Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель территориального агентства лесного хозяйства по Мурманской области Алексей Зимин, с января 2005 года внесено много изменений в Лесной кодекс, которые содержатся в ФЗ № 122 и принятом 29 декабря 2004 года ФЗ №199. 60-70% новых положений носят редакционные поправки, которые не меняют содержания прежних законов. Существенные новшества заключаются в следующем. Во-первых, леса становятся федеральными, за исключением той части, которая находится у лесных колхозов, совхозов. Эти леса остаются за субъектами федерации. Для Мурманской области подобное изменение неактуально, так как лесной фонд в области является федеральным по причине отсутствия лесных колхозных, совхозных хозяйств. Часть функций по нормотворчеству в лесном хозяйстве возложены на регионы.

Во-вторых, органы лесного хозяйства теряют полномочия контроля, охраны, защиты лесного фонда. Эти функции возложены на федеральную службу Росприроднадзор. Пока остается неясным, кто сейчас занимается охраной лесов, увольнять ли лесников или переводить в Росприроднадзор. Сейчас де-юре органы лесного хозяйства и работающие там лесники не имеют права пресекать незаконные порубки, задерживать лесонарушителей. Лесник сейчас не может даже потребовать документы у нарушителей. Не прописан механизм реализации лесной охраны.

"Наконец, еще один существенный пункт, это то, что борьба с лесными пожарами передается органам власти субъекта федерации, на что он получит финансовые субвенции из федерального бюджета. Тоже пока непонятно, как, в рамках чего будет создан этот орган. ФЗ №199 был принят 29 декабря 2004 года и вступил в силу с 1 января и после выхода на работу с праздников вызвал много вопросов. Одно в законе прописано, другое не дописали. Нужно было дать хотя бы 6 месяцев, чтобы лучше ознакомится с новым законом, продумать все механизмы, моменты, связанные с введением новых поправок",- сказал корреспонденту ИА REGNUM Алексей Зимин.