"Равнение на центр".
("Московский комсомолец" в Красноярске", 09.02.05)

В администрации края взяли за образец президентскую службу протокола.
Деловые и общественные встречи Александра Хлопонина неизменно проходят без сучка и задоринки. Расписанные по минутам, эти мероприятия исключают непредвиденные обстоятельства в виде старушки, внезапно прорвавшейся к губернатору со своей бедой, или журналиста - с глупыми вопросами.
Как стало известно "МК" из конфиденциальных источников, четкий порядок на приемах и выездных встречах главы края обеспечивает служба протокола. Пока - до проведения административной реформы - она существует неофициально, в рамках протокольного отдела для обслуживания делегаций. Месяца три назад ее возглавил советник губернатора Александр Маршалов, который, до того как попасть в Красноярск, работал в Кремле - у Ельцина и Путина. Именно "президентское" прошлое помогает советнику отлично структурировать хронотоп Хлопонина.
К примеру, визит главы края в какой-нибудь район предваряют поездки молодых, энергичных госслужащих. Они тщательно исследуют места подхода прессы, продумывают регламент выступлений. В задачи этих людей входит также протокольное обеспечение приемов губернатора и программа пребывания в крае высоких гостей.
Надо сказать, что отдел протокола существует и в некоторых других субъектах Федерации. Однако из губернаторов СФО Александр Хлопонин - единственный, кто подошел к этому вопросу столь серьезно.


"Край богатых невест".
("Московский комсомолец" в Красноярске", 09.02.05, Анна Смелова)

Объединение регионов: давняя любовь и брак по расчету.
На днях автор наблюдал, как проходит монетизация льгот в отдельно взятой маршрутке. Солидных лет дедушка в библейских сединах, покидая дружелюбный автобус № 46 в "час пик", привычным движением распахнул перед дамой-кондуктором удостоверение участника ВОВ. Последовала довольно грязная сцена. Дама велела водителю заблокировать дверь выхода из автобуса до момента оплаты старичком проезда. Аргумент: льготы с первого января отменены, засим ветеранское удостоверение больше не причина для бесплатного проезда в маршрутке. Предполагалось, видимо, что обитатели автобуса организованно выколотят из дедушки требуемые шесть рублей. Пассажиры поступили иначе, оплатив проезд старика и "наехав" на кондукторшу. Старика выпустили, и автобус покатил дальше, покачиваясь от внутренних волнений...
Пример грустный и символичный одновременно. Ситуация легко накладывается на общероссийскую, где старик - нуждающиеся граждане страны, а оплатившие его проезд пассажиры - провинциальный регион. В неприглядной роли дуэта кондуктор-водитель выступает федеральный центр.
Интересы регионов и федерального центра в очередной раз не совпадают. Территории рвут жилы, зарабатывая на прокорм себе и своим старикам. Сможет ли конкретный мужчина из маршрутки № 46 оплачивать проезд всем встречающимся в пути бывшим льготникам? Покупать плачущим старушкам лекарства? Путевки в дома отдыха? Вопросы, разумеется, риторические.
Монетизация льгот вскрыла долго нарывавший фурункул. Процесс "перевода стрелок" запущен давно, вместе с переходом в ведение регионов зарплат бюджетников, выплат пенсий, содержания медицины и образования... Список можно продолжать.
И вот теперь - монетизация. Регионам предоставили все условия для того, чтобы надорваться. Прокатившаяся по всей стране волна протестов свидетельствует: где-то это уже случилось. Наш край пока держится. Однако ситуация, скажем прямо, сложная. Что делать региону в таком положении? Социально ориентировать бюджет? Куда дальше? И целевые программы, и расходные статьи, предусмотренные под эти программы - социальны до верху. Вопрос в том, какими средствами поддерживать эти расходные статьи.
Как ни банально звучит, но самым успешным выходом сегодня представляется объединение регионов. Причем, выход этот, по мнению многих экспертов, выгоден во всех отношениях.
Если откинуть политическую составляющую, объединение края - это чистой воды экономика. Цена вопроса - 6 миллиардов рублей федеральных субвенций на Таймыр и Эвенкию. Откуда деньги? По два миллиарда в год федеральной социальной поддержки. В случае объединения территорий эти субвенции в течение трех лет будут поступать в консолидированный бюджет "большого" края. Иначе мы их лишимся. Причем указанная сумма - это лишь те деньги, которые видно невооруженным глазом.
В российской деловой прессе объединение края уже названо самым удачным инвестиционным проектом года. Главным результатом слияния регионов станет резкий рост инвестиционной привлекательности Красноярья. Объединятся не столько территории, сколько природные, трудовые и финансовые ресурсы.
Будущее края лежит на севере региона - этому сегодня учат в школе - и это будущее пахнет нефтью. Нефтедолларовая эпоха благополучия Тюмени и Ханты-Мансийского автономного округа близится к закату, и Эвенкия становится главной стратегической нефтеносной базой России. Недавняя доразведка залежей черного золота в округе позволяет осторожно предполагать, что здесь находится самое большое месторождение нефти в мире.
Что это может значить для простых жителей края? В чем-то - возвращение в 70-е годы прошлого века. Севера из бывших депрессивных территорий становятся зоной "комсомольских строек". Сегодня Тюменская область кормит себя и дает рабочие места вахтовикам Новосибирска, Омска, Свердловска. Завтра такой трудовой меккой России обещает стать красноярский Север, где еще вчера ведущей отраслью экономики было оленеводство.
Стало быть, в перспективе объединение края даст много больше шести миллиардов рублей, - здесь речь уже идете миллиардах в валюте. И губернатор, похоже, отнюдь не преувеличивал, обмолвившись недавно: мы, дескать, берем богатых невест...
Однако все эти воздушные замки материализуются только после того, как на карте страны восстановятся прежние границы края. До того запасы эвенкийской нефти будут мирно лежать практически нетронутыми. Потенциальные инвесторы пока топчутся на границе округа - в ожидании объединения. Причина тому - несовершенство законодательства и искусственные административные границы, порождающие чиновничий беспредел.
Объединение обусловлено исторически, геополитически, экономически, наконец. Тринадцать лет искусственного существования должны были закончиться именно этим - возвращением к целостности края. Гарант конституции, опять-таки, желает видеть регионы страны максимально укрупненными. Стало быть, объединение - вопрос времени. Сегодня регионам предлагается вступить в брак по любви, не лишенной расчета (тем более что любовь здесь - вполне натуральная и проверенная временем). Не использовать такую возможность - глупо и недальновидно. Ведь завтра можно оказаться в ситуации "без меня меня женили". Мало того, без наследства оставили.


"Альпинисты за объединение".
("Красноярский рабочий", 09.02.05)

Красноярские альпинисты решили не оставаться в стороне от политических событий, происходящих на территории края. Для этого они отправились на границу Читинской и Иркутской областей и покорили там доселе не изведанный горный хребет, присвоив трём его пикам в соответствии с их высотой следующие названия: Красноярский край, Таймыр и Эвенкия. Об этом рассказал собравшимся на вчерашней встрече в крайспорткомитете руководитель экспедиции Николай Захаров. Таким образом, спортсмены выполнили своё обещание, и теперь дело осталось за чиновниками, которым необходимо оформить все документы о первопокорении северо-восточной стены Кодара и направить их в Российское географическое общество.


"Координационный совет следит за ходом реформы".
("Красноярский рабочий", 09.02.05)

Вчера на заседании президиума координационного совета ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края прошло обсуждение хода реформирования местного самоуправления на территории края.
Как сообщил председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, руководитель секции координационного совета Алексей Клешко, "тема реформирования была одной из ключевых на III съезде депутатов Красноярского края". "Координационный совет очень внимательно следит за ходом реформы. У некоторых создалось ошибочное мнение, что реформа завершится определением границ муниципальных образований. После определения границ начнётся большая работа по разграничению собственности между муниципальными образованиями различного уровня. Будут внесены изменения в уставы территорий, подготовлены для органов местного самоуправления методические материалы и типовые нормативные документы", - сказал А. Клешко.


"О "федералах" и "нелегалах" говорил с краевыми коллегами спикер Норильского горсовета".
(Заполярный вестник. 09.02.05. Автор: Т.Святкина)

Вчера в Красноярске прошло заседание президиума координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Координационный совет под председательством спикера Законодательного собрания Александра Усса обсудил ход реформы местного самоуправления и ситуацию с социальными гарантиями и льготами в крае.
В заседании президиума участвовал и председатель Норильского городского совета Сергей Шмаков. Он обсудил с коллегами проблему заработной платы федеральных служащих. С начала нынешнего года городская власть лишилась права субсидировать расходы другого бюджетного уровня, поэтому работники федеральных структур перестали получать компенсационные выплаты. В горсовет Норильска поступило около 20 писем из разных организаций, в которых люди жалуются на резкое падение доходов.
Еще одна тема, которую Сергей Шмаков намерен обсудить в Красноярске, связана с созданием в Норильске миграционной службы.


"Кто съедает бюджетный профицит".
("Красноярский рабочий", 09.02.05)

Северный завоз сегодня - одна из актуальных тем. Подготовка к этому сложному мероприятию идёт полным ходом, формируются объёмы, согласуются графики. Но я глубоко убеждён, что система северного завоза должна претерпеть изменения.
Раньше, когда государство финансировало поставки на "севера" угля и ГСМ, этот процесс был отлажен и функционировал достаточно эффективно. Потом государство свалило его на региональные власти, и нам стали выдавать субсидии, которые мы должны отрабатывать и возвращать.
Прежде всего, про сам принцип северного завоза. Дают нам субсидию на приобретение топлива и требуют вернуть деньги уже к сентябрю этого же года, то есть к началу отопительного сезона. Мы традиционно пишем письмо об отсрочке, и нам, опять же традиционно, продляют срок до 31 декабря.
Но мы эту солярку и уголь ещё не сожгли ни в топках котлов, ни в дизелях. Мы их только будем расходовать до мая следующего года, одновременно собирая деньги с потребителей и населения. Где взять деньги к концу года? Только, наверное, по принципу - найди, укради, сам роди... И это продолжается из года в год. Район хронически в долгах. От своего предшественника, помню, получил долги в 23 миллионов рублей.
При нынешней системе расчётов идут постоянные разборки между бюджетами. Например, не дали району 12 миллионов рублей, потому что мотыгинцы завезли якобы немного лишнего топлива. Но зачем я это сделал? А затем, что в районе 200 километров ничейных дорог. И не потому, что никто не даёт ни копейки на их содержание. А потому, что они ни в каких балансах, ни в каких документах за районом не числятся. Но людей возить надо, продукцию предприятиям вывозить надо! Даю это "лишнее" топливо дорожникам или лесникам, и они за это содержат трассы.
Или другая точка напряжения. Все добиваются моего признания, где 30 миллионов рублей собственных доходов района, что собрали сверх плана. Но никакого секрета нет - все эти средства в сданном в эксплуатацию детском саде, в переоборудованной котельной, в новом здании пожарной охраны и её содержании.
С точки зрения экономики края, мне вообще непонятен "абсолютизм" в определении для меня как главы района цифр на северный завоз. Нам надо 25-30 тысяч тонн угля на сезон. Топливо есть своё, под боком. Дайте нам деньги, но не командуйте, как и откуда возить. Можно заключить в районе внутренний договор и своим флотом перевезти за меньшие деньги. А вопрос замены хакасских углей нашими, местными, вообще оборачивается политической стороной. В этом году одна тонна черногорского угля обошлась нам в 1056 рублей!
Вот пример. Возили в 2003 году уголь по калькуляции артели "Ангара": за тонну - 76 рублей. В следующем, 2004-м, согласовали их цену в 132 рубля (увеличилась стоимость дизтоплива), поехал с этими бумагами в край. Пароходство говорит, что оно перевезёт дешевле. Согласились. Перевезло оно уголь, прислало нам свои расценки - на порядок дороже! А потом все эти затраты приходится закладывать в стоимость гигакалории тепла, в стоимость услуг ЖКХ.
Другой вопрос. В силу географических особенностей мы вынуждены завозить уголь сразу на весь сезон. И сразу его оплачивать. Сожжём, не сожжём - не важно. Коль создали службу заказчика в крае, которая проводит аукционы, тендеры, выбирает поставщиков, перевозчиков, устанавливает цены, почему бы не сделать свои филиалы на местах. Склады, например. Завезите туда уголь для нас, а мы помесячно (нам сразу всё не надо), партиями будем выбирать. И так же постепенно расплачиваться: купили, сколько надо, сожгли уголь, собрали деньги, снова купили. И не будет накапливаться бессмысленный долг. Просто? Но не дают! Значит, это кому-то выгодно. Ведь "Красноярскнефтепродукт", например, завозит горючее (в том числе и для нас) на свою нефтебазу. Берёт немного за хранение, а мы, по мере надобности, покупаем.
Мотыгинский район за все предыдущие годы должен 140 миллионов рублей. Вопрос: кому? Считаю, что мы никому не должны! Федерация отдавала нам всё безвозмездно в виде субвенций. Ведь если убрать все промежуточные звенья, власть сама себе должна. Мы постоянно кому-то должны. Кредиторская задолженность, накопленная десятилетиями, составляет 46 миллионов рублей. Мы её постоянно гасим, нам снова что-то пересчитывают, и снова мы постоянно должны!
В начале марта будем принимать районный бюджет. Впервые он будет небольшой, но профицитный. Для того чтобы он был нормальным, надо двигаться дальше, развивать промышленность, добывать свой уголь, золото, ниобий, тальк. И что-то менять в этом самом северном завозе, иначе он все наши профициты убьёт.
Виктор ЗВАНЦЕВ, глава Мотыгинского района.