Вчера "Новая газета в Самаре" опубликовала интервью с главным федеральным инспектором по Самарской области Андреем Когтевым.

- До нынешнего назначения Вы короткое время работали полномочным представителем Президента РФ по Самарской области. Сильно изменились должностные обязанности?

- Разумеется, изменения есть. Сейчас подготовлен проект положения о главном федеральном инспекторе, который Кириенко должен на днях подписать. Основная моя задача - обеспечить эффективность работы федеральных структур в Самарской области. Это и предложения по поощрениям и взысканиям, и анализ их работы, и участие в формировании руководящих кадров, и работа с кадровым резервом, чем я вплотную сейчас занимаюсь.

- Вы упустили контроль за деятельностью федеральных структур.

- Если уж говорить о контроле, то это должен быть контроль за исполнением законов Российской Федерации, указов Президента и решений Правительства на территории области.

- Мне кажется, в ближайшем году у Вас будет немало работы и связано это будет в первую очередь с происходящими в России изменениями по укреплению государственной власти.

- Совершенно верно. Сейчас все понимают, что нынешняя структура управления очень громоздкая и трудноуправляемая. Для этого и созданы семь федеральных округов. Президент сможет более эффективнее решать вопросы по этим округам со своими представителями, чем с восьмьюдесятью девятью руководителями краев и областей раньше.

То же и на местах. Сегодня порядка шестидесяти федеральных структур работают в Самарской области. Очень сложно ими управлять. И сейчас происходит их частичное сокращение либо объединение. В том числе, при реорганизации будет учитываться и эффективность работы. Есть ли польза государству, когда, получая 1 рубль в федеральный налог на содержание структуры, получающей этот налог, тратится 5 рублей. Поэтому подготовлены предложения, например, по созданию межрайонных подразделений налоговой инспекции. Там должны быть грамотные специалисты, качественно выполняющие свою работу, и при этом не будут тратиться лишние федеральные деньги.

- Глядя реально на происходящее, можно сказать, что происходит перераспределение власти. Если брать нашу область, то, с одной стороны, ограничивается власть Титова, с другой - усиливается власть Когтева. И, в первую очередь, это касается подбора и назначения кадров.

- Есть три структуры власти: федеральная, куда входят люди, которых назначает Президент либо его полномочный представитель, есть те, кого назначает губернатор, и есть муниципальная власть, назначающая своих работников.

- Но ведь раньше, чего греха таить, все руководители федеральных структур в области назначались по воле Константина Титова, а бывший тогда представителем Президента Юрий Бородулин лишь для галочки визировал это представление.

- Не будем говорить о том, что было раньше. Теперь решения принимает Сергей Кириенко и я - как его представитель в регионе. Если у губернатора есть свое мнение, он вправе его высказать. Но окончательное решение за Кириенко. За исключением отдельных структур, по которым идет совместное финансирование.

- Пенсионный фонд входит в эти структуры?

- Это внебюджетная организация. С ней ситуация чуть-чуть другая. Пока не определено по назначениям в Пенсионный фонд, но эта тема прорабатывается.

А если вернуться к тому, что Вы назвали перераспределением власти - к кадровому вопросу, то надо помнить, что, подписывая на имя Кириенко представление на того или иного человека, я не просто ставлю подпись. Эта подпись обязывает к ответственности - как за назначенного руководителя, так и за выполняемую им работу.

- Каковы Ваши взаимоотношения с Титовым? Часто встречаетесь?

- Достаточно часто заходим друг к другу, благо кабинеты рядом, для обсуждения тех или иных проблем. Отношения абсолютно ровные.

- Не секрет, что участие Константина Алексеевича в президентских выборах создало в свое время некоторое напряжение в его отношениях с Москвой. Ощущается ли сейчас противостояние Титов - Центр или оно уже сглажено?

- Нет такого понятия: Титов - Центр. Есть федеральная власть, и есть представитель субъекта федерации. Путин абсолютно ровно и одинаково относится ко всем губернаторам. Его окружение, аппарат, непосредственно занимавшийся ситуацией, возможно не испытывают большой любви к нашему губернатору. Но это существенной роли не играет. Есть простая позиция Президента: зачем народ избрал Президента и зачем народ избирает на местах губернаторов или мэров? Чтобы каждый занимался тем, для чего избран. И, в понимании Путина, если народ избрал губернатора, то он и должен заниматься глобальными вопросами по подъему уровня жизни населения губернии. Мне кажется, что позицию Президента понял и Титов, и другие региональные лидеры. В большую политику сегодня играть, по-моему, никто из них уже не хочет.

- Большую роль в Вашем назначении сыграл Сергей Кириенко?

- Конечно. Именно он назначает главных федеральных инспекторов на территории Приволжского округа.

- У Вас были с ним до этого какие-то встречи?

- Прямых, близких контактов не было. Думаю, при моем назначении он, в первую очередь, опирался на мнение администрации Президента.

- А после назначения?

- Сейчас я достаточно часто бываю в Нижнем Новгороде, мы встречаемся, обсуждаем проблемы по формированию задач, по координации деятельности.

- Чисто по-человечески - вы мыслите одинаково? Ощущаете общий дух поколения?

- Наверное, да. Я считаю, что он работает так же, как и я. Он очень грамотно и корректно решает все вопросы. Если он чем-то недоволен, то по-человечески дает понять, ибо он достаточно воспитан и лишен хамства.

- Существует мнение, что Кириенко и Когтев - это люди практически одного поколения. И, соответственно, в руководстве федеральных структур Самарской области произойдет значительное омоложение.

- Моя позиция - некоторое омоложение кадров должно быть. Но говорить о том, что надо набрать непременно молодых, - это не совсем верно. При этом они ведь должны быть не только молодые и энергичные, но и компетентные. В первую очередь при назначении будет учитываться профессионализм.