США стремятся к мирному урегулированию в Нагорном Карабахе: справка Госдепа США

Степанакерт, 2 февраля 2005, 12:19 — REGNUM  1 февраля 2005 года Государственный департамент США опубликовал краткую справку по нагорно-карабахскому конфликту. ИА REGNUM приводит полный текст документа:

Предыстория вопроса

Вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха длился с 1990 по 1994 годы. К тому времени, тогда, в 1994 году, вступило в силу прекращение огня, армянские силы контролировали большую часть Нагорного Карабаха, а также большие полосы примыкающей азербайджанской территории. Военные действия плюс изгнание армян из Азербайджана и азербайджанцев из Армении привели к появлению более миллиона беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Примерно 100 000 азербайджанцев в настоящее время живут в лагерях беженцев в невыносимых условиях. Во время конфликта Турция закрыла свою сухопутную границу с Арменией, чтобы продемонстрировать свою солидарность с Азербайджаном, и с тех пор ее не открыла.

Стороны соблюдают соглашение о прекращении огня с 1994 года. Хотя имеют место нарушения прекращения огня и пограничные стычки, все стороны продолжают заявлять о своей неизменной приверженности мирному урегулированию посредством переговоров.

Мирный процесс

В 1992 году СБСЕ (ныне ОБСЕ) создала Минскую группу, коалицию государств-членов, занявшуюся содействием мирному разрешению конфликта. Сопредседатели Минской группы (Россия, Франция и США) выступают в качестве посредников, работающих в тесном и эффективном сотрудничестве со сторонами. В 1997-1998 годах челночная дипломатия сопредседателей позволила выработать три отдельных мирных предложения. Каждое из этих предложений было отвергнуто либо одной, либо другой из сторон.

Начиная с 1999 года, Президент Азербайджана Гейдар Алиев и Президент Армении Роберт Кочарян начали прямой диалог путем ряда двусторонних встреч. Позитивные события, происшедшие в марте 2001 года на парижской встрече между Президентами Алиевым, Кочаряном и Шираком, побудили Государственного секретаря Колина Л. Пауэлла пригласить обоих Президентов в Соединенные Штаты с целью продолжить свой диалог. Алиев и Кочарян встретились с сопредседателями в апреле 2001 года в Ки-Уэсте. Стороны добились значительного прогресса, но не смогли достичь всеобъемлющего урегулирования. Президенты Алиев и Кочарян встречались в рамках многосторонних встреч в конце 2001 года, а также на границе между двумя странами в августе 2000 года, но не смогли урегулировать свои разногласия. В 2003 году скончался Президент Гейдар Алиев, и переговоры замедлились в том году, когда обе страны проводили президентские выборы.

В 2004 году сопредседатели инициировали ряд встреч в Праге между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. "Пражский процесс" ставил своей целью активизировать диалог между сторонами. После серии встреч между министрами иностранных дел, а также встреч в Варшаве и Астане между Президентами Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном сопредседатели и стороны согласились с тем, что Пражский процесс следует продолжить в 2005 году и сосредоточиться на продвижении переговоров в направлении урегулирования. США как посредник

Соединенные Штаты продолжают активно заниматься продвижением мирного урегулирования конфликта. Налажено отличное сотрудничество между американскими, российскими и французскими посредниками. Соединенные Штаты не признают Нагорный Карабах независимой страной: и его руководство не имеет международного признания и не признается Соединенными Штатами. США поддерживают территориальную целостность Азербайджана и считают, что будущий статус Нагорного Карабаха - предмет переговоров между сторонами. Соединенные Штаты сохраняют приверженность нахождению мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы. Нас ободряют продолжающиеся переговоры между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.