Президент республики Вячеслав Штыров провел совещание по итогам деятельности предприятий авиационной отрасли в 2004 году. Сначала были заслушаны доклады первого замминистра транспорта, связи и информатизации РС(Я) Олега Гринченко и заместителя руководителя Саха-Якутского управления Федеральной службы надзора на транспорте Пантелеймона Сыромятникова. Затем перед президентом и правительством отчитались генеральные директора авиакомпаний "Якутия" и "Полярные авиалинии" - Иван Простит и Андрей Корякин, а также командир Мирнинского авиапредприятия АК "АЛРОСА" Олег Варнавский.

По оценке министерства, завершены все основные мероприятия программы по реорганизации республиканских авиаперевозчиков. Акционирована АК "Якутия", успешно продолжилась оптимизация структуры подразделений АК "Полярные авиалинии". Из состава компании выделены аэропорты "Батагай" и "Тикси", присоединена база ГУП "Зырянское авиапредприятие". Полностью погашена задолженность по заработной плате перед сокращенным, уволившимся и переведенным персоналом ГУП НАК "Саха Авиа".

На фоне мрачных 90-х нынешние успехи авиаторов кажутся значительными. В прошлом году на обновление авиационной техники направлено 11 миллионов рублей, на поддержание летной годности воздушных судов затрачено около 610 миллионов. Хотя, в 2003 году эти показатели были немного выше.

Завершается оснащение аэропортов светосигнальным оборудованием. За счет собственных и привлеченных заемных средств предприятия переоборудовали три самолета "Ан-26" в транспортно-пассажирский вариант. Для получения допуска к полетам на международных воздушных линиях модернизированы воздушные суда "Ту-154М" авиакомпании "Якутия". Приобретены два самолета "Ан-24РВ". Для оптимизации сети аэропортов создано ГУП "Дирекция аэропортов РС(Я)", имеющее 11 филиалов и определяющее финансово-кредитную политику предприятий, обеспечение их техническими средствами и ГСМ.

На дотирование социально-значимых авиаперевозок из республиканского бюджета выделен 21 миллион рублей. Основной удельный вес социально-значимых перевозок (80%) приходится на ГУП АК "Полярные авиалинии". В результате внедрения механизма дотирования в 15 улусах снизилась стоимость авиабилетов для населения, особенно на севере. Так, по маршруту Тикси - Борогон тариф снижен с 4042 до 1313 рублей, а по маршруту Чокурдах - Нычалах - с 2004 до 990 рублей. В результате, прирост количества перевезенных пассажиров составил 13,4% по сравнению с показателями 2002 года, прирост количества рейсов - 12,4%. Да и общее количество пассажирских перевозок стабильно растет (в 2004 году рост составил 5%).

В целом, отметил О. Гринченко, выполнены программные мероприятия и поставленные президентом и правительством задачи на 2004 год, но есть и над чем поработать. Не сократилось количество убыточных предприятий отрасли на 10%, как было запланировано. Не решены вопросы долгов со стороны бюджетных организаций, обновления воздушного парка и сокращения задолженности по заработной плате работникам аэропортов поселков Черский, Усть-Нера, Хандыга, Нижнеянск. За отчетный период произошло одно авиационное происшествие и 29 инцидентов. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Заметив несоответствие показателей за 2003 в прошлогоднем и нынешнем отчетах АК "Якутия", президент указал на ошибки в хозяйственной политике компании. Мирнинскому предприятию АК "АЛРОСА" было настоятельно порекомендовано обратить пристальное внимание на обслуживание долгосрочного партнера республики в лице ОАО "Сургутнефтегаз". "Полярным авиалиниям" запрещено накапливать долги и убытки от аренды техники и авиаплощадок нерезидентам.

Подводя итоги встречи, Вячеслав Штыров сказал: "Мы сделали большой шаг вперед. Работает схема дотирования, покрываются долги бюджетных предприятий, дают свои плоды реорганизация и рационализация. Впервые чистую прибыль от основной деятельности получила компания "Полярные авиалинии". Это очень хорошая новость. Год, в целом, отработали неплохо, но беспокоит то, что на старте мы не прилагаем усилий в полную мощь. Впереди авиакомпании ждут конкуренция, серьезные затраты на лизинговые схемы, покупки нового оборудования. Наши перевозчики должны быть абсолютно неубыточными, иначе они не привлекут кредитов, никто не захочет с ними работать", сообщает корреспондент ИА REGNUM.