Уже давно известно, что без научного потенциала никакая страна не может плодотворно развиваться, поэтому отрадно, что накануне Дня российской науки президент страны подписал еще один указ о финансовой поддержке молодых ученых. А это значит, что забота о будущем российской научной мысли выходит в приоритеты нашего государства. Поддерживаются молодые ученые и в Еврейской автономии.

Недавно в области были подведены итоги ежегодного смотра-конкурса научных работ молодых ученых и аспирантов ЕАО в возрасте до 35 лет. В этот раз было представлено 19 работ в семи номинациях. Корреспондент ИА REGNUM встретился с одним из молодых ученых, принимавшем участие в этом конкурсе и взял у него интервью.

Евгений Александрович Сильянов, 29 лет. Женат, имеет 4 летнюю дочь, работает преподавателем на кафедре философии в Биробиджанском государственном педагогическом институте. После окончания факультета математики и информатики ему предложили место преподавателя на кафедре философии. В этом году собирается защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. На прошедшем смотре-конкурсе его работе в области культурологии было отдано первое место.

Встреча корреспондента ИА REGNUM с Е. Сильяновым произошла в кабинете на кафедре философии в БГПИ. Когда корреспондент предложил написать о нем, Евгений Александрович сначала отказался, сказал скромно: "Популярности не ищу", но когда узнал, что наш корреспондент заинтересовался темой, над которой он работает, после некоторых колебаний согласился. Все-таки его научная работа "Становление общества основанного на знаниях" перекликается со средствами массовой информации, которые представляет ИА REGNUM.

- Евгений, хотелось бы узнать, а над чем вы собственно работаете? Очень уж специфичная тема "Становление общества основанного на знаниях".

- Попытаюсь объяснить. Известно, что отличительной чертой современного мира является его вовлеченность в глобальный процесс перемен. Посмотрите, как быстро изменяется окружающий мир! Если раньше, наши бабушки и дедушки на телевизор смотрели, как на икону, то теперь же школьники через Интернет могут управлять подводными аппаратами или видеть, как медицинские лазеры сшивают микроскопические швы. И эти глобальные перемены произошли всего за какие-то полвека! Поэтому исходя из этого, исследование процессов трансформации в мире в целом и становление когнитивных структур, в частности, (сognitio - от латинского - знание, познание) представляется для меня важной научной и практической задачей. А социальные изменения, которые коснулись большинства государств в мире, а также и нашу страну, заставляет нас по-новому взглянуть на место и роль знания и информации в становлении современного общества.

- Вы имеете в виду высказывание: "Кто владеет информацией - владеет миром?".

- Не совсем верно, хотя и близко. Задача моей работы узнать и показать, как раскрыт принцип взаимодействия категорий "информация" и "знание". Установлено, что в современном обществе, в котором знания и информация становятся системообразующими ценностями, процесс стратификации (разделения социальных слоев) приобретает новые формы и приводит к усложнению социальной структуры общества. И здесь, наряду с такими традиционными признаками социального статуса как деньги, власть и престиж, появляются новые: знания, образованность, информационная вооруженность.

- То есть в нашем обществе уже есть новые классы, которые отличаются от других, именно тем, что они основаны на знаниях?

- Да. Сегодня в социальной философии и других науках принято использовать такое понятие как "информационное общество". Оно раскрывает состояние социально-экономического развития человеческого сообщества, в котором знания, информация и информационные технологии играют определенную роль в формировании его производственного и социально-экономического потенциала. Так вот, при переходе к информационному обществу, а наша страна уже успешно вошла в эту стадию, происходит и изменение жизни страны, в первую очередь в экономике и образовании. В этих условиях знания, информация и образование выступают системообразующими ценностями, а без них невозможно существование общества.

- Как я понял, современное общество развивается сегодня с помощью телекоммуникаций и информационных технологий?

- Совершенно верно. Вместе с тем с помощью знаний общество может развиваться конструктивно, то есть строить, а может также и разрушать. Поэтому задача российского образования донести новому поколению, понятие того, что знание для человечества не только прогресс, но и горе. Особенно это актуально сегодня, когда схему взрывного устройства можно спокойно найти в глобальной информационной сети, а сайты террористических организаций ведут активную пропаганду среди молодежи. Вот этот вроде бы лежащий на поверхности факт и я пытаюсь объяснить. В этом же и есть зерно научной мысли - докопаться до сути.

- Сегодня много говорят, что скоро в современном мире сотрутся все границы. Вы с этим согласны?

- Развитие современной цивилизации показывает, что впереди нас ждет глобальное информационное пространство, которое обеспечит эффективное взаимодействие и общение людей. В какой то мере это и можно назвать стиранием государственных границ.

- В каких сферах возможно применение ваших теоретических изысканий?

- Приведенный в моей работе анализ современного общества может быть использован при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера по осуществлению информационно - технологической политики России.

- Вы уже представляли свои размышления перед научными кругами?

- Основные идеи исследования были представлены на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава БГПИ, а также на международных научных конференциях "Интеграция науки и образования - основа развития и возрождения национально-регионального менталитета" и "Дальний Восток: наука, образование. XXI век".

- Честно говоря, посмотрев на список авторов, которых вам пришлось прочитать для написания работы, я ужаснулся. Больше 150 источников. Откуда на это время берете? Как относится жена?

- Вы правы времени не хватает. Преподавательская работа, а чтобы заработать в институте нужно иметь большую учебную нагрузку, и написание исследования занимают много времени. В общем - то на это уходят ночи и выходные дни. Но это проблема для всех ученых, так организовать свой график, чтобы не ущемить семью. Жена же постоянно говорит "Когда уже защитишься?", но и поддерживает. Она у меня сам по образованию педагог.

- Почему когда большинство ваших сверстников пошли в бизнес или на работу не связанную с преподавательской деятельностью или наукой вы все-таки связали свою жизнь с наукой?

- Можно сказать, что я нашел себя и мне это нравится. Тем более что руководство нашего института поощряет занятие научной деятельностью, различные стажировки в ведущих вузах страны, так почему это не должно стать делом моей жизни?