Армению нельзя сравнивать со странами, которые лишь в прошлом веке обрели письменность: интервью главы миссии ОБСЕ ИА REGNUM

Ереван, 8 февраля 2005, 11:34 — REGNUM  

Справка: Ереванский офис ОБСЕ начал деятельность в феврале 2000 года. Именно тогда Национальное Собрание Армении ратифицировало Меморандум о взаимопонимании, подписанный между армянским МИДом и ОБСЕ. Согласно мандату, приоритетными задачами офиса являются налаживание связей с властями, гражданским обществом, университетами, исследовательскими учреждениями, а также международными организациями. Офис поддерживает тесные контакты с Национальным Собранием, правительством, аппаратом президента по широкому спектру вопросов политической и экономической повестки, а также в области защиты прав человека и окружающей среды. В этом году офис отмечает первый юбилей - 5 лет с начала деятельности. В этой связи ИА REGNUM побеседовало с главой миссии ОБСЕ в Армении Послом Владимиром Федоровичем Пряхиным.

ИА REGNUM: Г-н Посол, 9-го февраля исполнится 5 лет со дня основания офиса ОБСЕ в Ереване. Какова Ваша оценка пройденному пути, и, несмотря на юбилей, хотелось бы узнать, в частности, что из запланированного осуществить не удалось?

Самым значительным достижением нашего офиса за пять лет его существования, безусловно, является то, что он стал объективной реальностью в армянском политическом и гражданском интерьере. Это учреждение, приносящее определенную пользу Армении, что признают представители всех сегментов гражданского общества и властей республики Армения. То есть, наш офис, действительно, помогает процессу становления демократического армянского государства, процессу становления демократических институтов гражданского общества и, в этом плане, мы пользуемся положительным отношением армян. Если говорить о каких-то конкретных вещах, я бы выделил содействие офиса, оказанное армянской стороне в разработке антикоррупционной стратегии и в ее выполнении. Офис содействовал формированию общественной антикоррупционной коалиции, которая объединила около десяти организаций. В течение 2004 года в сотрудничестве с ними осуществлены различные программы по оценке ситуации, выявлению конкретных случаев коррупции, защиты прав потребителей и т.д. Поставлен акцент и на увеличение роли СМИ в борьбе с этим злом.

В прошлом году мы индицировали крупную программу по оказанию содействия формированию муниципальной полиции. Стоимость этой программы 1 млн 900 тысяч евро. В настоящее время нами ведется мобилизация средств доноров. Так, мы планируем создать центр учебной подготовки для полицейских, которые будут проходить обучение уже в условиях новых требований демократии. В рамках программы планируется оказать содействие в учреждении станции быстрого реагирования полиции на вызовы граждан, наладить сеть пунктов охраны общественного порядка в регионах и, в частности, в общине Арабкир Еревана. Мы откликнулись также на просьбу властей Армении оказать содействие в утилизации запасов компонентов ракетного топлива типа "Меланж". В этих целях уже проведена подготовительная работа. В целом за текущий год только по финансовым показателям объем работы нашего офиса вырастет практически вдвое. Пользуясь случаем, я хотел бы от имени Ереванского бюро ОБСЕ выразить признательность правительствам Германии, Грузии, Канады, России, США и Финляндии за предоставление финансовых средств и организационно-методическое содействие в реализации этого крупномасштабного проекта. Мы надеемся, что перечень государств-доноров будет продолжен в самое ближайшее время.

Конечно, без недостатков не бывает - есть над чем подумать, чтобы сделать работу более сбалансированной. Этого, кстати, требует от нас и действующее председательство ОБСЕ на текущий год, министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупель. В своем обращении к делегациям государств-участниц в январе он подчеркнул, что ожидает больше усилий, более взвешенного подхода со стороны ОБСЕ по всем измерениям ее деятельности: гуманитарному, экономическому, экологическому, военно-политическому. Причем, была подчеркнута необходимость интенсификации в экономико-экологическом измерении и в области безопасности. Вот, в принципе, чем мы занимались и стараемся заниматься в 2005 году.

ИА REGNUM: Следует ли рассматривать требования г-на Димитрия Рупеля в контексте призыва глав СНГ, считающих, что ОБСЕ необходимо немного отойти от контроля и оценки выборных процессов и уделять больше внимания другим немаловажным сферам?

Установка Действующего председателя о необходимости придания деятельности ОБСЕ более сбалансированного характера, повышения внимания к аспектам экономической и экологической безопасности, в полной мере, корреспондируют с тем, что было заявлено 3 июля прошлого года главами ряда стран СНГ, в том числе Армении, на неформальной встрече в Москве. И это, я считаю, положительный момент. Соответствующие усилия предпринимались и нашим Бюро в течение всего прошлого года. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что ни в заявлении глав стран СНГ, ни в заявлении действующего председателя ОБСЕ не было никаких моментов, свидетельствующих о том, что внимание к гуманитарному измерению со стороны ОБСЕ должно быть сокращено. Конечно, в целом, существуют определенные различия в подходах и оценках деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. В то же время, повторяю, никто не отрицает, что гуманитарное измерение должно оставаться также приоритетным в деятельности ОБСЕ. В этой связи, хотелось бы вспомнить высказывание бывшего Генсека ОБСЕ, представителя Италии Джанкарло Арагоны. Он говорил, понять, что такое гуманитарное измерение в деятельности ОБСЕ, довольно сложно, но ясно одно - чем мы бы мы ни занимались - политико-военными аспектами, экономическими, экологическими, собственно электоральными процессами, в центре нашей деятельности находится человек, его интересы, его потребности, его нужды". Я бы здесь добавил, что известное определение древнегреческого философа Протагора "человек есть мера всех вещей" в полной мере отражает основополагющий критерий деятельности ОБСЕ.

ИА REGNUM: Насколько успешно в Армении "приживается" демократия? Можно ли констатировать прогресс за эти пять лет работы офиса?

Прогресс в становлении демократических институтов в Армении, безусловно, существует. Есть прогресс и в проведении выборов. Тем не менее, имеют место многочисленные проблемы, в том числе и те, о которых говорили мониторинговые миссии ОБСЕ и Совета Европы после президентских и парламентских выборов в 2003 году. Были факты насилия над журналистами. Наше Бюро в течение прошлого года постоянно отслеживало эти явления и предпринимало шаги с тем, чтобы такие случаи не повторялись в будущем. В этом направлении определенные сдвиги были зафиксированы, и мы этим можем гордиться: имели место факты наказания лиц, совершивших атаки на журналистов, впервые в истории Армении было привлечено к уголовной ответственности конкретное лицо, совершившее нападение на журналиста. И это отрадно. Мы далеки от мысли, что в этом направлении сделано все, но, тем не менее, определенный прогресс наличествует. Этот прогресс находит отражение и в оценках, которые даются уровню развития демократии международной общественностью. К примеру, согласно данным организации "Репортеры без границ", по такому важному показателю как свобода СМИ Армения занимает место в "золотой середине" - 83 в списке 145 стран. И Армения практически первая на постсоветском пространстве, только в Молдавии уровень свободы СМИ оценен немного выше. По степени коррупции Армения далеко обгоняет в лучшем смысле этого слова все бывшие советские республики, только в странах Прибалтики уровень коррупции ниже, чем в Армении. Однако, по сравнению с государствами Южного Кавказа, Центральной Азии, с Украиной и Молдавией Армения выглядит лучше. По степени экономической свободы, которая анализируется организацией Heritage Foundation, Армения, безусловно, в отрыве от всех других стран СНГ. Но, сказав это, я также должен заявить, что успокаиваться на достигнутом - непозволительная роскошь. И сами армяне очень далеки от этого, поскольку все мы понимаем, что Армения это специфическое государство. Государство, первое в мире принявшее христианство. Это вполне цивилизованная страна с высоким уровнем образования, с колоссальным научным интеллектом, страна близкая по своему менталитету к Европе. И ее, по всем этим параметром, следует сравнивать не с теми странами, которые в прошлом столетии только обрели письменность, а с теми государствами, которые уже имеют определенный опыт развития демократической системы. На постсоветском пространстве это, безусловно, государства Балтии, но я предвижу то время, когда мы вполне резонно будем сравнивать показатели Армении с показателями Франции, Германии и других развитых демократических государств.

ИА REGNUM: То есть Армении предстоит одолеть высокую планку....

Именно.

ИА REGNUM: Владимир Федорович, как Вы оценивайте уровень политической культуры в Армении, можно ли считать сегодня политическое поле республики состоявшимся?

Это исключительно сложный вопрос. Сегодня, в Армении есть все атрибуты современной политической системы. Есть структура государственной власти, есть разделение ветвей власти, есть министерства, политические партии и 3777 общественных организаций, которые, в той или иной степени, представляют интересы практически всех слоев армянского общества. Вместе с тем, эту систему следует рассматривать и с точки зрения армянской специфики, от нее никуда не уйдешь. Нельзя забывать, что Армения с одной стороны очень древнее государство, но, вместе с тем, это небольшое государство, c молодой демократией и исключительно развитой системой клановых связей, которые практически охватывают весь мир. Именно поэтому, происходящее в Армении очень часто в большей степени зависит не только от процессов внутри Араратской долины, но и всего Спюрка (диаспоры - ред.). Думаю, все это в совокупности, действительно, позволяет надеяться, что Армении предстоит сделать значительный скачок в своем социально-политическом и экономическом развитии. Показатели высокого экономического роста отражают и степень ожидания. В прошлом году, например, ВВП Армении вырос на 10,5% сельскохозяйственное производство на 17%. Это хорошие показатели, но, безусловно, необходимо добиться более равномерного, более справедливого распределения национальных доходов. Существует задача повышения благосостояния населения, в особенности, в отдаленных марзах (областях) и аграрных территориях. И в этом направлении мы готовы оказывать все необходимое содействие в реализации соответствующих пожеланий и армянских властей и гражданского общества.

ИА REGNUM: ОБСЕ широко известна как организация, содействующая демократическим процессам. Однако в названии организации есть слово безопасность, и безопасность весьма важна для Армении. Каким именно образом соприкасаются демократия и безопасность Армении?

Известно, что развитие демократии способствует консолидации общества, тому, чтобы острые вопросы внешней политики страны не стали предметом торга и спекуляций со стороны политических партий. Что такое демократия? Демократия позволяет обществу, его различным слоям вести активный постоянный политический диалог друг с другом по тем вопросам, которые их разделяют и вместе с тем быстро сплачивать общество по тем вопросам, по которым существует общенациональный консенсус. К примеру, если мы с вами спорим по конкретным вопросам: относительно пенсионных выплат, социальных карточек, урожая в Лорийском марзе, а потом начинаем говорить, что если по вопросу урожая вы против нас, то и в глобальных общенациональных вопросах тоже выступите против нас - это уже отрицательное явление. Демократия она тем и хороша, что позволяет добиваться общенационального консенсуса, способствуя тем самым укреплению безопасности страны, поскольку для безопасности страны самое страшное это разрозненность общества в неподходящий момент. Да, мы можем всегда критиковать друг друга по каким-то вопросам, но все это должно способствовать формированию национального консенсуса, а инструментами, которые позволяют это сделать являются демократические институты. Это, в первую очередь, эффективно работающий парламент, который избирается посредством честных и справедливых выборов, это уверенность каждого гражданина в том, что его интересы представляются в законодательном органе. Это и демократическая, свободная, независимая пресса. Да пусть они между собой спорят, поскольку в споре рождается истина и это укрепляет безопасность. Ведь нет ничего хуже для безопасности, чем монолитное единство, которое в течение 24 часов вдруг рассыпается вместе с территориальной целостностью государства. А примеры этого нам известны.

ИА REGNUM: Когда ожидается приезд в Армению Действующего председателя ОБСЕ?

Точная дата пока неизвестна, однако, ожидается, что действующий председатель ОБСЕ, министр ИД Словении Димитрий Рупель совершит визит в Армению в весной текущего года. И здесь нельзя забывать, что нынешний год юбилейный - в этом году исполняется 30 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, 15 лет - со дня подписания Парижской хартии для Новой Европы, и наконец 10 лет тому назад ОБСЕ приняла на Будапештском саммите государств-участниц свою нынешнюю форму постоянно действующей организации.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
Российская печать ведет «погромную» агитацию
NB!
28.04.17
Банк России снизил ключевую ставку до 9,25%
NB!
28.04.17
Трампу предлагают объявить новый крестовый поход против России
NB!
28.04.17
Польша: Восстание началось
NB!
28.04.17
МВД США: Трамп разрешит добычу нефти и газа на шельфе страны
NB!
28.04.17
Эстония — парламентам ЕС: «Против нас идет гибридная война»
NB!
28.04.17
Военный Донбасс: ВСУ из танка расстреляли общежитие в Макеевке
NB!
28.04.17
В Совфеде ожидают внятной позиции Китая по одной из «заслуг» Трампа
NB!
28.04.17
Спикер Мосгордумы объяснил полярное сияние Москвы
NB!
28.04.17
Путин поручил Медведеву защитить персональные данные граждан РФ
NB!
28.04.17
Вице-губернатор Петербурга ответил «Лёхе Навальному»
NB!
28.04.17
Начало Карабахской Реконкисты
NB!
28.04.17
Казахстан: Петропавловск затапливает, Тюменская область РФ под угрозой
NB!
28.04.17
Латвия назло России отказалась от инвестиций
NB!
28.04.17
Колеров: Взятие Шуши и Гюлистанский мир — основа субъектности Карабаха
NB!
28.04.17
В заслугу Трампу Белый дом ставит другое — сенатор
NB!
28.04.17
Измена: балканский крест или грабли для России?
NB!
28.04.17
ЦБ РФ назначил временную администрацию в казанский банк «Спурт»
NB!
28.04.17
Россию в США по-прежнему считают «недружественной страной»
NB!
28.04.17
Новый авианосец Китая ослабит позиции США в Южно-Китайском море
NB!
28.04.17
ВСУ используют автомобили «МЧС» и «ОБСЕ» против Донбасса
NB!
28.04.17
Грядет колоссальная драка за украинскую землю! — обзор экономики