Справка ИА REGNUM: Кокоев Александр Алиханович родился в 1971 году в г. Ростов-на-Дону. Окончил экономический факультет Северо-осетинского государственного Университета. В разные годы занимал должности в системе МВД Северной Осетии, в органах налоговой полиции. Работал в оперативном отделе по борьбе с экономическими преступлениями в Санкт- Петербурге. В 2003 году возглавил Комитет по налогам и сборам Южной Осетии. С декабря 2004 года указом президента Южной Осетии назначен министром экономики Южной Осетии. Женат, имеет сына.

REGNUM: Г-н Кокоев, совсем недавно Вы стали главой министерства, которое играет решающую роль в развитии любого государства. Каковы будут Ваши действия по развитию экономики Южной Осетии? Что является первоочередным в Вашей работе?

Проблем много. Начнем с того, что при том количестве предприятий, которое существует у нас сейчас, основной упор мы должны делать на частное предпринимательство. В связи с августовскими событиями из 1500 предпринимателей, которые работали в Южной Осетии, на сегодняшний день осталось около 600. Министерство экономики намерено развивать и разрабатывать именно гибкую систему предпринимательства, в соответствии с сегодняшними реалиями. Кроме того, по линии министерства сельского хозяйства было отпущено очень много материальных и нематериальных кредитов на государственно-хозяйствующие объекты- госхозы, а вот с возвратом этих кредитов никто не спешит. Со всем этим мы будем разбираться.По экономическому развитию промышленного комплекса. Меня всегда интересует, если человек держится за свое место, будучи руководителем предприятия, а ежемесячные балансы показывают, что предприятие убыточное, я не понимаю какой смысл в незаменимости этого человеке.

REGNUM: Вы считаете, что все дело только в руководителе предприятия?

Я считаю, сегодня надо будет менять кардинально систему между руководителем и предприятием. У нас в свое время было министерство промышленности, его упразднили, потому что оно вело тоже недостаточно эффективную политику. Я пытаюсь сейчас разобраться с документами по фондам, по основным средствам, которые были на предприятии, чтобы можно было бы определить весь объем средств. Были случаи и распродажи оборудования, которое находилось на предприятии. Конечно, легче всего говорить, что в прошлом все было плохо, что люди, работающие на руководящих местах, все сделали не так.

REGNUM: Известно, что в Вашей работе Вы планируете привлечь молодые кадры.

Да, в настоящее время мы разрабатываем Конкурсную программу для молодых специалистов на выдвижение на руководящую должность в министерстве. Я думаю, что конкурсная программа будет прорабатываться согласно бизнес-планам. Мы намерены подойти к каждой кандидатуре с профессиональной точки зрения. Обязательно образование по отраслевой подготовке- это первоочередной момент, затем мы будем смотреть, насколько этот человек сможет нормальным экономическим языком защитить те программы, которые он нам представляет. Знать экономическое направление- это одно, но найти дееспособного руководителя- это другое. Кстати, эта проблема актуальна не только в Южной Осетии, но и в российских регионах. Попытаемся выровнять это положение.

REGNUM: Как по-вашему осуществляется процесс приватизации в условиях Южной Осетии?

Тот закон о приватизации, который действует в Южной Осетии, построен по аналогу закона о приватизации Российской федерации. Не все его пункты способны нормально работать в условиях Южной Осетии. Мы намерены использовать опыт приватизации Армении, Азербайджана, Чехии, других государств, обязательно учтем все положительные моменты. Нам надо выполнить серьезную работу по всем фондам Республики, привести в порядок государственный реестр имущества, поощрения образования малых предприятий. Что касается промышленных предприятий, я сторонник их акционирования. Это основной спектр вопросов, которыми мы намерены заняться в самое ближайшее время. Не хочется оставлять после себя те же проблемы, что и твои предшественники.

REGNUM: Экономисты Южной Осетии высказали обеспокоенность по поводу приватизации предприятий Южной Осетии. По их мнению, этим может воспользоваться Грузия. Каково Ваше мнение на это счет?, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Именно поэтому я и говорил сейчас об акционировании. Я сторонник политики акционирования промышленных предприятий, так, чтобы контрольный пакет акций находился бы у государства. Если говорить объективно, у государства есть стратегические ресурсы и запасы, есть собственные стратегические интересы. И ошибиться в этом направлении, как и в плане приватизации было бы непростительной ошибкой.

REGNUM: Экономические меры, предпринимаемые Грузией по отношению к Южной Осетии, продолжают создавать препятствия для развития экономики Южной Осетии или этот процесс несколько ослаб со времен августовских событий?

Я абсолютно уверен в том, что в ближайшее время объективно будет воспринято мнение народа Южной Осетии. Каждый человек имеет конституционное право установить свое место жительства. В правовом аспекте вопрос Южной Осетии будет решен. Что же касается предпринимаемого со стороны Грузии экономического удушения Южной Осетии, скажу так. На сегодняшний день у республики имеются собственные, пусть и небольшие, ресурсы. Осуществляется выплата зарплаты, пенсий и пособий. Экономическая блокада, несомненно, сыграла и играет свою отрицательную роль, но не меньше она ударила и по Грузии. И кто от этого выиграл? Решать надо с помощью нормального политического диалога. Закрытие оптового рынка на границе Южной Осетии и Грузии явилось причиной того, что большое количество предпринимателей, как осетинских, так грузинских выехали. В Грузии ситуация плачевна именно в сфере перерабатывающей промышленности и ее реализации. Это очень большая проблема.

REGNUM: В недавнем прошлом вывоз грузинской продукции через Южную Осетии не осуществлялся. Как сегодня вывозят свой товар грузинские предприниматели?

Этот вопрос согласован и сегодня продукция грузинских предпринимателей поступает через Транскам в Россию. Закрытие границы было временной мерой в качестве ответной реакцией на экономическую блокаду со стороны Грузии. Термин контрабанда имеет простое оформление - если груз растамаживается, все оформляется, груз едет и пересекает границу Республики, давать обоснование тому, что это контрабанда из-за того, что мы не признаем эту республику, считаем ее своим регионом, не правильно. С чем нам еще предстоит разобраться, так это с таможенной политикой в плане установления общепринятых ввозных тарифов и таможенных пошлин. Я убежден, что это у нас находится на уровне, которые меня, как министра экономики, не устраивает.

REGNUM: На сегодняшний день все контакты с грузинской стороной прекращены?

На государственном уровне - да. На уровне предпринимательства - люди занимаются торгово-закупочной деятельностью.

REGNUM: Оптовый рынок на границе Южной Осетии и Грузии полностью прекратил свое существование или функционирует частично? Он практически не функционирует.

REGNUM: Вы за его восстановление?

Конечно! Давайте создавать нормальное поле деятельности для предпринимателей! Если нет возможности производить, давайте позволим людям зарабатывать за счет торговли!

REGNUM: В условиях ослабленной экономики Южной Осетии есть планы открытия коммерческих банков наряду с Национальным банком. Вы видите в этом целесообразность?

Безусловно. И работа по расширению коммерческого банковского фонда ведется. Я убежден, что помимо Нацбанка у нас в республике должны существовать и коммерческие банки. Они призваны заниматься выдачей кредитов на развитие предпринимательства. Ведь По большому счету функция Нацбанка- перечисление денежных средств между государствами, а не кредитование.

REGNUM: А как будет обстоять дело с уже существующими коммерческими банками в Южной Осетии, которые почти не функционируют? Вы за их восстановление или ликвидацию?

Я за все то, что будет финансово самоокупаться. Сбербанку требуется в настоящее время очень большая ревизионная работа. Мы это будем проделывать с целью способствования вливания инвестиций в экономику Южной Осетии.

REGNUM: Вы полагаете, что в условиях нерешенности конфликта это возможно? Самая большая проблема- определение правового статуса республики. При малейшем продвижении в этом вопросе говорить об инвестициях для Южной Осетии будет намного легче. Сейчас же мы должны наладить налоговую систему, учитывать различные интересы предпринимателей и промышленности. Разработав льготную систему налогообложения, мы можем привлечь людей. Ведь все упирается в прибыль - если человек или группа людей реально видят, что его средства будут легитимным образом работать и увеличиваться, то это, поверьте, очень много.

REGNUM: Югоосетинские экономисты высказывали мнение, что в Республики велик уровень теневой экономики. Что Вы намерены предпринять для борьбы с этим негативным явлением?

Данную проблему следует рассматривать с позиции учета. Абсолютно любая сфера деятельности упирается в нормальную организацию учета. Чтобы выровнять позицию в вопросе теневой экономики, нужно привести в порядок фискальные органы, значительно повысить уровень их образования, а также выровнять ситуацию по учетным документам в сфере предпринимательского комплекса. При нормально работающей фискальной системе проблема теневой экономики исчезнет.

REGNUM: Как Вы относитесь к созданию в нынешних отношениях между Южной Осетией и Грузией зоны свободного экономического действия?

Я думаю, что это очень бы благоприятно сказалось бы. Я за то, что бы людям были бы созданы нормальные условия для жизни и работы. Мы могли бы обговорить с грузинской стороной вопросы налогового обложения данной зоны, таможенных пошлин, могли бы разработать щадящую систему.

REGNUM: Сегодня Вы можете положиться на грузинскую сторону как на партнеров? Честно говоря, в данной нестабильной ситуации я больше делаю расчет на других партнеров. Я за любой деловой контакт, который принесет пользу экономике республики.

REGNUM: Как Вы можете охарактеризовать положение в сфере занятости населения в Южной Осетии?

В этой сфере наблюдается перекос, то есть основная часть населения Республики занята в бюджетной сфере. Основной документ, который сейчас разрабатывается министерством экономики- программа социально- экономического развития РЮО, в которой мы абсолютно четко обозначили приоритетное направление - создание рабочих мест. Проблема трудоустройства сегодня как нельзя актуальна не только в Южной Осетии, но и во всех регионах Северного Кавказа - в Чечне, Ингушетии, и.т.д. Конечно, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения неразрывно связано с поднятием промышленного комплекса, развития акционирования и инвестирования. Это главное в наших планах на 2005 год. Кроме того, определенный процент в бюджет заложен и для развития местного предпринимательства. Придется вплотную заняться и промышленным комплексом, вопросом состояния оборудования наших заводов. За прошедшие годы, часть не было задействовано и пришло в негодность, часть были вовсе распродана. Мы планируем разработать и закон о крестьянско-фермерских хозяйствах. Мы за то, чтобы кредиты выдавались бы не ради их получения, а для того, чтобы кредит был бы достаточно дееспособен обеспечить финансовую потребность предприятий и сельского хозяйства. Также будет разработан и вопрос по аренде. Мы заинтересованы создать благоприятные условия населению на селе, ведь Южная Осетия во все времена была в первую очередь аграрной республикой.

REGNUM: С первого сентября в Южной Осетии более чем в два раза повышена зарплата. Как экономист, Вы не прогнозируете, что это повлечет за собой рост цен в республике, прежде всего на энергоносители и коммунальные услуги?

Чтобы осуществлять повышение цен на энергоносители надо прежде всего разобраться с тарифами. К примеру, себестоимость поступающего в Грузию газа - 1 руб.80 коп., а мы покупаем его на 1 руб. дороже. Не совсем ясно обстоит дело и с электричеством, а это, как известно, основа основ для любого промышленного комплекса. Я думаю, что все эти моменты необходимо урегулировать. И к тому, я считаю, что любой товар лучше всего покупать у первоисточника. Ведь чем больше посредников, тем больше расходов.