2 февраля в Москве состоялась пресс-конференция на тему "Острые угла социальной реформы. Как решить проблему льготного лекарственного обеспечения?". В пресс-конференции приняли участие: представитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Вадим Белоножко; председатель подкомитета Совета Федерации РФ по здравоохранению, обороту и использованию лекарственных средств, медицинскому страхованию Борис Шпигель; президент фармацевтической группы РОСТА Олег Конев; председатель совета директоров Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Юрий Крестинский; заведующий кафедрой гематологии и гериатрии, руководитель отдела стандартизации здравоохранения ММА им. И. М.Сеченова Павел Воробьев.

"Почти месяц страну лихорадит после вступления в силу закона № 122, - констатировал Б. Шпигель. В рамках закона о монетизации льгот в России реализуется программа дополнительного лекарственного обеспечения, которая вызывает немало возражений не только со стороны льготников, но и медицинских работников, сотрудников служб социального обеспечения и местных властей. При этом, по словам представителя Совета Федерации, сейчас ситуация в российском здравоохранении такова, что реформировать ее нужно. В частности, государство намерено отстаивать необходимость внедрения в торговую сеть не определенных торговых марок препаратов, как это имеет место сейчас, а так называемых МНН - международных непатентованных наименований. Возможность лицензирования патентованных препаратов, то есть тех или иных брэндов, а не международных непатентованных приводит к тому, что цена на фактически одно и то же лекарство может отличаться в несколько раз, подчеркнул Б. Шпигель. Также в качестве примера он привел распространенную ситуацию, когда врач настоятельно рекомендует купить то или иное лекарство в какой-то конкретной аптеке, так как у него имеется договор с данной аптекой или поставщиком лекарства, и он получает от этого определенный доход. "Что это, если не взятка? - подчеркнул Б. Шпигель. Более того, согласно эксперименту, в ходе которого в аптеках ряда регионов России закупались лекарства для проверки, выяснилось, что доля бракованных препаратов составляет 27-30%, так как система контроля на рынке фармацевтики работает недостаточно эффективно.

Кроме того, подчеркнул Б. Шпигель, в 2004 году на территорию России по линии "серого" импорта через оффшорные зоны было ввезено лекарств на сумму около 100 млн. долларов. "85% российских производителей завозят лекарственные субстанции для производства медикаментов через те же оффшорные зоны, - добавил Б. Шпигель, - при этом их качество, как правило, очень низкое. Напрямую от производителей поставляется лишь 10-15%". В результате, констатировал председатель подкомитета СФ РФ по здравоохранению, собственная российская фармацевтическая промышленность практически не функционирует. Все это доказывает, что в существующем виде система обеспечения населения лекарствами несостоятельна и требует реформирования, уверен Б. Шпигель.

То, что необходим переход к системе страховой медицины, когда льготное обеспечение льготными лекарствами не находится в зависимости от региональных бюджетов, отмечали и другие участники пресс-конференции. По поводу того, что в региональных аптеках не хватает препаратов, требуемых согласно перечню программы, возразил О. Конев. По его словам, 85-95% заказов по рецептам удовлетворяется сразу же, а остальные помещаются в лист ожидания и удовлетворяются в течение 5-10 дней. "К лету мы ожидаем сезонный спад спроса на лекарства, и тогда в этом сегменте может даже наступить перепроизводство, - заявил президент компании РОСТА.

Участники пресс-конференции привели ряд цифр относительно программы дополнительного лекарственного обеспечения. В целях ее реализации на 2005 год федеральным правительством из бюджета выделено 50,8 млрд. рублей, что в пересчет на приблизительно 14 млн. человек, относящихся к льготным категориям, составляет около 130 долларов в год. В 2004 году этот показатель составлял 35 долларов, подчеркнули участники пресс-конференции. В целом, введение системы ДЛО позволяет минимизировать потери федеральных средств на пути к конечному потребителю, заверяют разработчики реформы