащищены, и государство не в состоянии справиться с проблемой контрабанды, надо применить апробированный в Европе метод, в частности, утвержденный в Италии после Второй мировой войны. В этом случае, государство само управляет контрабандой и получает прибыль. По словам Арешидзе, в 2000 году тогдашним министерством по налоговым доходам и министром Михаилом Мачавариани был разработан закрытый проект. Авторы этого проекта с помощью одного из частных банков приобрели у осетинских контрабандистов определенное количество контрабандного бензина. 60% этого бензина растаможили и внесли в госбюджет приблизительно 400 тысяч лари. С одной стороны, это нарушение закона, но с другой - все были довольны. Если раньше в казну не поступали все 100% от контрабандного бензина, но в этом случае бюджет получил 60%. "Это значительный эффект, но такое не устраивало российских и грузинских чиновников, которые лоббировали Эргнетский рынок, и в итоге проект провалился", - говорит Арешидзе. По его словам, подобный метод - один из временных этапов процесса снижения показателя контрабанды. Но во власти есть люди, которые покровительствуют контрабанде, и такой вариант их не устраивает. Эксперт экономики Демур Гиорхелидзе считает идею управления государства контрабандой, абсолютно неприемлемой. По его словам, самым эффективным было бы задействование механизмов рыночной экономики - "лучше бы правительство позаботилось о развитии свободной экономики и в этом плане сблизило бы жителей конфликтных зон с населением других регионов Грузии". Того же мнения придерживается и Джамбул Бакурадзе, по словам которого, подобная практика существует в некоторых странах Азии, но в Грузии это исключено. Как отметил Бакурадзе, не соответствует действительности мнение, что из Цхинвали поступает контрабанда в том же количестве, что год назад. По его данным, "если раньше мы с трудом собирали на таможне 20 миллионов лари, то сейчас в бюджет поступает сумма свыше 65 миллионов лари". Конечно, контрабанда по-прежнему есть, но не в таком объеме, как раньше, считает Гиорхелидзе. Примечательно, что рост контрабанды в Грузии отмечается с 1998 года и его масштабы за эти годы представляют угрозу стране. Контрабанда способствовала развитию коррупции, формированию криминальных группировок и их связи с правоохранительными структурами и политическими группами. По мнению специалистов, пока в Грузии существуют конфликтные регионы, решить вопрос контрабанды довольно сложно. ("Резонанси")

Система образования

Права приема студентов в новом учебном году лишены 117 вузов страны, пишет 11 февраля газета "Свободная Грузия". Таков окончательный вердикт Совета по аккредитации высших учебных заведений Грузии. Так завершился процесс аккредитации 227 вузов, проводившийся в рамках реформы системы образования. Как заявил журналистам председатель Совета по аккредитации Котэ Кублашвили, экзамен выдержали 110 высших учебных заведений. Большинство вузов не отвечает минимальным требованиям. Аккредитация предусматривала соответствие площади аудиторий количеству студентов, обеспечение книжного фонда библиотек, количество персональных компьютеров, наличие веб-сайтов. Среди прошедших аккредитацию вузов 32 процента составляют государственные и 75 - частные. Среди тех, кто не отвечал условиям конкурса, 20 процентов составляют государственные высшие учебные заведения и более половины - частные. Повторная аккредитация будет проведена не позднее двух лет. Причем, в ней опять-таки примут участие все без исключения вузы. Что касается учебных заведений, не прошедших конкурс, то они не будут закрыты, а лишены права приема новых студентов. По словам Котэ Кублашвили, следующая аккредитация будет проводиться по более высоким критериям. Кстати, подобная практика пока не коснется средних учебных заведений. ("Свободная Грузия")

Общество

Восьмого февраля в Грузии отмечался всенародный праздник Давидоба - День поминовения Святого благоверного царя Давида Строителя, пишет 11 февраля газета "Свободная Грузия". В этот день в новом Кафедральном соборе Святой Троицы Католикос-Патриарх Всея Грузии Илиа Второй провел торжественный молебен, и там же по благословению и по инициативе духовного лидера страны был основан Международный благотворительный фонд возрождения и развития духовности, науки и культуры. Первый взнос сделала сама Грузинская православная церковь. Пожертвования также сделали ряд организаций, грузинских общественных деятелей и бизнесменов. Как было отмечено, внести вклад в основанный Католикосом-Патриархом благотворительный фонд может любой гражданин. По словам Католикоса-Патриарха, фонд будет иметь большое значение для Грузии. Это то средство, тот фонд, в котором может принять участие любой человек, независимо от его национальной или религиозной принадлежности. Это будет фонд, который поддержит национальное государственное мышление, его укрепление. Как отметил Католикос-Патриарх, "мы сделаем все, чтобы Грузия была сильным, свободным, демократическим государством, наша цель - укрепиться духовно, физически и помогать другим. Это будет самый прозрачный фонд, все будут знать, на что истрачен каждый тетри". Фонд будет находиться непосредственно под контролем Католикоса-Патриарха, который и станет его председателем. Фондом будет управлять распорядительный совет из 12 человек, в числе которых представители науки и культуры страны. Исполнительным секретарем назначен проректор Духовной академии отец Георгий (Звиададзе). В обязанности правящего совета входит объявление конкурсов на различные проекты. Если предложений будет так много, что правящий совет не сможет один справиться, то секретариат пригласит специалистов в состав временной комиссии. После заключения правящего совета, проект будет представлен Главному совету, который со своей рекомендацией подаст его председателю Фонда - Католикосу-Патриарху. С автором победившего проекта заключается грантовый договор, а секретариат следит за ходом осуществления договора и его финансированием. ("Свободная Грузия")

По информации Государственного департамента статистики, уровень рождаемости в Грузии снизился наполовину, пишет 11-12 февраля газета "Версиа". Уровень естественного роста населения Грузии с 1990 до 2004 года упал с 7,8 процента до 0,1 процента. Если в 90-х годах естественный рост населения составлял 42 094 человека, то в 2003 году этот показатель снизился до 139 человек. На изменение демографического положения страны оказали влияние и процессы внешней миграции. Пик миграции приходится на 1994-1995 годы. В этот период отрицательное сальдо внешней миграции составляло 142,6 тысячи человек. В последующие годы отмечалась тенденция уменьшения этого процесса, а в 2003 году показатель составил 30 тысяч человек. Если в 1990 году численность населения страны составляла 5 424 004, то в 1995 году численность населения была 5 061 700, а в 2003 году численность населения на контролируемой территории страны составила 4 312 002 человека. Ввиду того, что в миграционных процессах в основном участвует трудоспособное население репродуктивного возраста, в этот период значительно выразилась тенденция старения населения. Если в 1990 году доля граждан страны в возрасте 65 лет и выше составляла 9,2 процента от общего числа населения, то в 2003 году этот показатель поднялся до 13,1 процента. И если в 1990 году доля молодых в возрасте до 15 лет составляла 24,5 процента, то в 2003 году этот показатель снизился до 20,4 процента. За период 1990-2003 годы уровень рождаемости сократился наполовину, а уровень смертности на 1,3 процента увеличился. ("Версиа")