Проект договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой

Грозный, 2 Февраля 2005, 15:44 — REGNUM  В распоряжении ИА REGNUM оказался текст проекта Договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и Чеченской Республики. В январе этого года о его подготовке сообщил ряд федеральных СМИ, утверждая при этом, что договор дает региональным властям Чечни беспрецедентные полномочия. Представители исполнительной власти Чечни публично признали, что Договор о разграничении полномочий готовится к подписанию, которое может состояться в ближайшие месяцы. На прошлой неделе текст проекта договора был разослан в ряд учреждений правительства Чечни, а также в ведущие СМИ республики. Ниже мы публикуем полный его текст.

Проект

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики на период 2005-2015 годов, разработанный рабочей группой Государственного Совета Чеченской Республики

Российская Федерация и Чеченская Республика, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики и Федеральным Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ", стремясь к дальнейшему развитию федеративных отношений, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, подтверждая общность исторических судеб народов Чеченской Республики и Российской Федерации, заботясь об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и безопасности народов, реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, способствуя сохранению и развитию исторических и национальных традиций, культуры и языков, выражая стремление народов к укреплению взаимопонимания, доверия, сохранению и расширению их дружеских связей, осознавая, что вопросы о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики закреплены в Конституции Российской Федерации и Конституции Чеченской Республики, учитывая масштабы и степень материального и морального ущерба, нанесенного в ходе военного конфликта народу Чеченской Республики и что важнейшими целями взаимодействия в преодолении его последствий является стабилизация общественно-политической ситуации, ускорение процесса восстановления и развития экономики и социальной инфраструктуры и необходимость восстановления прав репрессированных народов, в целях обеспечения территориальной целостности и единства экономического пространства Российской Федерации договорились о нижеследующем:

Статья 1. Признать, что Чеченская Республика находится в особых условиях экономического, социального и экологического бедствия.

Статья 2. Предоставить Чеченской Республике на период с 2005 до 2015 года особый статус - "Регион интенсивного экономического развития".

- с целью обеспечения защиты конституционных и гражданских прав физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики, и восстановления основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу отменить п. А и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах про пуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района";

- предусматривать в 2005-2015 годах выделение средств из федерального бюджета для реализации Особого статуса "Регион интенсивного экономического развития" на территории Чеченской Республики в размере 100 процентов сумм пошлин и налогов, взимаемых Чеченской таможней;

- предоставляет Правительству Чеченской Республики гарантии под ежегодный банковский кредит для реализации Особого статуса "Регион интенсивного экономического развития" на сумму три миллиарда рублей;

- осуществляет восстановление авиационного, железнодорожного, автомобильного сообщения и транспортного коридора "Север - Юг" через Чеченскую Республику. Завершает в течение 6 месяцев восстановление аэропорта города Грозный. На эти цели выделяются целевые средства из федерального бюджета и имущество, в том числе и недвижимое;

- осуществляет строительство, реконструкцию, ремонт и содержание отдельных республиканских автомобильных дорог, являющихся продолжением федеральных трасс общего пользования;

- согласовывает вопросы назначения и освобождения руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, и совместно с руководством Чеченской Республики осуществляет координацию и контроль за их деятельностью;

- выплачивает жителям Чеченской Республики причитающуюся каждому из них долю от приватизации государственного имущества в Российской Федерации с учетом цен по состоянию на первое января 1993 года, т.е. с соответствующей индексацией;

- в связи с тем, что чеченский народ - единственный из репрессированных народов Северного Кавказа, в отношении которого не реализован Федеральный Закон "О реабилитации репрессированных народов", принимает нормативный правовой акт, устанавливающий форму компенсации из расчета 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за утерю имущества и 1000 минимальных размеров оплаты труда за потерю жилья за счет федерального бюджета;

- принимает до первого июля 2005 года согласованную с Чеченской Республикой Целевую программу по медицинской, социальной и психологической реабилитации жителей республики и обеспечивает ее финансирование;

Порядок функционирования "Региона интенсивного экономического развития" определяется Постановлением Правительства Российской Федерации по предложению Правительства Чеченской Республики.

Статья 3. Земля, ее недра, растительные и водные ресурсы на территории Чеченской Республики объявляются на срок действия настоящего Договора исключительным неделимым достоянием и собственностью народа, проживающего в Чеченской Республике.

Предоставление их в федеральное пользование в каждом конкретном случае осуществляется отдельным Соглашением, учитывающим интересы народа Чеченской Республики.

Статья 4. Органам государственной власти Чеченской Республики предоставляется право:

- на создание Национального Банка Чеченской Республики, как составной части Центрального Банка Российской Федерации. Взаимоотношения Национального Банка Чеченской Республики с другими банками устанавливаются отдельными Соглашениями;

- на создание и регистрацию предприятий, в том числе с иностранным участием, независимо от отраслевой принадлежности и величины уставного капитала, привлекаемых для восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики;

- самостоятельно и по поручению органов Государственной власти Российской Федерации осуществлять внешнеэкономическую деятельность с международными организациями, субъектами и административно территориальными образованиями зарубежных государств, не противоречащую Конституции Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и данному Договору;

- ведения переговоров и подписания торгово-экономических договоров и Соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере науки, образования, медицины, экологии, культуры, спорта и туризма с международными организациями, субъектами и административно-территориальными образованиями зарубежных стран без предоставления специальных полномочий со стороны государственных органов власти Российской Федерации;

- на открытие, по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации, при торговых представительствах Российской Федерации за рубежом представительств Чеченской Республики;

- установление на территории Чеченской Республики льгот, стимулирующих инвестиционную деятельность иностранных и российских инвесторов;

- на развитие всех видов связи, включая системы мобильной и космической телефонной сети;

- с учетом нанесенного военными действиями ущерба, высоким уровнем безработицы и низким прожиточным уровнем жизни населения освободить на 10 лет физические лица на территории Чеченской Республики от уплаты за потребляемые ими газ и электроэнергию;

Статья 5. Органы государственной власти Чеченской Республики участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых и адресных программ:

- по социально-экономическому развитию и структурной перестройке экономики Чеченской Республики, защите генетического фонда ценных пород животных, растений и охране окружающей среды;

- восстановления агропромышленного комплекса Чеченской Республики по отдельному Соглашению;

- восстановления объектов среднего, профессионального и высшего образования, выделения выпускникам школ Чеченской Республики ежегодно целевых мест для поступления в средние специальные, высшие учебные заведения Российской Федерации на бюджетной основе;

- восстановления и развития объектов здравоохранения, санаторно-курортных комплексов и реабилитационных центров на территории Чеченской Республики, реализуемых за счет федерального бюджета и инвестиций;

- по охране окружающей среды и восстановлению экологического баланса за счет средств федерального бюджета, очистке территории Чеченской Республики от неконтролируемых захоронений радиоактивных и токсичных веществ, полному разминированию сельскохозяйственных угодий, бывших зон отдыха, предприятий, других объектов и территорий, подвергшихся минированию;

- по возмещению ущерба, нанесенного в ходе военных действий предприятиям всех форм собственности, в том числе потребительской кооперации, малого, среднего бизнеса и предпринимательства, поддержке их интенсивного развития, созданию льготных условии для привлечения инвестиций и средств внебюджетных фондов.

Статья 6. Российская Федерация:

- в течение одного месяца после подписания настоящего Договора совместно с Правительством Чеченской Республики создает комиссию по определению степени экономического и морального ущерба, нанесенного Чеченской Республике в ходе разрешения кризиса на ее территории;

- содействует Чеченской Республике в создании национальной (республиканской) топливно-энергетической компании, для чего в трехмесячный срок передает ей в собственность федеральные государственные унитарные предприятия нефтегазовой отрасли с их имущественными комплексами, а также сто процентов акций этих акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чеченской Республики.

- делегирует сроком на 10 лет полномочия Правительству Чеченской Республики на лицензирование геологических разработок, добычу природных ресурсов Чеченской Республики, их переработку, транспортировку и реализацию, в том числе за пределами Российской Федерации;

- устанавливает льготы для предприятий всех форм собственности, участвующих в восстановлении экономики и социальной сферы Чеченской Республики;

- принимает нормативно-правовой акт, засчитывающий трудовой стаж лицам, работавшим на территории Чеченской Республики в 1991-1999 гг., а также выслугу лет работникам правоохранительных органов;

- законодательно определяет статус мирных жителей Чеченской Республики, получивших ранения или увечья и ставших инвалидами в результате военных действий на территории Чеченской Республики. Для этих категорий граждан исключается формулировка причин инвалидности "общее заболевание".

Статья 7. Российская Федерация совместно с органами государственной власти Чеченской Республики разрабатывает целевую программу использования трудовых ресурсов Чеченской Республики в субъектах Российской Федерации, включая и организацию вахтовых бригад.

Статья 8. Правительство Российской Федерации и Правительство Чеченской Республики формируют постоянно действующую совместную рабочую группу по розыску без вести пропавших с 1991 года лиц, разрабатывают и осуществляют специальную систему мер, охватывающую все электронные и печатные средства массовой информации, по искоренению мифического образа чеченца-злодея, необоснованно внедренного в сознание российской и мировой общественности, пресекают любые действия и бездействие, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, как представляющие угрозу стабильности, единству и целостности многонационального российского государства.

Статья 9. Правительство Российской Федерации уполномочивает банки России, осуществляющие возврат внешних государственных долгов, предоставлять Правительству Чеченской Республики для восстановления экономики и социальной сферы ежегодно по отдельным Соглашениям право на поставку из стран-должников в счет погашения их долга Российской Федерации оборудования, современных технологий, товаров, работ и услуг на сумму 700 миллионов долларов США. Перечень стран-должников, объемы поставок и услуг для Чеченской Республики ежегодно определяются Правительством Российской Федерации отдельными Соглашениями.

Статья 10. Для осуществления мер по обеспечению финансирования комплексного развития Чеченской Республики все доходы от уплаты налогов и сборов, собираемых в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Чеченской Республики, в течение 10 лет в полном объеме дополнительно направляются в бюджет Чеченской Республики.

Статья 11. В целях совершенствования процедур кассового исполнения федерального бюджета органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Чеченской Республики устанавливают, что финансирование федеральных расходов осуществляется Управлением Федерального казначейства по Чеченской Республике.

Статья 12. Компенсация за счет средств федеральных источников увеличения расходов или уменьшения доходов Чеченской Республики, возникших вследствие принятия федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов государственной власти, осуществляется по отдельному Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики.

Статья 13. Взаимная передача федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Чеченской Республики права осуществления полномочий в соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по Соглашению во всех случаях, когда в Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий.

При передаче права отдельных полномочий в соответствующем Соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий.

Статья 14. В области взаимодействия с воинскими частями Министерства обороны и подразделениями МВД Российской Федерации, находящимися на территории Чеченской Республики:

- их размещение на территории Чеченской Республики, вывод из Чеченской Республики, вывоз материальных ценностей и технических средств, созданных с участием Чеченской Республики, осуществляются по согласованию с Правительством Чеченской Республики;

- командование воинских частей и других силовых структур, дислоцированных на территории Чеченской Республики, несет ответственность за соблюдение норм международного права, законов Российской Федерации и Чеченской Республики в отношении гражданского населения и обязаны заблаговременно извещать руководство Чеченской Республики о проводимых военных учениях и всех внеплановых перемещениях воинских подразделений на территории Чеченской Республики;

- запрещается их вмешательство в ее внутренние дела;

- транспортировка через Чеченскую Республику ядерного, химического оружия и других видов оружия массового поражения допускается с согласия Руководства Чеченской Республики;

- подразделения Министерства обороны и МВД Российской Федерации несут, в соответствии с федеральным законом, ответственность за нанесенный ущерб мирному населению, народному хозяйству, окружающей среде и памятникам материальной культуры республики. Ущерб, нанесенный их деятельностью Чеченской Республике, возмещается за счет Федерального бюджета.

- предприятиям Чеченской Республики предоставляются приоритетные права на поставку для воинских частей Министерства обороны и МВД Российской Федерации, дислоцированных на территории республики, продуктов питания, вещевого имущества и других материальных средств по отдельным Соглашениям;

- граждане Чеченской Республики, подлежащие призыву в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, проходят службу на территории Чеченской Республики или на добровольной основе за ее пределами.

Статья 15. Российская Федерация подтверждает и закрепляет административные границы Чеченской Республики с Республикой Ингушетия в рамках, существовавших по состоянию на 15 января 1934 года (на момент объединения Чеченской автономной области и Ингушской автономной области).

Статья 16. Настоящий Договор конкретизируется вытекающими из него дополнительными Соглашениями по отдельным направлениям сотрудничества (примерный перечень Соглашений прилагается), которые заключаются в течение трех месяцев после подписания настоящего Договора и являются его ной частью.

Статья 17. До 2005 года органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, обеспечивающие выполнение данного Договора, и приводят в соответствие с его требованиями ранее принятые.

Статья 18. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.

Договор вступает в силу через 10 дней после подписания и подлежит опубликованию.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Социализм в Южной Европе — слова и дела: Франция
NB!
11.12.16
Минкомсвязи РФ вступилось за репрессированных журналистов в Белоруссии
NB!
11.12.16
Курилы: Остановить «обгрызание» границ России!
NB!
11.12.16
Белорусские власти приступили к созданию «пророссийской оппозиции»?
NB!
11.12.16
Основная проблема референдума в Киргизии – технические сбои
NB!
11.12.16
Взрыв прогремел в коптской церкви Каира
NB!
11.12.16
Кого похоронил АртДокФест?
NB!
11.12.16
Telegraph: Тереза Мэй сталкивается с новыми преградами на пути к Brexit
NB!
11.12.16
Суд признал «отделы» МВД ПМР на избирательных участках незаконными
NB!
11.12.16
Устроит ли Трамп «охоту на ведьм» в министерстве энергетики США?
NB!
11.12.16
Польша осознала «ошибку» и обвинила РФ в нарушении международных прав
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Запад снял с Порошенко иммунитет от «свободы слова»
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад